ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 615
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
С каждым десятилетием улучшалась функциональность уже наличных приборов (например, телескопа). Появился ртутный термометр современного типа (1823, Г. Фаренгейт), шкала для измерения температуры с двумя репер- ными точками (1742, А. Цельсий). Усовершенствования измерительных приборов и развитие методологии давало явный эффект. Один показа- тельный пример: О. Ремер, измеряя скорость света в 1676 г., ошибся на 80 км/с., а Дж. Брэдли в 1728 г. – всего на 8 км/с. Важнейшим событием стало установление десятичной системы мер и весов (1790, Франция). В 1794 г. в Париже основана Политехническая школа – первое высшее учебное заведение, в котором глубоко изучались математика и естествознание. Об увеличение числа университетов не стоит и говорить.
«Подставила плечо» развивающейся науке и философия. Большой вклад в теорию познания внесли Дж. Беркли и Д. Юм. Философия Просвещение
пропагандировала культ разума, достоверных и обоснованных знаний, видя в них гарантию социального прогресса. В ее пространстве утвердился деизм, в основе которого – идея Великого часовщика: Бог сотворил мир, который празвивается по имманентным ему законам. Французский философ Вольтер стал одним из успешных популяризаторов научного наследия Ньютона в континентальной Европе.
Значительный вклад в натурфилософию внесли Г. Гегель и Ф. Шеллинг. Представители немецкой классики вооружили ученых диалектикой – учением о «превращении действительности в мысль, а мысли в действительность» (Э. В. Ильенков). Диалектическая методология, благодаря работам К. Маркса, Ф. Энгельса и их талантливых последователей была экстраполирована не только в социально-гуманитарные науки, но и естество- знание. В середине XIX в. начинается процесс систематизированного и целенаправленного философского анализа науки.
Велико значение И. Канта, который осуществил революцию, свергнув с философского пьедестала трансцендентное учение о бытии и приведя «к власти» теорию познания – учение об априорных идеях разума. Он обосновал необходимость особой науки, названной им «критикой чистого разума», возможность теоретического научного знания и превосходство научной
философии. В его работах рассматриваются ключевые темы и проблемы – оснований естествознания, методологии и логики (Кант автор термина
«формальная логика»), априорного и эмпирического; категорий, как осно- вания всякого опыта, архитектуры научного познания, путей приращения знания и т. д. Он формулирует важнейшую гносеологическую проблему:
«Каким образом получается, что субъективные условия мышления имеют объективную значимость, т. е. становятся условиями возможности всякого
познания предметов»1. Кант приходит к выводу, что нам доступны явления, фиксируемые в опыте, трансцендентный мир «вещей в себе» – не познаваем. Человек, обладающий чистой апперцепцией, которая есть «самосознание, порождающее представление я мыслю»2, познает в мире то, что привносит в него с помощью творчески активного разума.
Продолжается процесс институционализации науки. Основаны Швед- ская королевская академия наук (1739), Датская Королевская академия наук и литературы (1742), Королевская академия наук (Португалия, 1779), Ав- стрийская академия наук (1847), Папская академия наук (Ватикан, 1847), Национальная академия наук США (1863), Румынская академия (1866), Национальная академия наук Аргентины (1869) и другие. Организуются дисциплинарные объединения ученых: Парижское Линнеевское общество (1787), Геологическое общество Лондона (1807), Лондонское химическое общество (1841), Русское географическое общество (1845), Немецкое фи- зическое общество (1845); Московское математическое общество (1865). Французское математическое общество (1872), Зоологическое общество Франции (1876) и др. В 1815 г. в Женеве, по инициативе химика Х. А. Госсе прошла первая научная конференция «Естествознание». Появляются коорди- нирующие научные институции: Американская ассоциация содействия развитию науки (1848), Международная ассоциация геодезии (1862), Международная комиссия по зоологической номенклатуре (1895). После подписания Метрической конвенции (1875), основано Международное бюро мер и весов. Были проведены первые Международные научные конгрессы:
Медицинский (1851), Химический (1860), Географический (1871), Психо-
логический (1889), Математический (1898), Ботанический (1900), Фило- софский (1900) и т. д.
Начинается издание специализированных, затем и общенаучных журна- лов; многие из них существуют до сих пор. Это Philosophical Magazine (Анг- лия, 1798), Annalen der Physik (Германия, 1799), Astronomische Nachrichten (Германия, 1821), Botanical Journal of the Linnean Society (Англия, 1856), Journal of Zoology (Англия, 1830), Nature (Англия, 1869), Журнал Русского физико-химического общества (1869), Science (США, 1880).
1 Кант И. Критика чистого разума // Сочинения в 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 185.
2 Там же. С. 191.
Выводы
Классическая наука рождается в середине XVI века. Первые 150 лет ее истории характеризуется следующим.
На фоне переосмысления античного и средневекового наследия фор- мируется новая картина мира. В ее основе – представления об однородной и бесконечной Вселенной, пронизанной причинно-следственными связями. На своем фундаментальном уровне она состоит из движущихся материальных частиц (корпускул). Многообразие изменяющегося мира интерпретируется с позиций механики, законы которой позволяют предсказать любое состояние объекта. Природа все чаще предстает в образе машины, обладающей по- знаваемыми техническими характеристиками. Механицизм и детерминизм – существенные признаки классической науки, которая уходит от аристоте- левского понятия цели.
На смену геоцентризму приходит гелиоцентризм. Натурфилософы XVI – XVII вв. уже не испытывают пиетета перед античностью, но продолжают считать себя учениками Аристотеля, Платона, Галена. Коперник опроверг не только геоцентризм. Сам того не желая, он поставил под сомнение идею Творения и христианский антропоцентризм. Но процесс «расколдовывания мира» (М. Вебер) только начинается, религиозная система смыслов, целей и ценностей остается доминирующей.
Закладываются основы математического естествознания, формируется его концептуальный каркас. Физические объекты сближаются с объектами идеальными. Осознается важность объединения теории и эмпирии, абстракт- ного мышления и воплощенной инженерной мысли, демонстрируется объяснительный и прогностический потенциал такого синтеза.
Возникает потребность в тщательно разработанной методологии, по- нимаемой как машина для производства достоверного знания. В рассматри- ваемый период создаются