ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 437
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
У большинства аналитиков язык выступает как программа, с по- мощью которой человек «распаковывает» мир. Анализ языка – не само- цель, но средство решения философских проблем. Аналитический метод отличается от «традиционного» декартовского понимания анализа логи- ческой мощью и вниманием к языку. «Он уникален тем, что, будучи анали- зом, преследует также и конструктивные, синтетическиецели. Можно сказать, что синтез – важная черта в аналитическом методе. Во-первых, адекватный анализ увеличивает наше знание реальности, но не за счет до- бавления другой фактической информации, а за счет уточнения различных аспектов, которые ускользнули бы при построении всеобщих теорий. Во-вто- рых, аналитический метод допускает и даже считает необходимыми обобще- ния и общие схемы, если их основания достаточно проанализированы»14.
Влиятельным сциентистским направлением, сформировавшимся в пространстве прагматизма
(Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи), является ин-струментализм (наиболее яркая фигура – П. Бриджмен, автор «Логики современной физики»).Ключевые положения инструментализма таковы:
-
Эпистемология доминирует над онтологией. Знать – это знать, как действовать. Объективность и общезначимость не являются существен- ными признаками знания. Успех действия зависит от четкости поставлен- ной цели, согласованности принятых решений, правильно подобранных средств и технологий, оригинальности и гармоничности используемых методов, простоты, ясности, эффективности результатов. -
Познание – операционально. Оно должно быть ориентировано на расширение горизонта возможностей, привнесение в действительность ста- бильности и комфорта, вплоть до переформатирования социальной реаль- ности, конструирования ее альтернатив. -
Демаркация познания и действия, теоретически нейтрального и оценочного – излишни. Познающий субъект погружен в жизненные ситуа- ции, которые оцениваются в модусах прогнозируемости, целесообраз- ности, упорядоченности, выгоды.
13 Рассел Б. Исследование значения и истины. М., 1999. С. 237.
14 Никоненко С. В. Аналитическая философия: основные концепции. С. 8.
-
Формы познания – инструментальны. Они являются «умствен- ными способами приспособления к действительности» (У. Джеймс). Концепты, гипотезы, теории – интеллектуальный инвентарь, помогающий человеку адекватно реагировать на внешние вызовы, занять нишу в окружающей среде. -
Бытие знаков обусловливает бытие объектов, которые открывают- ся субъекту в форме ментальных репрезентаций. Язык играет решающую роль в формировании этих репрезентаций. -
Наука призвана заниматься измерениями и вычислениями, пред- сказывать течение и результаты наблюдений и экспериментов. Она своди- ма к утверждениям об опыте и не претендует на объяснения реальности. -
Разрыв с корреспондентной теорией, признание фрагментарности,
«полезности», субъективности истины. Такой подход продуцирует анти- реализм и антифундаментализм – установку, согласно которой у знания нет эмпирического и/или рационального базиса, а понятие истины – избы- точно. Данная установка принимает крайнюю форму у представителя неопрагматизма Р. Рорти, считавшего ошибочным «представление о фи- лософии как о дисциплине, которая имеет основания». Хотя тут же он признает, что сохранилась еще «ностальгия по философии как архитекто- нической и всеобъемлющей дисциплине»15.
Инструментализм привлекает точностью формулировок, аргументиро- ванностью выводов, здравомыслием, корректностью в отношении оп- понентов. Есть у него и проблемные моменты. Критический реалист М. Бунге обнаруживает в операционализме серьезные ошибки. Основные из них: радикальный эмпиризм и признание физической реальности частью человеческого опыта, смешение значения с экспериментальными процедурами, игнорирование объяснений в пользу предсказаний, преуве- личение роли операциональных определений. Научные понятия, фикси- рующие онтологические допущения, – не более чем вспомогательные инструменты, а гипотезы, имеющие дело с ненаблюдаемыми объектами,
«играют роль лишь математических мостов между действительными или возможными наблюдениями». Физические теории не претендуют на истин- ность, ибо не имеют объективно существующих референтов, «они служат простыми и эффективными способами систематизации и обогащения на- шего опыта, а не компонентами картины внешнего мира»16.
Плодотворное осмысление науки имело место и в рамках других философских направлений и междисциплинарных массивов знания (марксизм, структурализм, неопрагматизм, синергетика и т. д.) Наибо- лее влиятельными направлениями ХIХ – ХХ вв. являются
позитивизм и постпозитивизм.
15 Рорти P. Философия и зеркало природы. С. 195–196.
16 Бунге М. Философия физики. С. 18–19.
2. Позитивизм
Позитивизм (лат. positivus – положительный) – ведущее сциентист- ское направление современной западной философии, возникшее в 30-е гг. ХIХ в. на завершающем этапе второй научной революции. У позитивизма долгая история и широкая география распространения (Франция, Англия, Германия, Швейцария, Австрия, Польша, Россия). Предметные области, обнаруживаемые позитивистами, их цели, задачи, принципы, методы меня- лись во времени. Тем не менее, можно выделить базовые идеи, которые в том или ином виде выдвигались и разделялись всеми представителями данного направления:
-
Наука – высшая форма интеллектуальной деятельности, по когни- тивному потенциалу она превосходит философию, религию, искусство. -
Наука – гарантия комфортного существования человека и гармонич- ного социального развития, «локомотив» общественного прогресса. -
Эталон научности – математизированное естествознание, другие на- уки призваны ориентироваться на естествознание (прежде всего – физику), использовать в деле изучения социальной реальности методы точных наук. -
Необходимо найти четкие критерии разграничения научного знания, понимаемого как истинное, обоснованное фактами и рациональными аргу- ментами убеждение, и знания ненаучного (проблема демаркации). -
Наблюдение и эксперимент, сопровождаемые вычислениями, есть наиболее адекватные способы познания. -
Количественные предсказания, возможные только в формате синтеза физики и математики, имеют неоспоримое преимущество перед предсказа- ниями качественными, базирующимися на умозрительных спекуляциях. -
Философия, дабы быть научной, должна отказаться от постановки и решения метафизических проблем (доказательства бытия Бога, проблемы смысла жизни и бессмертия души, границ человеческой свободы и т. д.). -
Задача философов – работать во благо науки, а именно: а) теорети- чески обосновывать и совершенствовать методологию; б) разрабатывать адекватную логику научного исследования; в) совершенствовать язык на- уки, формировать ее понятийно-категориальный аппарат.