ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 471
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Нельзя не заметить, что материальная польза от науки-инструмента затмила культурную ценность науки, генерирующей смыслы и идеалы, нивелировала значимость ее гуманитарной миссии. Это проявляется в ума- лении авторитета естествознания, идеологической нагруженности науки, передаче инициатив в решении научных проблем политикам и «гретам тунберг», дискредитации критического и аналитического стиля мышления с помощью СМИ и социальных сетей. Философия и другие социально- гуманитарные дисциплины изгоняются из образовательного процесса по причине их, якобы, низкого прикладного значения. «Высока вероятность того, что инструментальное использование науки и далее будет вытеснять на периферию ее мировоззренческую функцию – способность быть источником рациональности для общества и личности. И здесь многое зависит от способности философии науки противодействовать этому, оставаясь школой философского и теоретического мышления. Задача, которую она могла бы решать, – это обоснование единства рациональности и гуманитарных ценностей»13.
Выводы
Историяифилософиянаукиизучаетсущность,структуру,эво- люциюнауки,ееэпистемологическоесодержаниеисоциокультурноефункционирование.Структура ИФН как отрасли знаний и учебной дис- циплины не является стабильной, будучи исторически обусловленной, за- висимой от контекстов и целей.
12 Касавин И. Т. Как возможна политическая философия науки? // Эпистемология и философия науки. 2015. № 3. С. 14.
13 Касавин И. Т. Социальная философия науки: идея и проект // Эпистемология и философия науки. 2014. № 4. С. 11.
Объект, именуемый «наукой», принципиально неполон, набор его свойств изменчив, исследователю целиком не дан. Отсюда – разнообразие дефиниций и классификаций, наличие ситуаций, когда редукционизм и холизм не исключают, но, скорее, дополняют друг друга. Остановимся на следующем определении: наука–массивспециализированных,струк- турированных, достоверных, обоснованных знаний о мире и познающемсубъекте – элементе социума; наука – культурный феномен, результатсистемногоинтерактивноговзаимодействияумозренияиопыта,синтезатеории и эмпирии.
Философия – это аналитическое и критическое преломление бытия в сознании людей, концептуальное моделирование действительного и возможных миров, постановка и решение фундаментальных
мировоззренческих проблем. Изучаемая нами дисциплина исследует онтологические основания науки, ее эпистемологические и логико-методо- логические аспекты, а также исторические и социально-культурные харак- теристики научно-познавательной деятельности, для краткости именуемой наукой.
Маркеры научности представим с помощью следующих терминов: предметность и проблемность, терминология и типология, методология, логика научного исследования, номология, праксиология. Этот перечень может быть расширен. Наука реализует себя в трех взаимодействующих функциональных мирах – эпистемологическом, культурно-мировоззрен- ческом, инструментально-экономическом. Упрощенно-потребительский подход к науке приводит к тому, что ее постижение сквозь оптику мета- физического вопрошания и аксиологического анализа, финитных смыслов и универсалий культуры уходит на второй план. Это чревато искажением научной картины мира и деформацией общественного сознания.
В историческом пространстве науки, на конкурентной основе, объ- ективируются и рационализируются изначально субъективные «варианты» мира, способы его интерпретации. Философия науки обобщает, концеп- туализирует полученные сообществом ученых результаты, переводит их в общезначимый формат. Она обогащает и систематизирует научные знания, способствует их репликации на уровне картины мира. Эти знания, проходя сквозь фильтр философской рефлексии, систематизируются, переосмысли- ваются в широком культурном контексте и дополняются универсальными
знаниями о самой науке.
Наука представляет собой исторически изменчивую форму общественного сознания и вид деятельности, а также – что чрезвычайно важно – специфический тип знания. Соответственно, научное исследование – это системный, логически и методологически обоснованный процесс поиска, форматирования и трансляции нового знания. К эпистемологическому аспек- ту науки переходим в программе следующей темы.
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии
В. В. Волошин
НАУКА В ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОМ РАКУРСЕ
Лекция
по дисциплине «История и философия науки»
Донецк, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1.Объект, предмет, структура, цель изучения и понятийно- категориальный аппарат дисциплины 3
2.Определение философии. Философия и мировоззрение 9
3.Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений. 11
4.Функции науки 14
Выводы 16
1.Предмет эпистемологии и ее типы 5
2.Определение ключевых эпистемологических категорий 8
3.Типология знания. Эпистемологическая специфика науки 20
Выводы 32
3.1.Онтология бытия и онтология реальности 5
3.2.Онтология и язык 20
3.3.Что такое сознания и как оно существует? 31
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 38
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ 38
Донецк, 2022 38
3.4.Реальность: многообразие трактовок 3
3.5.Альтернативы реальности: множественные и возможные миры 17
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 44
1.Историография науки: единство и многообразие подходов 3
2.Доклассическая наука: античность 16
3.Доклассическая наука: Средневековье 29
1.Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.) 5
2.Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.) 14
Выводы 43
В. В. Волошин 46
Лекция 46
1. Философия науки: возникновение, направления 5
2. Позитивизм 19
3. Постпозитивизм 31
Рост научного знания и концепт «научная революция» 48
Причины и типология научных революций 53
Изменение научной картины мира в результате научных революций 56
Выводы 58
Список рекомендованной литературы 59
Введение 63
Метод и методология 63
Методологические принципы 67
Эмпирические методы 80
Теоретические методы 86
Некоторые логические методы 91
Выводы 95
Введение 100
Научное понятие 100
Научный закон 108
Научное объяснение 112
Заключение 116
Научная проблема 121
Научный факт 125
Гипотеза 129
Научная теория 134
Заключение 141