ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 607
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
После фиксации проблемы, начинается ее разработка. Проблема уточ- няется в контексте тех целей, которые ставит ученый. Определяется ее релевантность в массиве имеющегося знания и степень разработанности, границы и структура, подыскиваются подходящие методы, формируется исследовательская стратегия. В случае необходимости, проблема «расщепляется» на задачи. В математике и логике устанавливается принципиальная разрешимость проблемы, в эмпирических науках – проводится анализ конкретных условий и альтернативных подходов к ее решению. После этого проблема оценивается на предмет новизны, универсальности, срочности, теоретической и практической значимости тех результатов, которые будут получены, рассчитываются риски и затраты (временные, интеллектуальные, финансовые), связанные с ее решением. Строятся прогнозы по поводу того, каков будет эффект в случае неудачи.
Проблема должна быть проверена на логическую правильность. Речь идет о непротиворечивости формулировок, отсутствии тавтологий, выво- димости из потенциальных решений проблемы следствий, допускающих эмпирическую проверку. Так как проблема чаще всего формулируется с помощью вопросов, необходимо обратиться к эротетической логике, чтобы установить, какие типы вопросов используются при работе над проблемой1. Итак, вопросы должны быть чистыми (ответ неизвестен), явными, определенными, узловыми, корректными, восполняющими. По отношению к принципу двузначности – инквизитивными (запрашивается некоторая неизвестная информация; ответы представляют собой категорические суж- дения). Проблема чаще формулируется с помощью сложного вопроса, и включает в качестве составляющих другие вопросы, соединенные логичес- кими союзами. По конечности альтернатив ответа, вопросы должны быть закрытые (возможно ограниченное количество ответов), иначе нарушается требование лимитативности. По семантике – корректные (правильно поставленные), предполагающие истинный нетривиальный ответ; предпо- сылка такого вопроса представляет собой истинное непротиворечивое зна- ние. Исключаются делиберативные вопросы, ответы не которые не могут быть истинными или ложными, а являют собой советы, внушения, реко- мендации. Не допустимы проверяющие вопросы (ответ известен отправи- телю вопроса), а также скрытые, уточняющие, наводящие, тривиальные, логически и прагматически бессмысленные, неопределенные, софистические вопросы. Напомним требования, предъявляемые к вопросу (многие из них уместны по отношению к проблеме). Это своевременность, непротиво- речивость, полнота, эффективность, согласованность, краткость, конкрет- ность, ясность.
Большое значение имеет следующий этап работы, связанный с опре- делением степени выполнимости вытекающего из проблемы проекта. Цели, которые ставит ученый, решая научную проблему, могут быть не- адекватными. Автор проблемно-решающей модели (a problem-solving model) научного познания Л. Лаудан обозначает два общих модуса критицизма познавательных целей. Это 1) утопичность и нереализуемость, 2) не- соответствие цели тем «неявным ценностям, которые присутствуют в практике общения и рассуждения». Ценности являются утопическими, когда нет веры в возможность их актуализации и операционализации. Например, когда речь идет о желании путешествовать с околосветовой скоростью, перед нами цель, недостижимая по причине нарушения законов физики. Такой утопизм Лаудан именует «демонстрируемым». Второй тип утопизма – семантический, когда цели и ценности не могут быть кратко, ясно и убедительно описаны. Третий тип – эпистемический – характеризуется тем, что невозможно сформулировать критерий, определяющий, когда цель присутствует и удовлетворяется, а когда нет.2
После того, как все стадии пройдены, проблема выходит на интер- субъективный уровень, обсуждается научным сообществом и постепенно «растворяется» в других формах научного знания. В частности, начинается создание гипотез, которые впоследствии опровергаются или подтвер- ждаются, становятся частями проектов, входят в состав теорий. В реальной познавательной деятельности, работа над проблемой имеет свои нюансы и не обязательно соответствует представленной выше последовательности. В каждой конкретной научной области и дисциплине проблематизация имеет свои нюансы, есть свои правила и специфические требования. Между про- блемами имеет место преемственность, проблема может оказаться принци- пиально не разрешимой, и тогда она «дробится» на частные проблемы, погружаемые в междисциплинарное пространство.
После решения проблемы происходит обнаружение и элиминация ошибок, открытие ранее неизвестных фактов и апробация не используемых методов, рождаются свежие идеи и теории, которые требуют понимания и критики. Рано или поздно появляется очередная, обогащенная проблема, выходящая на новый виток научного познания.
Научный факт
Понятие «факт» (лат. factum – сделанное, совершившееся) интуитивно видится настолько тривиальным, что нередко его используют как эписте- мологическое априори. Д. Юм констатировал, что все объекты, доступные человеческому разуму могут быть разделены на два вида: на отношения между идеями и факты. Диалектическое единство этих двух элементов замечено У. Хьюэллом: «Истинная теория – это факт, а факт – это знакомая теория. То, что является фактом в одном аспекте, теория в другом. Наиболее сложные теории, если они твердо установлены, являются фактами; простейшие факты включают что-то от теории. Теория и факт соответствуют в определенной степени идеям и ощущениям по природе их противоположности». Вся познавательная жизнь человека, по словам Б. Рассела, является с биологической точки зрения частью процесса приспособления к фактам, подразумевая в данном случае под таковыми все происходящее в мире. «Мир определяется фактами. Мир есть факты в логическом пространстве», – пишет Л. Витгенштейн. У него «факт» – категория-маркер действительности и наших знаний о ней. С данным утверждением не согласен К. Поппер, считая его следствием наивного реализма. Мир не состоит из фактов в том же смысле, как он состоит из четырехмерных процессов и трехмерных вещей. Факты – «это реальность, фиксированная дескриптивными утверждениями». Это логико-лингвистический «реферат», отличный от оригинала – «книги природы». Дж. Сантаяна констатирует: факт – имя для определенного, бросающегося в глаза свойства природного мира или события, которое, как предполагается, происходит в физической среде, будучи модусом субстанции. Определение С. В. Илларионова: «Факт – это элемент реальности, ставший достоянием нашего знания, или иначе: факт – это знание настолько достоверное, что мы можем отнести его к самой реальности»1.
Дж. Остин прослеживает историю слова «факт», которое вошло в лек- сикон в XVII в. и означало либо подвиг, либо преступное деяние. В сле- дующем столетии оно приобрело общий характер и стало указывать на то, что уже произошло, что имеет место в мире. Факт приобрел универсальное онтологическое звучание. Связь между фактом и знанием, тем более фактом и истинным высказыванием, обнаружила себя только в XIX в. «Факт» – противоречивая интенсиональная сущность, обусловленная ком- муникативным контекстом
2, – резюмирует Остин.
Д. Вуттон считает, что понятие «факт» получило распространение благодаря трудам Б. Паскаля и Т. Гоббса. В 1663 г. Лондонское королевское общество объявило своей официальной целью установление новых фактов. Их уже отличали от субъективных и пластичных явлений (phenomena) и вещей (res), которые «существуют без слов» и не являются истиной. С другой стороны, мы обращаемся с фактами так, словно они эквивалентны вещам. Понимание фактов двояко: то мы считаем их вещами и самой реальностью, то убеждениями или утверждениями о реальности. Как реальность, факты не могут быть истинными или ложными, как утверждения – могут. Это противоречие трудно разрешить. Факт вмещает в себя два мира, причем берет из обоих лучшее. Это качество делает факты первичным материалом науки, которая является сплавом реальности и культуры. «Факты и наука предназначены друг для друга»3.
Обнаруживается, минимум, четыре значения факта. Во-первых, факт – некоторый элемент, выделенный из чувственного восприятия. Во-вторых, суждение, интерпретирующее то, что нам дано в опыте. В-третьих, суждение, которое истинно утверждает неизменное следование или конъюнкцию характеристик. В-четвертых, термином «факт» обозначаются вещи, бытийствующие в пространстве-времени, и отношения между ними. В силу наличия вещей и отношений, суждения о мире и становятся истинными. «Быть фактом» тождественно «существовать»: факты имеют место и вос- принимаются очевидными благодаря чувственному опыту. В достижении фактов в четвертом смысле, утверждают М. Коэн и Э. Нагель, заключается функция гипотезы. Нет четкой границы между фактами и гипотезами, во время научного исследования статус суждения может изменяться от ве- роятностного к категорическому, от факта к гипотезе и наоборот1. Данная связь обнаруживалась и А. Айером. Он считал, что все пропозиции (выска- зывания), имеющие фактуальное содержание, являются эмпирическими гипотезами. Их задача – «обеспечить правило предвосхищения опыта»2. Такой вывод является дискуссионным. В отличие от гипотезы, фактуальное высказывание претендует на безальтернативность. Факт отличается инвариантностью (пусть и относительной) и устойчивым значением. Но он всегда оставляет, по словам П. Фейерабенда, «свободу теоретизирования».
Переходя на теоретический уровень, факт утрачивает гносеологическое «лидерство». Гипотезы и теории зависят не только от фактов, но и от традиции, к которой принадлежит ученый. От математического аппарата, которым он владеет, от его вкусов, эстетических взглядов, от мнений его друзей и других элементов,
которые существуют не в фактах, а в мышлении теоретика и, следовательно, носят субъективный характер. Нет набора «железных» фактов, окончательно ниспровергающих теории, как нет истинных теорий, которые эти факты объясняют. Один и тот же факт способен породить несовместимые теории3.
И. Лакатос, в свою очередь, доказывал, что не может быть расхождений между теорией и фактом, никакая теория не запрещает ничего заранее, одна теория не в состоянии исчерпывающе раскрыть и предсказать факты. Однако факты, будучи эмпирическим базисом, способны заявить: «Теории несовместимы». Может иметь место конфликт интерпретативной теории, в рамках которой рождаются факты, и теории объяснительной. Но, и здесь, отмечает Лакатос, все не так просто: проблема в том, какую теорию считать интерпретативной, то есть обеспечивающей «твердо установленные факты», а какую – объяснительно-гипотетической Лакатос противник монотеоретизма, в котором факт – достояние одной правильной теории. В его плюралистической модели несколько дедуктивно-организованных теорий спаяны вместе. Это позволяет, сохранив опыт в качестве «беспристрастного арбитра», сделать познание «менее догматичным, хотя и менее быстрым, и менее драматичным»4.
Итак, знакомство с «фактом», говорит о том, что это сложное понятие. Его референт находится на пограничье онтологии и гносеологии, является связующим звеном между эмпирией и теорией.
Научный факт, в отличие от факта обыденного, фиксирует не просто данные (событие, положение дел, результат деятельности), но нетривиаль- ные, значимые, сепарированные данные. Они получены из легитимирован- ных научным сообществом источников, адаптированы для нужд теории с помощью специальных способов, технических средств, языковых форм. Факт вписан в широкий научный контекст. Для него характерна методоло- гическая приемлемость, теоретическая значимость и функциональность, онтологическая универсальность. Факт типичен, экстраполируем на сово- купность однородных случаев, не замкнут в своем элементарном содер- жании, нагруженном случайностями и несущественными деталями «Науч- ный факт репрезентативен в том смысле, что он репрезентирует всегда больше, чем содержится в непосредственном единичном наблюдении или испытании. Он представляет собой целый класс (потенциально бесконечный) ситуаций и эффектов подобного же типа»