Файл: I. Периодический закон, периодическая система химических элементов в свете теории строения атомов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 275
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тип урока Комбинированный урок.
Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.
Тип урока Комбинированный урок.
Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление
Тема занятия: Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие
Тип урока: Урок сообщений новых знаний
Тип урока Комбинированный урок.
Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление
Тип урока Урок систематизации и обобшения.
Тип урока Комбинированный урок.
Тип урока Комбинированный урок.
Тип урока Комбинированный урок.
Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление
Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление
Тип урока Комбинированный урок.
Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление
Тип урока Контроль знаний и умений.
Тип урока Урок комбинированный.
Тип урока Урок комбинированный.
Тип урока Урок комбинированный.
Тип урока Урок комбинированный.
Тип урока Урок комбинированный.
Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.
Тема занятий Спирты, классификация. Функциональная группа, ее электронное строение
Тема занятий Многоатомные спирты. Получение и применение
Тема занятий Фенол. Строение, физические и химические свойства
Тема занятий Альдегиды.Состав и строение альдегидов. Хиимические свойства и получение.
Тема занятий Карбоновые кислоты, строение.
Тема занятий Физические и химические свойства карбоновых кислот.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
А. Наглядные пособия Слайды «Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений.»
Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс.
Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации) |
I. Организационные вопросы |
Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость |
обучающихся. |
II. Повторение пройденного материала (виды контроля знаний) |
1. Фронтальная беседа с группой по вопросам. |
- Что такое вещество? Ответ: Вещество – это то, из чего состоит физическое тело; - Вещество – это группа атомов. - Как классифицируются вещества? Ответ: простые и сложные ; -металлы и неметаллы. - Какие классы веществ вы знаете? Ответ: -кислоты, основания, оксиды, соли. - Они все обладают одинаковыми свойствами? Ответ: Нет. Все обладают разными свойствами и каждому классу присуще свои свойства и признаки. - Как вы думаете чаще всего металлы встречаются в природе в чистом виде или в виде соединений? Ответ: Чаще всего встречаются в виде солей неорганических кислот и оксидов. Блеф-игра: «Верите ли Вы, что…».(Слайд 3)
Вопрос: Что обозначает запись?Ме0– ne -> Me+n(Слайд 4) Ответ:Ме0 – является восстановителем, значит вступает во взаимодействие с окислителями. В качестве окислителей могут выступать:
|
III. Изложение нового материала (методика) |
1.Раздать краткий курс лекций по теме. 2. Показать слайды и объяснять тему с словесным и деманстрационным методом.3. Записать в тетрадях основные понятия. Вопрос:От каких факторов зависят восстановительные свойства металлов? (Слайд 5) Ответ:От положения в периодической таблице Д.И.Менделеева или от положения в электрохимическом ряду напряжения металлов. Учитель вводит понятия: химическая активность и электрохимическая активность. Пред началом объяснения ребятам предлагается сравнить активность атомов К и Liпоположению в периодической таблице Д.И. Менделеева и активность простых веществ, образованными данными элементами по положению в электрохимическом ряду напряжения металлов. (Слайд 6) Возникает противоречие:В соответствии с положением щелочных металлов в ПСХЭ и согласно закономерностям изменения свойств элементов в подгруппе активность калия больше, чем лития. По положению в ряду напряжения наиболее активным является литий. Новый материал. В чем отличие химической от электрохимической активности и объясняет, что электрохимический ряд напряжений отражает способность металла переходить в гидратированный ион, где мерой активности металла является энергия, которая складывается из трех слагаемых (энергии атомизации, энергии ионизации и энергии гидротации). Материал записываем в тетрадь. (Слайды 7-10) Вместе записываем в тетрадьвывод:Чем меньше радиус иона, тем большее электрическое поле вокруг него создается, тем больше энергии выделяется при гидротации, следовательно более сильные восстановительные свойства у этого металла в реакциях. Историческая справка:выступление обучающего о создании Бекетовым вытеснительного ряда металлов. (Слайд 11) Действие электрохимического ряда напряжения металлов ограничивается только реакциями металлов с растворами электролитов (кислот, солей). Памятка:
(Слайд 12) |
ІV. Закреплениев нового материала (выполнение заданий, оценка знаний и др.) |
Выполнение упражнений по учебнику. |
V. Домашнее задание |
Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, заданий по сборнику задач и упражнений выполнить в тетрадях. |
VI. Подведение итогов урока (Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока) |
1. Выставление оценок с комментарием, |
2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока |
Преподаватель_____________ А.С.Ингенбаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 20
Дата | Группа |
| С11ЭВМ |
| С11ПУ |
| СПМ |
| П11М |
Предмет Химия
Тема занятия ІV. Общие свойства металлов и неметаллов. Металлы и неметаллы, нахождение соединении металлов и неметаллов. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений.
Тип урока Урок новых знаний.
Цель занятия | Учебная: Знать строение металлов и неметаллов, классификацию спиртов, функцио - |
физические и химические свойства, электронное строение. | |
Развивающая: Уметь составлять уравнений окислительно - | |
восстановительных реакций, расстановка в них коэффициен- | |
тов методом электронного баланса. | |
Воспитательная: воспитывать обучающихся работать | |
группой, организованности, уметь пользоваться | |
учебниками. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
А. Наглядные пособия Слайды «Металлы и неметаллы, нахождение соединении металлов и неметаллов. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений.
Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс.
Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации) | ||||||||
I. Организационные вопросы | ||||||||
Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость | ||||||||
обучающихся. | ||||||||
II. Повторение пройденного материала (виды контроля знаний) | ||||||||
1. Фронтальная беседа с группой по вопросам. | ||||||||
- Где, в каких группах Периодической системы находятся металлы? | ||||||||
- К каким группам элементов они относятся? | ||||||||
- Где, в каких группах Периодической системы находятся неметаллы? | ||||||||
- К каким группам элементов они относятся? | ||||||||
2. Показать слайды и объяснять тему с словесным и деманстрационным методом.3. Записать в тетрадях основные понятия. Увеличение числа внешних электронов→
Увеличение R атома↓
| ||||||||
ІV. Закрепление нового материала (выполнение заданий, оценка знаний и др.) | ||||||||
1 – задание | ||||||||
Описать химические свойства магния, железа, меди. | ||||||||
2 – задание | ||||||||
Описать химические свойства брома. | ||||||||
3 – задание Описать химические свойства углерода. | ||||||||
V. Домашнее задание | ||||||||
Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, 119- прочитать, упр. 2, 3,4. | ||||||||
VI. Подведение итогов урока (Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока) | ||||||||
1. Выставление оценок с комментарием, | ||||||||
2. Выяснение положительных и отрицательных моментов урока |
Преподаватель_____________А.С.Ингенбаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №22
Дата | Группа |
| С11ЭВМ |
| С11ПУ |
| СПМ |
| П11М |
Предмет Химия
Тема занятия V. Важнейшие S –элементы и их соединения. Общая характеристика S – элементов. Щелочные металлы. Натрий и калий.
Тип урока Урок новых знаний.
Цель занятия | Учебная: Дать общую характеристику щелочных и щелочноземельным металлам по двум формам существования химических элементов: атом, простое вещество. систематизировать знания учащихся о периодичности; научить школьников пользоваться Периодической таблицей; сформулировать общие закономерности, лежащие в основе таблицы. |
и щелочноземельным металлам по двум формам существования | |
химических элементов: атом, простое вещество. Продолжить | |
развитие умения характеризовать химические элементы по их | |
положению в периодической таблице. Опираясь на знания зависимости | |
свойств металлов от строения их атомов, предсказать | |
характерные химические свойства щелочных металлов | |
Развивающая: Развитие умения логически рассуждать, | |
обобщать и делать выводы из полученных знаний | |
умения слушать своих товарищей. | |
Воспитательная: развитие умения действовать | |
самостоятельно, воспитание культуры умственного труда. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
А. Наглядные пособия Слайды «Общая характеристика S – элементов. Щелочные металлы. Натрий и калий.»
Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс.
Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации) |
I. Организационные вопросы |
Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость |
обучающихся. |
II. Повторение пройденного материала (виды контроля знаний) |
1. Фронтальная беседа с группой по вопросам. |
- Какие элементы относятся к s элементам? |
- Какие элементы относятся к щелочным металлам? |
- ПСХЭ где они расположены? |
III. Изложение нового материала (методика) |
s-Элементы – это элементы, у которых происходит заполнение s-подуровня. Данные элементы находятся в главных подгруппах первой и второй групп. S-элементы первой группы включают водород и щелочные металлы, а второй группы – бериллий, магний и щелочноземельные металлы. К s-элементам также относится инертный газ гелий. S - металлы первой группы включают: литий (Li), натрий (Na), калий (К), рубидий (Rb), цезий (Сs) и франций (Fr). Данные металлы называются щелочными, так как два главных представителя (натрий и калий) образуют сильные основания – щелочи. На внешнем энергетическом уровне атомов данных элементов находится один электрон, который атомы щелочных металлов легко отдают, превращаясь в однозарядные катионы. С увеличением порядкового номера элементов увеличиваются радиусы атомов, что приводит к усилению восстановительной активности. Щелочные металлы характеризуются незначительной твёрдостью, малой плотностью и низкими температурами плавления. s -Элементы второй группы включают: бериллий (Ве), магний (Мg) и щелочноземельные металлы – кальций (Са), стронций (Sr), барий (Ва) и радий (Rа). Бериллий и магний существенно отличаются от остальных элементов данной группы. Бериллий является амфотерным металлом. Магний образует слабое основание, а щелочноземельные металлы – сильные основания. Данные металлы имеют на внешнем уровне по два электрона и сравнительно легко их отдают, превращаясь в двухзарядные катионы. Они имеют большую, чем щелочные металлы, твёрдость и довольно высокие температуры плавления. Данные металлы обладают высокой химической активностью. Их активность можно определить по положению в электрохимическом ряду. Следует обратить внимание на то, что литий по положению в электрохимическом ряду самый активный металл (φ0 = –3,045 В), хотя по положению в периодической таблице он, в сравнении с остальными щелочными металлами, является самым слабым восстановителем. Это является следствием того, что положение металла в электрохимическом ряду определяется суммой трех величин: 1) энергии разрушения кристаллической решетки; 2) энергии ионизации металла; 3) энергии гидратации образовавшегося иона. Энергии разрушения кристаллической решетки для данных металлов примерно одинаковы. Энергия ионизации атома лития в подгруппе самая высокая (Е = 5,39 эВ), но энергия гидратации иона лития, благодаря малому радиусу, аномально высокая. По сумме данных трех величин литий в водном растворе электрохимически самый активный металл. При взаимодействии щелочных металлов с кислородом воздуха: литий образует оксид (Li2О), натрий – пероксид (Na2О2), а калий, рубидий и цезий – надпероксиды (МеО2). Бериллий, магний и щелочноземельные металлы легко окисляются на воздухе с образованием оксидов. Натрий и калий как представители щелочных металлов: строение атомов, распространение в природе. Физические и химические свойства натрия и калия. Натрий и калий являются элементами главной подгруппы I группы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. На внешнем энергетическом уровне атомов этих элементов находится 1 неспаренный s-электрон. Пытаясь завершить внешний энергетический уровень, атомы этих элементов энергично отдают один электрон и проявляют свойства активных восстановителей. В своих соединениях эти элементы являются одновалентными. Итак, Натрий и калий - типичные представители щелочных металлических элементов. В природе щелочные встречаются только в виде солей. Важнейшими минералами натрия является каменная соль или галит NaCl, чилийская селитра NaNO3, глауберова соль или мирабилит Na2SO4 • 10H2O. Большое количество солей натрия кристаллизуется при испарении морской воды. Массовая доля натрия в земной коре составляет 2,6%. Калий, как и натрий, является достаточно распространенным химическим элементом. Массовая доля калия в земной коре - 2,5%. Природные соли калия - сильвин KCl, сильвинит КCl • NaCl, карналлит КCl • MgCl2 • 6H2O. Калий входит в состав полевых шпатов и слюды. Катионы натрия и калия играют важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Натрий содержится в костной ткани, крови, мозга, легких, жидкости глаза, спинномозговой жидкости. Катионы натрия участвуют в поддержании осмотического давления и кислотно-щелочного равновесия, в проведении нервных импульсов. Калий содержится в костной ткани, мышцах, крови, мозге, сердце, почках. Катионы калия участвуют в проведении биоэлектрических потенциалов в нервах и мышцах, в регуляции сокращений сердца и других мышц, поддерживающих осмотическое давление в клетках, активируют некоторые ферменты. По физическим свойствам натрий и калий являются типичными металлами. Они имеют серебристо-белый цвет, высокую электропроводность и теплопроводность. Отличаются они тем, что достаточно пластичными, мягкими (их легко резать ножом), легкими (плавающие на поверхности воды) и легкоплавкими. Свежие срезы натрия и калия блестят. Эти металлы очень активны, поэтому их хранят под слоем керосина, или в запаянных ампулах. Натрий и калий имеют высокую химическую активность и являются сильными восстановителями. На воздухе натрий и калий легко окисляются. Продуктами реакции являются соответствующие оксиды и пероксиды этих элементов: 4Na + O2 = 2Na2O 2Na + O2 = Na2O2 4K + O2 = 2K2O K + O2 = KO2. Натрий и калий активно реагируют с галогенами с выделением света. При взаимодействии натрия с хлором образуется натрий хлорид: 2Na + Сl2 = 2NaСl. Продуктами реакции натрия и калия с серой являются сульфиды этих элементов, например: 2K + S = K2S. При взаимодействии натрия и калия с водой образуется соответствующий луг и газовать водород. Натрий реагирует с водой достаточно активно: 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 Реакция калия с водой происходит еще активнее с возможным самовоспламенением водорода: 2K + 2H2O = 2KOH + H2. Натрий и калий добывают электролизом расплавов хлоридов и гидроксидов этих элементов. Впервые натрий и калий были получены в 1807 году английским ученым Хэмфри Дэви. Натрий используют как наполнитель газоразрядных ламп. В металлургии натрием восстанавливают некоторые редкие металлы: титан, цирконий, тантал. Калий используется в фотоэлементах. Натрий, калий и их сплавы применяют как теплоносители в ядерных энергетических установках. Калий является важным элементом для развития растений, и вносится в почву в виде калийных удобрений. |
V. Домашнее задание |
Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, стр. 147 – 156 прочитать, упр. 3, 5 на стр. 156 выполнить в тетрадях. |
VI. Подведение итогов урока (Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока) |
1. Выставление оценок с комментарием, |
2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока |