Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1005

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПАВЛОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

С. Е. КОЗОРИЗ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Учебное пособие
для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 «Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта», 050713 «Транспорт, транспортная техника и технологии»

Павлодар, 2006

УДК 629.3.072.8

ББК 39.33-01

К-59

Рекомендовано к изданию ученым советом Павлодарского университета,

.

Рецензенты: кандидат технических наук, профессор Павлодарского университета Е.К. Ордабаев;

кандидат технических наук, профессор Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова В.П. Василевский

Козориз С.Е.


К-59 Методические основы подготовки водителей транспортных средств. - Учебное пособие. – Павлодар, Павлодарский университет, 2005. - 272 с.

ISBN 9965-410-39-9



В учебном пособии рассматриваются вопросы подготовки водителей в современных условиях, с момента организации учебной точки по подготовке водителей до приема квалификационных экзаменов в РЭО дорожной полиции. Освещаются вопросы организации учебного процесса, приемы проведения теоретических и практических занятий, практического обучения вождению, оснащение современным оборудованием специализированных классов автошкол, использование компьютерных технологий для оценки психофизиологического состояния кандидатов в водители, контроля знаний ПДД, автоматизированного документооборота для формирования пакета документов, представляемых на экзамен в РЭО УДП ДВД для проведения внешнего экзамена.


Представленные материалы прошли обкатку в действующей автошколе ПАУ

«Автомобилист» в течение 2001-2005 уч. г.г. и показали свою эффективность. Их использование позволило повысить качество подготовки курсантов. Компьютерные программы внедрены в учебный процесс ПаУ, ВКГТУ им. Д. Серикбаева, а также используются в учебном процессе учебных заведений Республики Казахстан. Представленное программное обеспечение защищено свидетельством о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности в Республике Казахстан.

Учебное пособие разработано на основании лекций, читаемых в Павлодарском университете на кафедре «Транспорт и машиностроение». Предназначено для изучения в учебном процессе и использования при дипломном проектировании студентами и аспирантами специальности 050901 «Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта», 050713 «Транспорт, транспортная техника и технологии», а также для преподавателей автошкол, занимающихся подготовкой водителей транспортных средств категорий A, B, C, D. E.

Библиогр. 27 назван., рис. 78

ISBN 9965-410-39-9 Павлодарский университет, 2006

Козориз С.Е., 2006

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5

  1. РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ

ДВИЖЕНИЯ 7

    1. Сущность и задачи обучения9

    2. Основные принципы и правила обучения…………………………………………….. 9

    3. Преподаватель как организатор учебного процесса10

    4. Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно- воспитательные задачи14

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ 16

    1. Правила получения права на управление транспортными средствами16

    2. Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств17

    3. Порядок формирования учебной группы18

    4. Программа «АРМ руководителя автошколы» 19

    5. Подготовка водителей за рубежом24

  2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 31

    1. Методические рекомендации по проведению теоретических занятий31

    2. Подготовка преподавательского состава к занятиям31

      1. Составление рабочей программы и конспекта32

    3. Методика проведения занятий33

      1. Организация начала занятия33

      2. Обеспечение внимания учащихся на занятиях34

      3. Особенности проведения практических занятий38

  3. УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ 40

    1. Оценка знаний42

    2. Основные требования к оценке успеваемости46

  4. ПРАВИЛА ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ 47

    1. Психофизиологические основы деятельности водительского мастерства47

    2. Методика обучения вождению автомобиля52

    3. Психологическая подготовка водителей54

      1. Идеомоторика как метод подготовки водителей55

    4. Проведение занятий по вождению автомобиля56

      1. План занятия по отработке упражнения 9 «Вождение по загородным дорогам» 59

      2. Методика отработки 9 – го упражнения59

    5. Должностная инструкция мастера производственного обучения вождению60

    6. Инструкция по общим мерам безопасности при вождении автомобиля61

    7. Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка63

    8. Инструктивная карта по проверке навыков вождения автомобиля курсантом63

    9. Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению65

  5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССОВ В АВТОШКОЛЕ 66

    1. Технические средства обучения и их роль в учебном процессе66

    2. Технические средства, используемые для психофизиологических обследований водителей66

      1. Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении………. 67

      2. Устройство «Реакция» модели ОБД-62… 67

      3. Устройство «Внимание» модели ОБД-63… 68

      4. Устройство «Работомер» модели ОБД-59… 68

      5. «Тремометр» модели ОБД-60… 69

      6. «Адаптометр» модели ОБП-25… 69

    3. Учебные классы70

      1. Кабинет устройства и технического обслуживания автомобилей72

      2. Лаборатория устройства и технического обслуживания75

      3. Кабинет Правил и безопасности дорожного движения76

    4. Программа по контролю знаний ПДД водителями автотранспортных средств78

    5. Программа «Тест на определение уровня внимательности» 80

    6. Программа «Определение реакции водителя» 84

  6. КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ 88

    1. Психологические и педагогические требования к автомобильным тренажерам88

    2. Классификация и основные типы автомобильных тренажеров92

      1. Теневые тренажеры93

      2. Тренажер с подвижным полотном дороги96

      3. Телевизионные тренажеры97

      4. Тренажеры с кинопроектором99

    3. Автотренажеры с применением ЭВМ102

      1. Тренажер ОТКВ-2… 102

      2. Виртуальный автосимулятор NADS 103

      3. Автотренажер GT4 105

      4. Автотренажер «Ореол» ПАУ105

      5. Комплексный автомобильный тренажер А.М. Савельева106

      6. VMT тренажер108

    4. Методы обучения и тренировки на автотренажерах109

  7. АВТОДРОМ 112

  8. УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ……………………………………. 115

    1. Учебные автомобили115

    2. Учебные маршруты115

    3. Техника вождения автомобиля в особых условиях116

  9. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА 121

    1. Порядок приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений121

    2. Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции122


    1. Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)……………………………………………….

    2. Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)…………………………………………………………………

124

126

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ 128


ЛИТЕРАТУРА136

ПРИЛОЖЕНИЕ А - Образец заявления-анкеты курсанта137

ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Пример договора на подготовку курсантов138

ПРИЛОЖЕНИЕ В Образец водительской карточки139

ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Пример акта обследования автошколы комиссией140

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Образец план графика обучения групп142

ПРИЛОЖЕНИЕ Е Образец расписания занятий группы147

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Образец графика обучения вождению150

ПРИЛОЖЕНИЕ И - Перечень кабинетов (классов) автошколы и оборудования для подготовки водителей индивидуальных транспортных средств категории «ВС»

151

ПРИЛОЖЕНИЕ К - Схема площадки для учебной езды (автодром) 153

ПРИЛОЖЕНИЕ Л - Протокол экзаменационной комиссии154

ПРИЛОЖЕНИЕ М Образец экзаменационного листа теоретического внутреннего экзамена в автошколе……………………………………………………..

155

ПРИЛОЖЕНИЕ Н - Образец протокола практического экзамена в автошколе156

ПРИЛОЖЕНИЕ П - Контрольная таблица 2 этапа практического экзамена159

ПРИЛОЖЕНИЕ Р - Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист» 161

ВВЕДЕНИЕ



Ежегодно в мире от ДТП погибает около 1,0 млн. человек. По данным Комиссии Европейского сообщества, вследствие полученных травм в ДТП около 45 тыс. европейцев погибают и 1,6 млн. получают ранения, примерно один из каждых 80 европейцев умирает в возрасте до 40 лет. На каждого погибшего в ДТП приходится приблизительно 25-35 раненых, многим из которых требуется госпитализация.


Продолжается интенсивный рост автомобильного парка. Большинство экономически развитых государств уже прошли этап "взрывного" увеличения количества легковых автомобилей, как правило, продолжающийся до уровня 300 единиц транспорта в расчете на 1 тыс. жителей, после которого темпы роста автопарка замедляются. В настоящее время, количество транспортных средств, приходящихся на тысячу жителей, превышает 500 единиц - в Люксембурге, 400 - в Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Норвегии, Португалии, Франции, Швеции, 300 - в Дании и Финляндии, 129 в Российской Федерации. В Казахстане этот показатель составляет 85 легковых автомобилей.

В отрасли автомобильного транспорта заняты миллионы людей. От надёжности водителя, эффективности его деятельности зависит производительность транспортных средств и безопасность дорожного движения. Рост автомобильного парка и интенсивности движения влечёт за собой увеличение числа дорожно-транспортных происшествий, усугубляет тяжесть их последствий в социальном, медицинском и экономическом отношениях. Сложные дорожно- транспортные условия современного движения на улицах и дорогах предъявляют весьма высокие требования к надёжности водителя. Поэтому большое значение имеет проблема улучшения подготовки водительских кадров для автомобильного транспорта и повышения их профессиональной пригодности.

Усовершенствование конструкции автомобиля приводит к облегчению физического труда водителя, уменьшению затрат мускульной энергии. Однако одновременно резко возрастает психофизиологическая нагрузка на водителя, приводящая к переутомлению, увеличению числа ошибок, неправильных решений и, как следствие, к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому проблема человеческого фактора приобретает первостепенное значение и является ещё далеко неиспользованным резервом для повышения безопасности дорожного движения. Водитель является самым главным, но и менее надёжным звеном системы водитель – автомобиль – дорога – среда (ВАДС). Из-за ошибок водителя происходит подавляющее большинство 70-80% дорожно-транспортных происшествий, которые приводят к травмам,