Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 1005
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ
Программа «АРМ руководителя автошколы»
Подготовка водителей за рубежом
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные требования к оценке успеваемости
Методика обучения вождению автомобиля
Психологическая подготовка водителей
Проведение занятий по вождению автомобиля
Методика отработки 9 – го упражнения
Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка
Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению
Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.
Программа «Тест на определение уровня внимательности»
Программа «Определение реакции водителя»
Классификация и основные типы автомобильных тренажеров
Автотренажеры с применением ЭВМ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции
Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»
Медицинское освидетельствование прошел
Председатель комиссии (фамилия)
КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Категория транспортного средства «», группа №
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПАВЛОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
С. Е. КОЗОРИЗ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Учебное пособие
для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 «Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта», 050713 «Транспорт, транспортная техника и технологии»
Павлодар, 2006
УДК 629.3.072.8
ББК 39.33-01
К-59
Рекомендовано к изданию ученым советом Павлодарского университета,
.
Рецензенты: кандидат технических наук, профессор Павлодарского университета Е.К. Ордабаев;
кандидат технических наук, профессор Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова В.П. Василевский
Козориз С.Е.
К-59 Методические основы подготовки водителей транспортных средств. - Учебное пособие. – Павлодар, Павлодарский университет, 2005. - 272 с.
ISBN 9965-410-39-9
В учебном пособии рассматриваются вопросы подготовки водителей в современных условиях, с момента организации учебной точки по подготовке водителей до приема квалификационных экзаменов в РЭО дорожной полиции. Освещаются вопросы организации учебного процесса, приемы проведения теоретических и практических занятий, практического обучения вождению, оснащение современным оборудованием специализированных классов автошкол, использование компьютерных технологий для оценки психофизиологического состояния кандидатов в водители, контроля знаний ПДД, автоматизированного документооборота для формирования пакета документов, представляемых на экзамен в РЭО УДП ДВД для проведения внешнего экзамена.
Представленные материалы прошли обкатку в действующей автошколе ПАУ
«Автомобилист» в течение 2001-2005 уч. г.г. и показали свою эффективность. Их использование позволило повысить качество подготовки курсантов. Компьютерные программы внедрены в учебный процесс ПаУ, ВКГТУ им. Д. Серикбаева, а также используются в учебном процессе учебных заведений Республики Казахстан. Представленное программное обеспечение защищено свидетельством о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности в Республике Казахстан.
Учебное пособие разработано на основании лекций, читаемых в Павлодарском университете на кафедре «Транспорт и машиностроение». Предназначено для изучения в учебном процессе и использования при дипломном проектировании студентами и аспирантами специальности 050901 «Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта», 050713 «Транспорт, транспортная техника и технологии», а также для преподавателей автошкол, занимающихся подготовкой водителей транспортных средств категорий A, B, C, D. E.
Библиогр. 27 назван., рис. 78
ISBN 9965-410-39-9 Павлодарский университет, 2006
Козориз С.Е., 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
-
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ
ДВИЖЕНИЯ 7
-
Сущность и задачи обучения9 -
Основные принципы и правила обучения…………………………………………….. 9 -
Преподаватель как организатор учебного процесса10 -
Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно- воспитательные задачи14
-
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ 16-
Правила получения права на управление транспортными средствами16 -
Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств17 -
Порядок формирования учебной группы18 -
Программа «АРМ руководителя автошколы» 19 -
Подготовка водителей за рубежом24
-
-
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 31-
Методические рекомендации по проведению теоретических занятий31 -
Подготовка преподавательского состава к занятиям31-
Составление рабочей программы и конспекта32
-
-
Методика проведения занятий33-
Организация начала занятия33 -
Обеспечение внимания учащихся на занятиях34 -
Особенности проведения практических занятий38
-
-
-
УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ 40-
Оценка знаний42 -
Основные требования к оценке успеваемости46
-
-
ПРАВИЛА ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ 47-
Психофизиологические основы деятельности водительского мастерства47 -
Методика обучения вождению автомобиля52 -
Психологическая подготовка водителей54-
Идеомоторика как метод подготовки водителей55
-
-
Проведение занятий по вождению автомобиля56-
План занятия по отработке упражнения № 9 «Вождение по загородным дорогам» 59 -
Методика отработки 9 – го упражнения59
-
-
Должностная инструкция мастера производственного обучения вождению60 -
Инструкция по общим мерам безопасности при вождении автомобиля61 -
Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка63 -
Инструктивная карта по проверке навыков вождения автомобиля курсантом63 -
Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению65
-
-
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССОВ В АВТОШКОЛЕ 66-
Технические средства обучения и их роль в учебном процессе66 -
Технические средства, используемые для психофизиологических обследований водителей66-
Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении………. 67 -
Устройство «Реакция» модели ОБД-62… 67 -
Устройство «Внимание» модели ОБД-63… 68 -
Устройство «Работомер» модели ОБД-59… 68 -
«Тремометр» модели ОБД-60… 69 -
«Адаптометр» модели ОБП-25… 69
-
-
Учебные классы70-
Кабинет устройства и технического обслуживания автомобилей72 -
Лаборатория устройства и технического обслуживания75 -
Кабинет Правил и безопасности дорожного движения76
-
-
Программа по контролю знаний ПДД водителями автотранспортных средств78 -
Программа «Тест на определение уровня внимательности» 80 -
Программа «Определение реакции водителя» 84
-
-
КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ 88-
Психологические и педагогические требования к автомобильным тренажерам88 -
Классификация и основные типы автомобильных тренажеров92-
Теневые тренажеры93 -
Тренажер с подвижным полотном дороги96 -
Телевизионные тренажеры97 -
Тренажеры с кинопроектором99
-
-
Автотренажеры с применением ЭВМ102-
Тренажер ОТКВ-2… 102 -
Виртуальный автосимулятор NADS 103 -
Автотренажер GT4 105 -
Автотренажер «Ореол» ПАУ105 -
Комплексный автомобильный тренажер А.М. Савельева106 -
VMT тренажер108
-
-
Методы обучения и тренировки на автотренажерах109
-
-
АВТОДРОМ 112 -
УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ……………………………………. 115-
Учебные автомобили115 -
Учебные маршруты115 -
Техника вождения автомобиля в особых условиях116
-
-
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА 121-
Порядок приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений121 -
Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции122
-
-
Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)………………………………………………. -
Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)…………………………………………………………………
124
126
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ 128
ЛИТЕРАТУРА136
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Образец заявления-анкеты курсанта137
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Пример договора на подготовку курсантов138
ПРИЛОЖЕНИЕ В – Образец водительской карточки139
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Пример акта обследования автошколы комиссией140
ПРИЛОЖЕНИЕ Д – Образец план – графика обучения групп142
ПРИЛОЖЕНИЕ Е – Образец расписания занятий группы147
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж – Образец графика обучения вождению150
ПРИЛОЖЕНИЕ И - Перечень кабинетов (классов) автошколы и оборудования для подготовки водителей индивидуальных транспортных средств категории «ВС»
151
ПРИЛОЖЕНИЕ К - Схема площадки для учебной езды (автодром) 153
ПРИЛОЖЕНИЕ Л - Протокол экзаменационной комиссии154
ПРИЛОЖЕНИЕ М – Образец экзаменационного листа теоретического внутреннего экзамена в автошколе……………………………………………………..
155
ПРИЛОЖЕНИЕ Н - Образец протокола практического экзамена в автошколе156
ПРИЛОЖЕНИЕ П - Контрольная таблица 2 этапа практического экзамена159
ПРИЛОЖЕНИЕ Р - Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист» 161
ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно в мире от ДТП погибает около 1,0 млн. человек. По данным Комиссии Европейского сообщества, вследствие полученных травм в ДТП около 45 тыс. европейцев погибают и 1,6 млн. получают ранения, примерно один из каждых 80 европейцев умирает в возрасте до 40 лет. На каждого погибшего в ДТП приходится приблизительно 25-35 раненых, многим из которых требуется госпитализация.
Продолжается интенсивный рост автомобильного парка. Большинство экономически развитых государств уже прошли этап "взрывного" увеличения количества легковых автомобилей, как правило, продолжающийся до уровня 300 единиц транспорта в расчете на 1 тыс. жителей, после которого темпы роста автопарка замедляются. В настоящее время, количество транспортных средств, приходящихся на тысячу жителей, превышает 500 единиц - в Люксембурге, 400 - в Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Норвегии, Португалии, Франции, Швеции, 300 - в Дании и Финляндии, 129 в Российской Федерации. В Казахстане этот показатель составляет 85 легковых автомобилей.
В отрасли автомобильного транспорта заняты миллионы людей. От надёжности водителя, эффективности его деятельности зависит производительность транспортных средств и безопасность дорожного движения. Рост автомобильного парка и интенсивности движения влечёт за собой увеличение числа дорожно-транспортных происшествий, усугубляет тяжесть их последствий в социальном, медицинском и экономическом отношениях. Сложные дорожно- транспортные условия современного движения на улицах и дорогах предъявляют весьма высокие требования к надёжности водителя. Поэтому большое значение имеет проблема улучшения подготовки водительских кадров для автомобильного транспорта и повышения их профессиональной пригодности.
Усовершенствование конструкции автомобиля приводит к облегчению физического труда водителя, уменьшению затрат мускульной энергии. Однако одновременно резко возрастает психофизиологическая нагрузка на водителя, приводящая к переутомлению, увеличению числа ошибок, неправильных решений и, как следствие, к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому проблема человеческого фактора приобретает первостепенное значение и является ещё далеко неиспользованным резервом для повышения безопасности дорожного движения. Водитель является самым главным, но и менее надёжным звеном системы водитель – автомобиль – дорога – среда (ВАДС). Из-за ошибок водителя происходит подавляющее большинство 70-80% дорожно-транспортных происшествий, которые приводят к травмам,