Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1051

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»

того или иного действия. Плохо представляя себе, взаимодействие отдельных механизмов, учащийся допускает переключение передач с шумом шестерен, не имея представления об особенностях криволинейного движения автомобиля, поворачивает направо, наезжая задним колесом на препятствие и т. д.

Мышление. При обучении развивается техническое мышление, отвечающее особенностям профессии водителя, условиям движения и требованиям безопасности. Рост скоростей движения, интенсивности и плотности транспортных и пешеходных потоков предъявляют повышенные требования к быстроте мышления, восприятия и оценки дорожной обстановки, в значительной степени определяющих надежность работы водителя.

Развитие технического мышления неразрывно связано с теоретическим и производственным обучением, дальнейшее обогащение оно получает в процессе занятий по вождению автомобиля. Прежде чем начать действовать, учащийся уясняет, что он должен сделать, предусматривает возможные затруднения, учитывает последствия неправильных действий и т. п. Ясно осознавая цель своих действий, учащийся находит сам или с помощью мастера лучшие способы ее достижения на основе соединения теории и практики. Немаловажное значение в этом имеет правильное применение производственно-технической терминологии.

Память - сложный, психический процесс удержания в сознании, воспроизведения и узнавания того, что произошло в жизни или усвоено в процессе обучения. Различают следующие виды памяти: слуховую, зрительную, мускульно-двигательную, смешанную.

Одни учащиеся лучше запоминают зрительно, другие - на слух, третьи - при помощи двигательных ощущений. Распространенным бывает смешанный вид памяти (зрительно - слуха

- двигательный). Наиболее прочное запоминание достигается при помощи мускульно- двигательного вида памяти. Ни один вид памяти не может сравниться с этим динамичным способом запоминания. Отсюда смысл и значение практического выполнения упражнений по вождению автомобиля.

Мастер воздействует на слуховой вид памяти объяснением, на зрительный показом, которые синтезируются и закрепляются в мускульно-двигательной деятельности. Мастер добивается профессионального развития всех видов памяти в процессе обучения вождению автомобиля.

Возможны два
вида запоминания: механическое и осмысленное или логическое.

Механическое запоминание - заучивание последовательности отдельных действий без понимания их внутренней связи, смысла и значения.

Логическое запоминание основано на понимании внутренних связей между отдельными действиями, их смысла и значения. В этом существенные преимущества логического запоминания. Доходчивые объяснения и показ мастера способствуют наиболее прочному, логическому запоминанию.

    1. 1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   54

Методика обучения вождению автомобиля


Управление автомобилем в современных условиях - процесс чрезвычайно сложный в техническом и психологическом отношениях.

То количество информации, которое обрушивается на начинающего водителя, значительно превышает возможности ее усвоения. Для того, чтобы двигаться по дороге даже с минимальной интенсивностью, водитель должен выполнить в строгой последовательности и с точной дозировкой множество действий. Каждое из них требует определенного навыка и является весьма сложным, состоящим из нескольких компонентов (движений).

Анализ деятельности человека за рулем позволяет наметить три этапа, которые он должен пройти последовательно по мере совершенствования своего водительского мастерства. Причем, каждый предыдущий этап необходим для достижения последующего.

На 1 этапе водитель должен достичь определенного технического мастерства. Под техническим мастерством понимается степень натренированности водителей в выполнении всех действий, связанных с управлением механизмами автомобиля. Сюда входит управление двигателем, сцеплением, коробкой передач, тормозами, рулевым колесом. Тренировка всех этих действий, предварительно разбитых на отдельные движения, должна производиться последовательно в стационарных условиях с применением тренажеров. Данный этап, как и всякий начальный этап обучения, имеет фундаментальное значение для дальнейшего формирования водителя. Поэтому задача преподавателя не только самому отнестись со всей серьезностью к этой работе, но и внушить обучаемому чрезвычайное основополагающее значение этого этапа.

Вот те упражнения, которые должен выполнить и освоить обучаемый на этом этапе:

  1. ознакомление с назначением и устройством тренажера;

  2. правильная посадка и положение рук и ног при работе с рычагом переключения передач и педалью сцепления;

  3. трогание с места;

  4. движение по прямой без визуализации. Переключение передач в восходящем и нисходящем порядке;

  5. Служебное и экстренное торможение.


При выполнении этих упражнений обучаемый должен отчетливо понимать смысл и единственно правильную последовательность всех действий. Он должен мысленно представлять себе перемещение и взаимодействие управляемых деталей механизмов автомобиля. Такое понимание сути явлений в значительной степени ускоряет формирование навыка и поэтому не следует экономить время на их разъяснение. Еще лучше, если перед отработкой соответствующего навыка показать обучаемому на макете взаимодействие деталей управляемого механизма. Практика показывает, что обычно бывает достаточно 12-15 ч тренажерной подготовки на 1-ом этапе, после чего обучаемых переводят на 2-ой этап.

Вторым этапом - подготовки водителей, который полностью базируется на первом и возможен лишь после:

  • твердого усвоения всех двигательных навыков;

  • достижения определенного автоматизма в манипуляциях органами управления автомобиля;

  • формирования умственных навыков определения положения автомобиля на дороге и прогнозирование его траектории под управляющими воздействиями обучаемого.

На этом этапе обучаемый должен почувствовать понятие “реакция автомобиля” и уметь управлять автомобилем с учетом их. Другими словами, обучаемый должен, как это делает опытный водитель, не ждать мгновенной реакции автомобиля на свои управляющие воздействия.

Для начинающего водителя, как показала практика, значительные трудности представляет правильный выбор включаемой передачи. На 2-ом этапе необходимо сформировать и этот навык.

На 2-ом этапе тренировок важно, чтобы обучаемый научился вести по заданной траектории не только передние, но и задние колеса автомобиля.

Итак, после первых двух этапов тренировки обучаемый должен фактически полностью освоить техническую сторону вождения автомобиля. Любые действия рычагами и педалями не должны вызывать у него затруднений, он кроме того, должен правильно выбирать и выполнять намеченные действия на движущемся по закрытой площадке автомобиле. Другими словами,

обучаемый должен профессионально управлять автомобилем на закрытой площадке или на пустынной дороге при полном отсутствии других участников движения.

После достижения этого уровня можно приступить к третьему
, завершающему, этапу подготовки водителей.

Задачей 3-го этапа является привитие навыков взаимодействия с др. участниками движения, прогнозирования дорожных ситуаций (в отличие от прогнозирования поведения автомобиля под управляющими воздействиями водителя), предупреждение аварийных ситуаций, выбора оптимального ряда и места в потоке, проезда опасных участков (перекрестков, остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и т.д.).

На 3-ем этапе необходимо выработать навыки выхода из некоторых аварийных ситуаций

(например гашение начавшегося заноса).

Результатом подготовки водителя с последовательным прохождением трех этапов должно быть свободное владение автомобилем в различных ДТС, и только после этого выпускник автошколы может быть признан водителем и получить соответствующее удостоверение. При выборе того или иного маневра в сложных ситуациях выпускник автошколы должен исходить только из тактических соображений, а технические сложности выполнения данного маневра его останавливать не должны.

Он должен все уметь: и трогаться на подъеме, и проехать в ограниченном пространстве, и быстро проехать, повернуть и развернуться на загруженном перекрестке, и обогнать или объехать ТС. Для него не должно представлять затруднений движение ночью, на скользкой дороге и др.

Профмастерство водителей - это умение быстро и точно оценивать дорожную обстановку, прогнозировать ее развитие, своевременно и правильно использовать технические возможности автомобиля в самых сложных и неожиданных дорожных ситуациях.

Высокая значимость проф. мастерства для БД подтверждается большим количеством ДТП, возникающих из-за ошибок неопытных водителей (30% всех аварий приходится на водителей моложе 21 г.).

Французские специалисты считают, что до пробега 500 км водитель поглощен только управлением своего автомобиля, а на других участников движения он не обращает внимания. От 500 до 3000 км пробега автомобиля поведение водителя постепенно начинает соответствовать складывающейся дорожной обстановке. После пробега 3000 км навыки управления стабилизируются, и он может надежно управлять автомобилем. Конечно, такой пробег для разных лиц может быть большим или меньшим. Это зависит от уровня подготовленности водителя при получении прав, а также от их индивидуальных психофизиологических особенностей, которые в значительной степени определяют процесс совершенствования водительского мастерства.