Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1025

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»

Проведение занятий по вождению автомобиля


Каждое занятие с курсантами по вождению автомобиля проводится в строго определенной последовательности и состоит из вводного, текущего и заключительного инструктажей.

Вводный инструктаж всегда следует начинать на площадке начального обучения автодрома. Учебный автомобиль каждый раз должен находиться на установленном для него месте и в строго определенном положении.

Занятие начинается с доклада обучаемого инструктору о своем прибытии на занятие. Затем инструктор сверяет по индивидуальной книжке учета вождения номер упражнения, которое предстоит отработать, объявляет его и называет упражнение, сообщает учебную цель, время и место (маршрут) вождения; при наличии схемы маршрут показывает на ней.

Время, затрачиваемое на вводный инструктаж, не должно превышать пяти минут.

Ежедневно с обучаемым первой смены до начала занятия по вождению инструктор проводит контрольный осмотр автомобиля. За это время будущий водитель получает

определенные практические навыки по выполнению всех операций контрольного осмотра. Чтобы занятия проходили четко и в определенной последовательности, инструктор руководствуется инструктивной картой.

Во время первого занятия обучаемый проводит контрольный осмотр автомобиля строго по инструктивной карте и под руководством инструктора, при повторных занятиях - самостоятельно по карте, а инструктор только контролирует. В течение нескольких таких занятий обучаемый хорошо запоминает весь объем работ и последовательность их выполнения. При текущеминструктажелюбое упражнение по вождению нельзя отрабатывать в полном объеме с первых же минут занятия. Иначе такой метод
обучения вызовет большие затруднения у курсанта, а это, в свою очередь, снизит у него интерес к упражнению и предмету в целом. Поэтому упражнения следует начинать с отработки отдельных задач, а при необходимости - и с отдельных приемов. Иногда полезно начинать с повторения задач

предыдущего упражнения.

Отработка каждой новой задачи упражнения проводится в определенной последовательности. Сначала инструктор проверяет, как обучаемый знает правила дорожного движения в объеме отрабатываемой задачи и, если надо, разъясняет их сам. Затем в замедленном темпе показывает приемы выполнения и после этого путем опроса проверяет, как понята задача. Убедившись в том, что обучаемый хорошо усвоил правила и приемы выполнения задачи, инструктор допускает его к управлению автомобилем.

Сначала задача выполняется в упрощенных условиях, затем более сложных и под конец в нее вводятся существующие отдельные особенности и исключения. Во время отработки упражнения инструктор поправляет ошибки, указывает на их причины, а при необходимости дополнительно показывает отдельные приемы.

Закончив отработку одной задачи, инструктор переходит к выполнению другой, более сложной, но последовательность ее усвоения такая же, как и первой.

Только после неоднократного выполнения всех задач в отдельности, когда обучаемый приобретает по ним твердые навыки, инструктор переходит к их отработке в комплексе, составляющем упражнение в целом. Здесь также будет уместно вводить неожиданные команды на повторение правил дорожного движения.

Во время проведения занятий каждый инструктор практической езды обязан:

  • быть примером дисциплинированности и аккуратности в работе, добросовестного отношения к труду и общественному имуществу; уметь образцово показывать и объяснять приемы управления автомобилем;

  • добиваться правильного, быстрого и четкого выполнения обучаемыми всех приемов вождения, указывать на допущенные ошибки, разъяснять способы их устранения, выставлять оценку за выполнение упражнения. Замечания и указания давать только на остановках, спокойно, кратко, понятно, избегать сложного построения фраз и многословия. В своих объяснениях придерживаться общепринятой технической терминологии. В том случае, когда обучаемый допускает одновременно несколько ошибок, вначале объяснить наиболее важную из них и добиться ее устранения, после чего исправить остальные;

  • не допускать подмены практического вождения рассказом, не вмешиваться без необходимости в управление автомобилем, ничего не делать за обучаемого;

  • следить за тем, чтобы во время езды обучаемый непрерывно наблюдал за дорогой и местностью, периодически следил за показаниями контрольно-измерительных приборов и не смотрел на механизмы управления при пользовании ими;

  • за время езды вводить элементы неожиданности, чтобы выработать у обучаемого быструю реакцию, инициативу, развить у него наблюдательность и запоминание особенностей маршрутов;

  • обеспечивать вождение автомобиля без аварий и поломок с соблюдением мер безопасности и правил дорожного движения.


При обучении вождению каждый инструктор должен исходить из того, что недостаточно выучить правила дорожного движения, а важно уметь правильно, своевременно и сознательно применять их на практике, понять необходимость соблюдения тех или иных ограничений, знать

причины возникновения дорожных происшествий, сознавать последствия, которые вызываются нарушением правил дорожного движения.

Начиная с первого упражнения, нужно разъяснять учащимся требования правил дорожного движения и обучать принятию мер предосторожности. Например, при отработке первого упражнения надо обращать внимание на правильность открывания двери кабины и выхода на левую сторону автомобиля, при обучении троганию с места и остановкам — на своевременность включения указателя поворота и наблюдение за объезжающим транспортом.

Ранее отрабатываемые приемы и задачи рекомендуется по возможности повторять чаще. При этом повторением не обязательно заниматься всегда в начале занятия. В некоторых случаях достаточно повторить какой-либо прием или задачу в ходе ее отработки. Так, если перед вождением автомобиля через сложные перекрестки с трамвайным движением следует предварительно осуществить проезд через перекрестки без трамвайных путей, то при отработке упражнения по проезду нерегулируемых перекрестков не обязательно начинать обучение с повторения задач предшествующего упражнения по троганию автомобиля с места, остановкам и разворотам на улицах.

Совершенно неправильно поступают те инструкторы, которые не уделяют внимания повторению и ограничиваются только тем, чему обычно учат в ходе отрабатываемого упражнения, не используют даже такие возможности, когда крайне необходимо заострить внимание обучаемого, например, при проезде неохраняемого железнодорожного переезда.

Имеют место случаи, когда инструктор, зная, что движение по железной дороге редкое, не требовал четкого выполнения правил проезда через переезд. Обычно он ограничивался тем, что обучаемый, не останавливая автомобиль, только смотрел для страховки по сторонам. Это
может закрепить у будущего водителя неправильные навыки и в дальнейшем при самостоятельной работе привести к аварии.

Чтобы правильно произвести перестроение в рядах перед перекрестком, инструктор должен своевременно подать команду обучаемому для совершения того или иного маневра.

Особое значение приобретает выработка у обучаемых наблюдательности и запоминания маршрута. Для этого инструктору во время остановки нужно опрашивать обучаемого о встреченных на пути дорожных знаках, дополнительных средствах информации и особенностях маршрута.

Не менее важно выработать у обучаемого навыки выдерживания необходимой безопасной дистанции автомобиля до впереди идущей автомашины, что позволит в случае внезапного ее торможения предотвратить наезд.

Обычно дистанция между автомобилями зависит от скорости и условий движения.

Например, при скорости движения 30 км/ч дистанция должна быть не менее 30 м.

Для выработки быстрой реакции у обучаемого инструктору надо иногда подавать неожиданные команды, направленные на практическое усвоение правил дорожного движения, например «Сделать остановку», «Развернуться для движения в обратном направлении»,

«Повернуть направо» (на улицу, перед которой висит знак «Движение запрещено») и т. д.

Качество занятий во многом зависит от требовательности инструктора к дисциплине и поведению обучаемого, от его объяснения и показа. Нередко наблюдаются две крайности: или инструктор слишком многословен при объяснении и медлителен в показе, или, наоборот, чрезмерно краток в объяснении и слишком быстр в показе. В том и другом случае обучаемому трудно понять основной смысл объяснения и нужный ритм выполнения приема.

Некоторые инструкторы, вместо того чтобы дать возможность обучаемому самостоятельно оценить обстановку и принять соответствующее решение, опережают его действия подсказкой, что отрицательно сказывается на усвоении. Бывает и так, что инструктор за обучаемого переключает передачу
или выключает указатель поворота. Следует использовать любой момент для того, чтобы лишний раз заставить обучаемого воспользоваться тем или иным рычагом или кнопкой и тем самым напомнить о них и их назначении.

Большое методическое мастерство требуется от инструктора при обучении вождению в сложных условиях. Сначала нужно показать сложность самого препятствия и причины возможного застревания автомобиля, затем способы его преодоления. И, наконец, особенно

важно научить будущего водителя автомобиля своевременно ориентироваться во время движения и умело объезжать препятствия, используя для этого любую возможность.

Заключительный инструктаж начинается с контрольного задания на все задачи упражнения.

За пять минут до конца занятия учебный автомобиль должен находиться на исходной площадке. Инструктор отмечает положительные действия обучаемого, разбирает допущенные им ошибки, их причины и указывает пути устранения; объявляет оценку и дает задание на дом.

Вместе с обучаемым последней смены после окончания занятия инструктор проводит ежедневное техническое обслуживание автомобиля. Как и при контрольном осмотре, обучаемому необходимо строго руководствоваться инструктивной картой.

Подготовка инструктора к проведению очередных занятий по вождению автомобиля заключается в определении по графику очередности лиц, обучающихся в течение дня, и номеров отрабатываемых с ними упражнений, а также в ознакомлении с содержанием упражнений, подлежащих отработке, методическими указаниями программы и утвержденными на педагогическом совете автомотоклуба методическими разработками. Кроме того, инструктор должен ознакомиться с участками автодрома или учебными маршрутами, на которых намечается отрабатывать упражнения, и повторить соответствующие разделы правил и основ безопасности движения.

Заканчивается подготовка инструктора составлением для каждого упражнения плана занятия, являющегося основным документом на время обучения. В плане указывается учебная цель, время и порядок работы инструктора, дается схема маршрута.

Ниже приводится несколько примерных планов занятий для отработки упражнений вождения автомобиля по дорогам, в сложных и городских условиях.