Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 1055
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ
Программа «АРМ руководителя автошколы»
Подготовка водителей за рубежом
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные требования к оценке успеваемости
Методика обучения вождению автомобиля
Психологическая подготовка водителей
Проведение занятий по вождению автомобиля
Методика отработки 9 – го упражнения
Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка
Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению
Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.
Программа «Тест на определение уровня внимательности»
Программа «Определение реакции водителя»
Классификация и основные типы автомобильных тренажеров
Автотренажеры с применением ЭВМ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции
Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»
Медицинское освидетельствование прошел
Председатель комиссии (фамилия)
КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Категория транспортного средства «», группа №
Методика проведения занятий
-
Организация начала занятия. Успех проведения занятия зависит от организации его начала в гораздо большей степени, чем это обычно принято считать. На этом этапе задачи преподавателя состоят в следующем:
-
Убедиться в подготовленности аудитории, учебно-наглядных пособий к занятию. -
Создать так называемую внешнюю готовность учащихся к занятию. -
Создать внутреннюю готовность учащихся к занятию. Необходимые условия подготовленности аудитории к занятиям:
-
чистота; -
свежий воздух; -
уровень шума в помещении – до 60 ДБ; -
в классе по санитарным нормам температура должна быть не ниже +15 °C и не выше
+23°C в зимнее и летнее время в соответственно. Комфортные условия для большинства людей определяются температурой 21°C;
-
влажность воздуха влияет на теплорегуляцию организма. Оптимальное значение относительной влажности воздуха в пределах 40-60 % и достигает с помощью системы вентилирования и способа вентиляции; -
нормальная освещенность.
Общая система обслуживания аудиторий в учебном заведении, работа уборщиц, дежурных учащихся и лаборантов должны быть организованы так, чтобы снять с преподавателя основную часть нагрузки по подготовке аудитории.
Наглядные пособия (плакаты, таблицы, макеты) готовят таким образом, чтобы их в нужный момент можно было бы оперативно включить в учебный процесс. Действующие модели, ТСО и принадлежности к ним (кино- и видиофильмы, диапозитивы), а также механизированные классные доски, шторы и экраны- перед занятием необходимо проверить в действии, убедиться в их готовности и работоспособности. Только при такой подготовке
они не подведут преподавателя.
Внешняя готовность учащихся к занятиям — все на местах, подготовлены необходимые принадлежности, освобождены от ненужных вещей столы, опрятный внешний вид (костюм, прическа, подтянутость) - все это, безусловно, необходимо для начала занятий. Но еще более важна внутренняя готовность, стартовое состояние: бодрость, желание работать, интерес к объекту изучения.
Во всем учебном заведении нужно принять единые ритуальные требования к учащимся. Например, следует принять единую форму приветствия преподавателя со стороны учащихся вставанием, единые требования к одежде, прическам и т. д.
По фамильную перекличку присутствующих проводят только на первых занятиях с данной группой, чтобы быстрее познакомиться с учащимися. В дальнейшем не следует тратить на это время занятий, а пользоваться рапортичкой старосты с эпизодической проверкой ее достоверности визуальным подсчетом. Недопустимо тратить время занятий на выяснение причин отсутствия отдельных учащихся на предыдущих уроках, их слабой успеваемости и дисциплины и т. п. Это нужно делать после занятий или во время перерыва, причем беседа должна преследовать главную цель: как наверстать упущенное, как помочь учащемуся выправить положение. Эти беседы, как правило, должны быть индивидуальными.
Общее правило—не разрешать никому входить в аудиторию после, начала занятий -
должно соблюдаться всеми преподавателями учебного заведения.
Сразу после начала урока, когда завершено приветствие, состояние внимания учащихся наиболее устойчиво. Этим следует воспользоваться и, изменив традиционный распорядок занятий, сразу же начать изложение новой информации. Наиболее удобно начать с риторического вопроса, с постановки проблемы при ее увязке с материалом предыдущего занятия, с парадокса, чтобы сразу завладеть вниманием учащихся. Проверку присутствующих, запись в журнал и проверку усвоения (текущий контроль) можно провести в середине или в конце урока, в порядке смены деятельности для обеспечения разрядки.
Полезно сообщить учащимся план занятия - какие учебные элементы (вопросы) будут изучены. Однако это не обязательно, особенно когда преподаватель еще не отработал курс и может не выполнить план или будет вынужден перевыполнить его из-за избытка времени. И уж совсем не обязательно тратить время на выписывание плана на доске, потому что все пункты плана будут записаны учащимися в конспекте в виде заголовков.
В начале занятия и на всем его протяжении преподаватель должен сочетать высокую требовательность с созданием обстановки взаимного уважения, удовлетворения и удовольствия от совместной работы, интереса к занятию, внимания.
-
Обеспечение внимания учащихся на занятиях. При проведении занятий должно быть обеспечено условие, основа усвоения - проявление каждым учащимся постоянного, неослабного внимания.
Внимание представляет собой сосредоточение сознания, на каком либо действии или предмете. «Внимание, - считал Ущинский, - та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Различают три типа внимания: непроизвольное,произвольноеипослепроизвольное.
Непроизвольное(невольное) внимание возникает в тех случаях, когда учащийся привлечен яркими особенностями объекта изучения, новизной, интересной подачей информации, парадоксами и контрастами, крупными, броско выраженными динамичными наглядными пособиями и экранными изображениями. Оно возникает у учащегося и при отсутствии даже всего этого, если у него имеется к объекту изучения глубокий, устойчивый интерес.
Этот вид внимания не требует от учащихся существенных волевых усилий. Однако нельзя требовать от преподавателя такой подготовки и преподнесения информации, чтобы непроизвольное внимание поддерживалось в течение длительного времени.
Произвольное внимание - учащийся слушает преподавателя, следит за ходом его мысли, старается попять и усвоить информацию, преодолеть утомление благодаря, главным образом, усилию воли. Слишком длительная работа даже самого дисциплинированного учащегося на произвольном внимании невозможна.
Послепроизвольным (рабочим) вниманием учащийся обладает, когда, овладев основами предмета, вникнув в его смысл, заинтересовывается им, осознает его необходимость и значение и благодаря этому может в течение длительного времени, при сравнительно небольших
усилиях воли, успешно осуществлять учебную деятельность,
Преподаватель должен стремиться достичь послепроизвольного внимания. Это обеспечивается работой по трем основным направлениям, взаимно дополняющим друг друга:
-
Создание у учащихся динамического стереотипа, привычки проявлять произвольное внимание, быть дисциплинированными, не отвлекаться на занятиях. -
Напряженная, качественная работа по подготовке к занятиям, высокая требовательность к себе. -
Целенаправленные действия на занятиях, владение приемами возбуждения непроизвольного внимания.
Работа по первому направлению требует напряженного, кропотливого труда, полного единства действий всего педагогического коллектива учебного заведения. Далеко не достаточно только объяснить учащимся важность дисциплины и внимания. На этот счет у них есть с детских лет и знания, и убеждения. Но «от убеждений в правилах жизни до их осуществления - целая бездна, наполняемая только силой привычки», - утверждал Ушинский.
Поэтому все преподаватели учебного заведения должны проявлять одинаковую требовательность и разумную твердость в неукоснительном выполнении ритуальных моментов и приобретении учащимися прочных привычек соблюдения таких важных условий, как полная тишина на занятиях, полное запрещение посторонних дел, отсутствие разговоров между учащимися (все вопросы только через преподавателя), поднятие руки при желании задать вопрос преподавателю или ответить на вопрос, проявление воли в преодолении усталости и др.
Немаловажным фактором, влияющим на дисциплину и внимание учащихся, является обстановка, в которой они находятся на занятиях и в перерывах между ними. Чистота, красота, эстетичность, монументальность интерьеров учебных помещений, мастерских, лабораторий, коридоров и рекреаций, бытовых помещений учебного заведения - все это воспитывает учащихся часто лучше самых проникновенных нотаций. Выработка динамического стереотипа внимания у учащихся и отличная подготовка занятия преподавателем безусловно важны. Но решающим моментом является умение преподавателя вести занятия. Этот житейский термин обозначает мастерское владение рядом приемов, способов поддержания внимания, профилактики и оперативного устранения недисциплинированности при изложении информации преподавателем. Рассмотрим наиболее важные из них.
Выбор места преподавателя. Некоторые преподаватели считают, что при изложении информации все время нужно находиться на одном месте - возле стола (кафедры), не перемещаясь по аудитории. Это неверно. Вполне допустимо и даже полезно в удобные для этого моменты пройти вдоль рядов и, не прерывая объяснений, проверить, чем заняты учащиеся. Это создает у них впечатление подконтрольности, способствует сохранению внимания. Но, конечно, не стоит быстро и бесцельно перемещаться по аудитории, подобно маятнику, - это утомляет слушателей. Главным в выборе места и его стабильности является выполнение какой-то конкретно поставленной перед собою цели и соответствующая ее выполнению свобода, непринужденность. Важно только, чтобы с любого места, где будет находиться преподаватель, он видел всех учащихся, а они в свою очередь видели и слышали его; чтобы в тот момент, когда ему нужно показать что-либо с помощью плаката, сделать чертеж на доске, затемнить аудиторию или включить проектор, он бы не оказался в другом конце аудитории.
Вести занятие следует стоя - это дает возможность хорошо видеть учащихся, служит знаком уважения к ним и подчеркивает ответственное отношение преподавателя к своей работе.
Громкость и тональность речи преподавателя. Уровень громкости речи нужно выбирать в зависимости от ряда факторов: размера и акустических качеств аудитории (чтобы всем было слышно), от индивидуальных своих качеств (чтобы голосовые связки не были бы чрезмерно напряжены). При больших размерах аудитории в помощь преподавателю можно привлечь усилители.
Громкая речь, конечно, мобилизует внимание. Однако слишком сильное форсирование голоса раздражает слушателя. И тихим голосом можно привлечь внимание. Наилучший в этом смысле прием - целесообразное и естественное чередование громкой и тихой речи в соответствии со смыслом и значимостью информации.
Злейший враг внимания - монотонность изложения: она размагничивает слушателей, усыпляет их, создает впечатление неважности, обыденности информации.
Значительные трудности для преподавателя представляет нахождение оптимального темпа изложения. Не имея обратной связи, преподаватель не получает четкого представления, как успевает каждый учащийся усвоить излагаемую информацию. В результате для одних учащихся темп слишком высок - они