Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1042

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»

В результате достигается основательное усвоение знаний непосредственно в ходе аудиторных занятий большинством учащихся. Интенсивно развиваются способности учащихся к логическому творческому мышлению.

Обратим внимание на трудности, возникающие для преподавателя при освоении частично-поискового способа изложения информации. Он требует широкого и свободного владения темой, большой затраты времени на подготовку формулировок и последовательности вопросов, предвосхищения возможных вариантов ответов учащихся.

Большую роль в удачном осуществлении эвристического способа играет интуиция, которая, как известно, основана на большом опыте: преподаватель должен хорошо чувствовать аудиторию. Поэтому начинающему преподавателю не рекомендуют торопиться с введением этого метода в свою практику.

При первых пробах применения частично-поискового метода для облегчения работы следует четко сформулировать проблему, сделать конспект введения, сформулировать окончательные выводы и итоги, а затем попытаться наметить промежуточные итоги. К промежуточным итогам легче, чем ко всей проблеме в целом, разработать вопросы, которые будут последовательно заданы учащимся.

К существенным недостаткам этого способа следует отнести большие и, хуже того, переменные затраты времени: в одной группе на изложение одних и тех же учебных элементов иногда затрачивается вдвое больше времени, чем в другой.

Проблемный, и частично-поисковый способы изложения информации относят к проблемному обучению.

Выбирая способ изложения информации, преподаватель должен соотнести его с поставленной перед данным занятием целью. Необходимо сокращать применение догматического способа. Основным способом должен, очевидно, быть объяснительный с включением проблемного способа при изучении основополагающей, наиболее важной информации и частично-поискового способа, фрагментарно применяемого для возбуждения интереса учащихся и развития их творческого отношения к автоделу.

В ходе реального учебного процесса преподаватель, варьируя методы и средства обучения в зависимости от конкретного содержания, учебного материала, частных целей и времени, выделенного для их достижения
, строит систему методов. Где-то целесообразна проблемность, в другом случае эффективен объяснительно-иллюстративный метод, в третьем необходимо запоминание фактического материала, данного догматическим методом. Достижение цели обучения определяется умением преподавателя использовать все рассмотренные методы в оптимальном их сочетании.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи


Мастер должен иметь высокую профессиональную и методическую подготовку, должен быть честным, принципиальным, требовательным, трудолюбивым, скромным. Общение с матером пользующимся авторитетом и уважением, оставляет глубокий след в сознании учащегося. Мастер, допускающий нарушения трудовой дисциплины, требований БД, пренебрегающий своими служебными обязанностями, теряет моральное право делать замечания обучаемым.

Как бы ни были хорошо поставлены теоретические занятия и производственное обучение по техническому обслуживанию, только при вождении автомобиля формируется квалификация будущего водителя. От мастера зависит уровень профессиональных навыков вождения, подготовленность учащегося к безаварийной работе на автомобиле. Поэтому мастер должен повышать свой идейный уровень, изучать основы педагогики, психологии и методики обучения, хорошо разбираться в устройстве автомобиля, уметь его обслуживать, владеть мастерством вождения, изучать опыт работы передовых мастеров. Знать силу слова как средство разъяснения, убеждения, воспитания учащихся мастеру, необходимо.

Педагогические навыки, умение осуществлять обучение на рабочем месте водителя помогут мастеру добиться успеха в подготовке водителей. На работу мастера влияют его личные качества: принципиальность, требовательность, трудолюбие, скромность. Опыт

показывает, что общение с мастером, пользующимся авторитетом и уважением, оставляет глубокий след в сознании курсанта, старающегося перенять у своего наставника лучшие черты характера.

Отсюда понятно значение личного примера. Мастер, допускающий нарушение правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, требований безопасности движения и обучения, пренебрегающий своими служебными обязанностями, исполнением гражданского долга теряет моральное право делать замечания учащимся. В результате между учащимся и мастером возникает отчужденность, он утрачивает возможность осуществлять свою воспитательную роль.


Труд мастера нелегок. Но это не дает права на срывы и грубость. Поэтому и расценивают такие случаи как брак в работе. Между грубостью и требовательностью нет ничего общего, а эти понятия, к сожалению, еще некоторыми мастерами отождествляются.

Умение быть требовательным, настойчивым и в то же время выдержанным - непременное условие успеха в учебно-воспитательной работе. Однако и требовательность не дает положительных результатов, если она не сочетается с отзывчивостью, вниманием, подлинной заботой. Требования всегда понятны, если справедливы.

Когда нужно, мастер может быть строгим и взыскательным. В его арсенале имеются различные средства воздействия (внушение, замечание, выговор, сообщение в учебную часть и т. п.). Однако пользоваться ими следует умело, тактично. В этом, в частности, и заключается педагогическое искусство.

Салон учебного автомобиля не является замкнутым пространством, однако вопрос о психологической совместимости мастера и учащегося не теряет своего значения, особенно в начальный период обучения, в сложной обстановке, в случае внезапного возникновения опасности и т.п.

Мастер и учащийся одновременно выполняют различные задачи, преследующие общую цель: с одной стороны, научить, а с другой, - научиться безаварийному вождению автомобиля. Не отрывая взгляда от дороги, мастер и учащийся наблюдают друг друга боковым зрением, за счет распределенного внимания, усиления слухового восприятия. Они должны понимать один другого с полуслова, что во время движения крайне важно. Без такого единомыслия, основанного на общности целей, вряд ли возможно обеспечить безопасность обучения, успешное развитие навыков.

Мастер должен стремиться привить учащемуся навыки самостоятельности. Обучая вождению и обслуживанию автомобиля, мастер предоставляет учащемуся возможность самому принимать и осуществлять решения. Контролируя действия учащегося, мастер при затруднениях оказывает ему необходимую помощь, вмешиваясь в управление автомобилем лишь в неблагоприятных обстоятельствах (при
грубой ошибке учащегося, в опасной ситуации и т. п.).

Растет общеобразовательный, теоретический уровень молодежи, поступающей на курсы водителей, расширяется ее культурный кругозор. Не может останавливаться в своем росте и мастер. Ему необходимо анализировать свою работу. Это верный способ устранения недостатков, улучшения методики обучения.

Было бы неправильным недооценивать общественное значение деятельности мастера, не только обучающего навыкам безаварийного вождения, но и разъясняющего значение неуклонного соблюдения дорожной дисциплины, пропагандирующего правила движения. Иногда начинающий водитель забывает о том, что у него нет еще надлежащего опыта. Плохо, если недостаток опыта он пытается компенсировать излишней самоуверенностью, ослаблением самоконтроля, неоправданным риском. Долг мастера разъяснять и постоянно напоминать, что в течение первого года самостоятельного вождения необходимо, не переоценивая своих возможностей, считать себя практикантом и, набираясь опыта, быть особенно внимательным, осторожным, осмотрительным. Это позволит в дальнейшем действительно стать хорошим водителем, уверенно работать в любых условиях, не допуская дорожно-транспортных происшествий.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54