Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 1006
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ
Программа «АРМ руководителя автошколы»
Подготовка водителей за рубежом
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные требования к оценке успеваемости
Методика обучения вождению автомобиля
Психологическая подготовка водителей
Проведение занятий по вождению автомобиля
Методика отработки 9 – го упражнения
Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка
Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению
Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.
Программа «Тест на определение уровня внимательности»
Программа «Определение реакции водителя»
Классификация и основные типы автомобильных тренажеров
Автотренажеры с применением ЭВМ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции
Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»
Медицинское освидетельствование прошел
Председатель комиссии (фамилия)
КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Категория транспортного средства «», группа №
Из анализа причин ДТП ясно, что основная масса аварий происходит не из-за незнания ПДД, а в результате пренебрежения их требованиям, из-за самонадеянности и легкомыслия, невнимательности к участникам дорожного движения (особенно пешеходам), недостаточной опытности и небрежного отношения к своим обязанностям. Не последнюю роль играет недостаточная квалификация водителя, отсутствие у него навыков правильно оценивать сложную ДТС, принимать правильные решения. Эти проблемы можно решить, научив водителя основам безопасного управления автомобилем в сложных ДТС: в ограниченном пространстве, в интенсивном транспортном потоке, на перекрестках, на пешеходных переходах и др.
Непрерывная смена ситуаций, большой объем, сложность, и ответственность выполняемой работы требуют от водителей быстрой реакции, сообразительности, умения быстро ориентироваться, прогнозировать обстановку, выбирать из комплекса факторов главные.
В условиях нарастающего количества автомобилей и улучшения их динамических свойств, требования к мастерству вождения, также растут. Несмотря на то, что автомобиль становится более устойчивым и управляемым что, казалось бы, облегчает работу водителя, возрастающие скорости и плотности автомобильных потоков требуют принимать оптимальные решения в более сложных ситуациях и за более короткие промежутки времени осуществлять их. Поэтому совершенствование конструкции автомобиля в основном позволяет уменьшить
лишь затраты физической энергии и не снижает психические нагрузки на водителя, но вместе с тем повышает требования к его квалификации.
Кроме ПДД и основ безопасного управления автомобилем, водителю важно знать основы психофизиологии своего труда, своей проф. надежности. Он должен владеть навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП, обладать знаниями в области правоведения. Только обладая комплексом этих знаний, водитель может избежать ДТП. Качественно готовить водителей можно только в том случае, если все участвующие в этом процессе обучения хорошо владеют педагогическим мастерством. Это мастерство слагается из твердых знаний преподаваемого предмета и хорошей методической подготовки, обеспечивающей умение находить
такие формы и методы воздействия на обучаемых, которые способствуют наилучшему усвоению изучаемого предмета.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 54
Сущность и задачи обучения
Обучение в широком смысле этого слова - это процесс передачи знаний учителем учащимся. Целью профессионального обучения является приобретение учащимися знаний, умений и навыков, причем главными являются умения и навыки.
Знания - это способность воспроизвести в памяти приобретаемую при обучении информацию (учебный материал).
Умение - это способность осознанно применять полученные знания на практике, выполнять какую-то работу (операцию, прием).
Навык- это умение, доведенное упражнениями (тренировкой) до автоматизма.
Получение знаний может иметь самостоятельную цель, не связанную с третьим этапом обучения - приобретением навыков. Это относится, например, к изучению ПДД. Однако ПДД имеют определенную связь со вторым этапом обучения - умением, т.к. знание ПДД подводит обучаемого к умению применять их в практике вождения.
Все три понятия: знания, умения и навык - связаны между собой этапами обучения и отличаются методами их достижения. Знания и умения приобретаются в процессе прослушивания обучаемыми рассказа (объяснения) и просмотра упражнений; навыки – только упражнениями. Общая схема обучения вождению автомобиля складывается из рассказа, показа и тренировок (упражнений).
Для формирования навыка при подготовке водителя необходимо соблюдать следующие требования:
-
Обучаемый должен понимать цели, задачи и значение вырабатываемого навыка и стремился овладеть им. -
Обучаемый должен знать о достигнутых им результатах, понимать причины допущенных ошибок и пути их преодоления. -
Обучаемый должен понимать, какие действия в упражнении является главными, а какие
– второстепенными.
-
Нецелесообразно предъявлять к обучаемому сразу много требований.
Эффективность формирования навыка зависит от правильного распределения упражнений по времени.
Продуктивность навыка зависит
также от методики проведения занятий, способностей обучаемых и их эмоциональное состояние.
-
Основные принципы и правила обучения
Принципединстваобученияи воспитания. Обучение, образование само по себе оказывает большое воспитательное влияние на обучаемых, на формирование их личности. Особенно велики возможности и роль мастера в воспитании у обучаемых таких качеств, как дисциплинированность, аккуратность и собранность, любовь к технике и ответственность за ее исправность, бережное отношение к ней.
Принцип научности обучения - означает, что обучение должно базироваться на современных достижениях педагогической науки и методической подготовленности преподавателя (мастера), на хороших знаниях или средств обучения, учебного материала и современной техники.
Принципиндивидуальногоподходазаключается в умении руководителя занятий выбирать педагогические приемы с учетом психофизиологических особенностей обучаемых (уравновешенный или неуравновешенный, с хорошей или слабой памятью, с устойчивым вниманием и наблюдательный или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, с хорошей или недостаточной координацией движений).
Принцип систематизированности и последовательности обучения означает, что учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его усвоения. Обучаемый не может применить знания на практике, если они даны ему отрывочно и бессистемно.
Принцип связи теории с практикой применительно к обучению вождению автомобилей предполагает хорошие знания мастером предметов и разделов программы смежных с вождением, и умение своевременно использовать эти знания для совершенствования у обучаемых навыков вождения. К таким предметам и разделам относятся правила и основы
БДД, ТО автомобиля. Для более успешного применения этого принципа мастеру производственного обучения вождению необходимо поддерживать тесный контакт с преподавателями, ведущими теоретические и лабораторно-практические занятия.
Принцип сознательности и активностиобучаемых предполагает понимание обучаемыми своих задач как по обучению в целом, так и в изучении и отработке конкретного учебного материала. Сознательность находит свое выражение в активности обучаемых, в устойчивости их внимания на занятиях, осмысленном усвоении материала вместо механического заучивания.
Принцип доступности обучения означает, что учебный материал по содержанию, объему и методике его преподавания должен соответствовать уровню общего развития обучаемых, благодаря чему знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
Принцип наглядности обучения необходимо использовать не только для непосредственного обучения практике вождения, но и для закрепления знаний напр. ПДД, в реальной дорожной обстановке.
Принцип всесторонности - заключается в разнообразии, применяемых средств и методов тренировки, обеспечивающих совершенствование всех навыков, необходимых для управления автомобилем.
Принцип повторности - заключается в совершенствовании навыков путем многократного повторения упражнений, предусмотренных методикой тренировки.
Принцип постепенности - предусматривает увеличение объема получаемой информации в процессе тренировки. Каждое последующее занятие должно быть несколько сложнее предыдущего.
Принцип прочности знаний, умений и навыков является основным принципом обучения. Остальные принципы, за исключением принципа единства обучения и воспитания, являющегося самостоятельным, имеют подчиненное значение, т.к. все они направлены на обучение главного-прочности знаний, умений и навыков.