Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1006

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»



Из анализа причин ДТП ясно, что основная масса аварий происходит не из-за незнания ПДД, а в результате пренебрежения их требованиям, из-за самонадеянности и легкомыслия, невнимательности к участникам дорожного движения (особенно пешеходам), недостаточной опытности и небрежного отношения к своим обязанностям. Не последнюю роль играет недостаточная квалификация водителя, отсутствие у него навыков правильно оценивать сложную ДТС, принимать правильные решения. Эти проблемы можно решить, научив водителя основам безопасного управления автомобилем в сложных ДТС: в ограниченном пространстве, в интенсивном транспортном потоке, на перекрестках, на пешеходных переходах и др.

Непрерывная смена ситуаций, большой объем, сложность, и ответственность выполняемой работы требуют от водителей быстрой реакции, сообразительности, умения быстро ориентироваться, прогнозировать обстановку, выбирать из комплекса факторов главные.

В условиях нарастающего количества автомобилей и улучшения их динамических свойств, требования к мастерству вождения, также растут. Несмотря на то, что автомобиль становится более устойчивым и управляемым что, казалось бы, облегчает работу водителя, возрастающие скорости и плотности автомобильных потоков требуют принимать оптимальные решения в более сложных ситуациях и за более короткие промежутки времени осуществлять их. Поэтому совершенствование конструкции автомобиля в основном позволяет уменьшить

лишь затраты физической энергии и не снижает психические нагрузки на водителя, но вместе с тем повышает требования к его квалификации.

Кроме ПДД и основ безопасного управления автомобилем, водителю важно знать основы психофизиологии своего труда, своей проф. надежности. Он должен владеть навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП, обладать знаниями в области правоведения. Только обладая комплексом этих знаний, водитель может избежать ДТП. Качественно готовить водителей можно только в том случае, если все участвующие в этом процессе обучения хорошо владеют педагогическим мастерством. Это мастерство слагается из твердых знаний преподаваемого предмета и хорошей методической подготовки, обеспечивающей умение находить
такие формы и методы воздействия на обучаемых, которые способствуют наилучшему усвоению изучаемого предмета.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54

Сущность и задачи обучения


Обучение в широком смысле этого слова - это процесс передачи знаний учителем учащимся. Целью профессионального обучения является приобретение учащимися знаний, умений и навыков, причем главными являются умения и навыки.

Знания - это способность воспроизвести в памяти приобретаемую при обучении информацию (учебный материал).

Умение - это способность осознанно применять полученные знания на практике, выполнять какую-то работу (операцию, прием).

Навык- это умение, доведенное упражнениями (тренировкой) до автоматизма.

Получение знаний может иметь самостоятельную цель, не связанную с третьим этапом обучения - приобретением навыков. Это относится, например, к изучению ПДД. Однако ПДД имеют определенную связь со вторым этапом обучения - умением, т.к. знание ПДД подводит обучаемого к умению применять их в практике вождения.

Все три понятия: знания, умения и навык - связаны между собой этапами обучения и отличаются методами их достижения. Знания и умения приобретаются в процессе прослушивания обучаемыми рассказа (объяснения) и просмотра упражнений; навыки – только упражнениями. Общая схема обучения вождению автомобиля складывается из рассказа, показа и тренировок (упражнений).

Для формирования навыка при подготовке водителя необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Обучаемый должен понимать цели, задачи и значение вырабатываемого навыка и стремился овладеть им.

  2. Обучаемый должен знать о достигнутых им результатах, понимать причины допущенных ошибок и пути их преодоления.

  3. Обучаемый должен понимать, какие действия в упражнении является главными, а какие

второстепенными.

  1. Нецелесообразно предъявлять к обучаемому сразу много требований.

Эффективность формирования навыка зависит от правильного распределения упражнений по времени.

Продуктивность навыка зависит
также от методики проведения занятий, способностей обучаемых и их эмоциональное состояние.

    1. Основные принципы и правила обучения


Принципединстваобученияи воспитания. Обучение, образование само по себе оказывает большое воспитательное влияние на обучаемых, на формирование их личности. Особенно велики возможности и роль мастера в воспитании у обучаемых таких качеств, как дисциплинированность, аккуратность и собранность, любовь к технике и ответственность за ее исправность, бережное отношение к ней.

Принцип научности обучения - означает, что обучение должно базироваться на современных достижениях педагогической науки и методической подготовленности преподавателя (мастера), на хороших знаниях или средств обучения, учебного материала и современной техники.

Принципиндивидуальногоподходазаключается в умении руководителя занятий выбирать педагогические приемы с учетом психофизиологических особенностей обучаемых (уравновешенный или неуравновешенный, с хорошей или слабой памятью, с устойчивым вниманием и наблюдательный или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, с хорошей или недостаточной координацией движений).

Принцип систематизированности и последовательности обучения означает, что учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его усвоения. Обучаемый не может применить знания на практике, если они даны ему отрывочно и бессистемно.

Принцип связи теории с практикой применительно к обучению вождению автомобилей предполагает хорошие знания мастером предметов и разделов программы смежных с вождением, и умение своевременно использовать эти знания для совершенствования у обучаемых навыков вождения. К таким предметам и разделам относятся правила и основы
БДД, ТО автомобиля. Для более успешного применения этого принципа мастеру производственного обучения вождению необходимо поддерживать тесный контакт с преподавателями, ведущими теоретические и лабораторно-практические занятия.

Принцип сознательности и активностиобучаемых предполагает понимание обучаемыми своих задач как по обучению в целом, так и в изучении и отработке конкретного учебного материала. Сознательность находит свое выражение в активности обучаемых, в устойчивости их внимания на занятиях, осмысленном усвоении материала вместо механического заучивания.

Принцип доступности обучения означает, что учебный материал по содержанию, объему и методике его преподавания должен соответствовать уровню общего развития обучаемых, благодаря чему знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.

Принцип наглядности обучения необходимо использовать не только для непосредственного обучения практике вождения, но и для закрепления знаний напр. ПДД, в реальной дорожной обстановке.

Принцип всесторонности - заключается в разнообразии, применяемых средств и методов тренировки, обеспечивающих совершенствование всех навыков, необходимых для управления автомобилем.

Принцип повторности - заключается в совершенствовании навыков путем многократного повторения упражнений, предусмотренных методикой тренировки.

Принцип постепенности - предусматривает увеличение объема получаемой информации в процессе тренировки. Каждое последующее занятие должно быть несколько сложнее предыдущего.

Принцип прочности знаний, умений и навыков является основным принципом обучения. Остальные принципы, за исключением принципа единства обучения и воспитания, являющегося самостоятельным, имеют подчиненное значение, т.к. все они направлены на обучение главного-прочности знаний, умений и навыков.