Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 1019
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ
Программа «АРМ руководителя автошколы»
Подготовка водителей за рубежом
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные требования к оценке успеваемости
Методика обучения вождению автомобиля
Психологическая подготовка водителей
Проведение занятий по вождению автомобиля
Методика отработки 9 – го упражнения
Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка
Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению
Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.
Программа «Тест на определение уровня внимательности»
Программа «Определение реакции водителя»
Классификация и основные типы автомобильных тренажеров
Автотренажеры с применением ЭВМ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции
Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»
Медицинское освидетельствование прошел
Председатель комиссии (фамилия)
КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Категория транспортного средства «», группа №
Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)
Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков самостоятельного управления ТС конкретной категории в условиях реального дорожного движения и вынесения решения о возможности выдачи ему водительского удостоверения.
При проведении второго этапа практического экзамена у кандидатов в водители проверяется умение применять и выполнять требования ПДД по следующим разделам:
-
общие обязанности водителей; -
применение специальных сигналов;
-
сигналы светофоров и регулировщиков; -
применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки; -
начало движения, маневрирование; -
расположение транспортного средства на проезжей части; -
скорость движения; -
обгон, встречный разъезд; -
установка и стоянка; -
проезд перекрестков; -
пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств; -
движение через железнодорожные пути; -
приоритет маршрутных транспортных средств; -
пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Второй этап практического экзамена проводится на испытательном маршруте. Необходимое количество маршрутов определяется с учетом местных условий. На каждый маршрут оформляется маршрутная карта форматом А4 и присваивается порядковый номер. Все маршруты утверждаются начальником УДП ГУВД, УВД областей, городов Астаны, Алматы. Маршрут должен содержать определенный набор элементов улично-дорожной сети, дорожных знаков и дорожной разметки
, а также предусматривать возможность выполнения кандидатом в водители обязательных действий по заданию экзаменатора с соблюдением ПДД.
Форма экзамена индивидуальная. При проведении экзамена в экзаменационном ТС должны находиться кандидат в водители и экзаменатор.
Допускается также присутствие собственника ТС либо его представителя. В случае присутствия на экзамене собственника ТС целесообразно, чтобы при движении по маршруту он находился на сидении, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления ТС.
Второй этап практического экзамена проводится одним из двух методов:
-
несколько кандидатов в водители поочередно осуществляют поездку по одному маршруту; -
несколько кандидатов в водители осуществляют поездки по нескольким маршрутам одновременно.
Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от количества маршрутов, количества экзаменаторов, экзаменуемых и используемых экзаменационных ТС. Для оптимизации временных затрат на проведение экзамена целесообразно, чтобы каждый из маршрутов начинался и заканчивался в одном и том же месте.
Маршрут и последовательность выполнения заданий в процессе движения по маршруту определяется экзаменатором. ТС должно соответствовать требованиям ПДД и Основных положений по допуску ТС к эксплуатации.
Перед началом экзамена ТС должно быть установлено экзаменатором или собственником ТС в начале маршрута, двигатель - прогрет и выключен, рычаг коробки передач - в нейтральном положены, стояночный тормоз - выключен.
Маршрут должен обеспечить возможность выполнения кандидатом в водители следующих заданий экзаменатора:
-
проезд регулируемого перекрестка; -
проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог; -
проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог; -
левые, правые повороты и разворот; -
обгон; -
движение с максимальной скоростью разрешенной скоростью; -
проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных ТС; -
торможение и остановку при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку.
Продолжительность экзамена не менее 20 минут, однако экзамен может быть прекращен досрочно - после получения кандидатом в водители оценки «НЕ СДАЛ».
Перед проведением экзамена экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой и методом проведения экзамена, системой оценки, порядком и последовательностью выполнения заданий на маршруте.
По команде экзаменатора кандидат в водители занимает место водителя в экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и начинает движение по маршруту, следуя указаниям экзаменатора. При движении по маршруту экзаменатор подает команды кандидату в водители, контролирует правильность выполнения заданий, классифицирует и фиксирует в экзаменационном листе допущенные ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет итоговую оценку за экзамен.
Второй этап практического экзамена в итоге оценивается по системе: положительная оценка «СДАЛ», отрицательная – «НЕ СДАЛ». Для оценки экзамена определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую – 5, за среднюю – 3, за мелкую – 1.
Оценка «СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители во время экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила менее 5.
- 1 ... 36 37 38 39 40 41 42 43 ... 54
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Анализ ДТП показывает, что большинство их является следствием ошибок в оценке ДТС и прогнозирования их развития. Такие ошибки характерны для водителей с ограниченным стажем, по мере накопления опыта их становится меньше. Но процесс накопления опыта происходит медленно и бессистемно. Поэтому при обучении водителей необходимо анализировать причины неудач других водителей – суть ситуационного обучения (СО).
СО заключается в анализе ДТС, в результате развития которых совершились или могут произойти ДТП. В традиционном обучении часто используется ошибочная установка: причиной ДТП является нарушение определенного пункта ПДД. Однако в большинстве случаев нарушение ПДД, кроме случаев умышленных, преднамеренных, злостных, не может явиться непосредственной причиной ДТП. Чаще всего его нужно рассматривать как следствие проф. операторской ошибки водителя. ПДД, как документ правового характера, устанавливает, что водитель должен и что не должен делать на дороге. На вопрос же как выполнить требования ПДД, там ответа нет и не должно быть. Это задача СО, которое должно сочетаться с изучением ПДД, но не подменяться ими.
СО позволяет вырабатывать стереотипы мышления и решений, исключающие ДТП, в том числе и для тех случаев, когда водитель в опасных ситуациях с точки зрения ПДД формально прав (т.е. каждый водитель должен предвидеть возможность нарушения ПДД другими водителями).
При организации СО предполагается, что водитель приобретает и пополняет знания за счет анализа ошибок других водителей, попадавших в сложные ситуации. Поэтому в основе рассматриваемых ДТС должен лежать анализ большого числа реальных ДТП в различное время года по возможности за несколько лет, что позволяет их систематизировать и выделить типичные опасные ситуации, влекущие с наибольшей вероятностью происшествия.
Цель СО – приучить водителей к системе аналитического поведения на дороге:
-
предвидение опасных ситуаций; -
оценка и прогнозирование развития дорожной обстановки; -
выработка решения по управлению автомобилем, предупреждающего ДТП или уменьшающего его тяжесть.
Для этого обучаемого приучают во время наблюдения за дорогой давать характеристику предопасной ситуации, называть основные признаки опасности, определять характер вероятного развития ДТС, вырабатывать рекомендации по выводу предупреждающих ДТП решений.
СО реализуется на теоретических и лаб. - практических занятиях при изучении основ управления автомобилем и БД и ПДД. Для этой цели можно эффективно использовать разнообразные средства обучения (слайды, кино, альбомы), в которых типичная ДТС представлены так, как они воспринимаются с места водителя.
Систематизация большого числа ДТП позволила установить, что большинство типичных ошибок водителей приводящих почти к 85% всех ДТП, поддаются ситуационному анализу. Эти ошибочные действия сгруппированы в 9 групп ДТС.
1 группа ДТС объединяет случаи, при которых возможен наезд на пешеходов. Основная ошибка водителя в этих ситуациях заключается в том, что они не обнаружили признаков вероятного появления пешеходов, а отсутствие прогноза опасности приводит к невозможности эффективных действий по предупреждению наезда после обнаружения пешехода в опасной зоне.
Наезд на пешеходов с наибольшей вероятностью случается в зоне остановок общественного транспорта, на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах, а также в некоторых неустановленных для перехода местах.
При изучении особенностей управления транспортными средствами в городе, оценке поведения пешеходов, методике и технике проезда перекрестков должно быть уделено особое внимание. Естественно, что пешеходы осознают опасность, которую для них представляют автомобили. Однако большинство из них обладают ограниченным терпением, желая пересечь
проезжую часть, особую опасность для водителей представляют дети, отличающиеся повышенной эмоциональностью и плохо различающие опасность.
Чем больше у проезжей части скапливается пешеходов, тем более опасной складывается ситуация. Поведение пешеходов, особенно детей, часто отличается нелогичностью. В большинстве случаев неправильные действия пешеходов совершаются внезапно и неожиданно для водителей, и он не всегда успевает принять меры для предотвращения наезда или