Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 1012
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ
Программа «АРМ руководителя автошколы»
Подготовка водителей за рубежом
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные требования к оценке успеваемости
Методика обучения вождению автомобиля
Психологическая подготовка водителей
Проведение занятий по вождению автомобиля
Методика отработки 9 – го упражнения
Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка
Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению
Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.
Программа «Тест на определение уровня внимательности»
Программа «Определение реакции водителя»
Классификация и основные типы автомобильных тренажеров
Автотренажеры с применением ЭВМ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции
Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»
Медицинское освидетельствование прошел
Председатель комиссии (фамилия)
КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Категория транспортного средства «», группа №
Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.
-
Преподаватель как организатор учебного процесса
К преподаванию устройства и технического обслуживания (ТО) автомобиля допускаются лица, имеющие высшее или средне - техническое образование по автотракторной специальности.
К преподаванию ПДД, основ управления автомобилем и БД допускаются лица, кроме того, имеющие и водительское удостоверение на право управления автотранспортными средствами.
Занятия по предмету “Первая медицинская помощь пострадавшим” проводят лица, имеющие медицинское образование.
Мастерами производственного обучения вождению допускаются лица, имеющие образование не ниже среднего, 3-х летний стаж работы в качестве водителя ТС соответствующей категории и свидетельство о прохождении подготовки по методике обучения вождению.
Выступая в качестве организатора учебного процесса (рис. 1.1), преподаватель должен обладать твердыми знаниями преподаваемого предмета и специфическими психолого- педагогическими знаниями, умениями и навыками. Отсутствие психолого-педагогических знаний вынуждает преподавателя опираться лишь на собственный опыт и интуицию, что приводит к большим временным и качественным издержкам. Помощь преподавателям в приобретении психолого-педагогических знаний, умений и навыков призваны оказывать различные формы организации повышения педагогической квалификации.
Для обеспечения успеха познавательной деятельности учащихся при организации учебного процесса необходимо соблюдать определенные условия:
-
Четкое представление обучаемым целей обучения на каждом из его этапов, приобретение и сохранение положительных мотивов к познавательной деятельности на все время обучения. -
Наличие к началу нового этапа учебных занятий, достаточной теоретической и практической базы для построения новой системы знаний, умений и навыков, и включения ее в ранее созданную систему. -
Морально-психологическая подготовленность к предстоящей учебной и профессиональной деятельности. -
Соответствие биолого-физиологических и психологических характеристик обучаемого выбранной профессии.
Цели обучения
Рисунок 1.1 - Структура учебного процесса
Целью познавательной деятельности обучаемого является формирование условий для последующего применения на практике приобретенных знаний, умений и навыков.
Деятельность преподавателя складывается из конструктивной(проектировочной),
организаторскойикоммуникативной.
Конструктивная деятельность заключается в отборе учебного материала, его переработке и структурировании с учетом целей, стоящих перед учебным процессом, и времени, выделенного на изучение этого материала. Сюда же относятся выбор методов и средств обучения, а также форм проведения занятий. Осуществляя деятельность в конструктивной области, преподаватель руководствуется учебными планами и программами, используя учебники, учебные пособия, методические указания и личный опыт. Результатом конструктивной деятельности преподавателя являются методические разработки, конспекты лекций, методические указания, раздаточный материал.
Организаторская деятельность преподавателя осуществляется непосредственно в ходе учебного процесса и имеет три аспекта: организацию изложения учебного материала (реализация проекта); организацию и управление своим поведением в конкретных условиях учебной работы и организация деятельности обучаемых.
Особое место занимает деятельность в коммуникативной области, т.е. в области установления таких взаимоотношений с обучаемыми, какие соответствуют эффективному
решению учебных задач, создают благоприятные условия для достижения целей учебного процесса.
К числу таких функций преподавателя при организации учебного процесса относятся:
-
определение целей занятия; -
определение структуры учебной информации и последовательности ее изложения; -
выбор методов и средств обучения, видов занятий, а также определение времени, необходимого для достижения поставленных целей; -
осуществление учебного процесса, анализ его хода и результатов, выбор методов и средств ликвидации получившегося рассогласования между целями учебного процесса и его результатами в ходе последующих занятий и внесения в проект коррективов, исключающих появление такого рассогласования вновь.
Преподаватель должен обладать специфическими психологическим знаниями, умениями и навыками, к числу которых относятся:
-
Знание целей обучения и умение учитывать их при организации и осуществлении учебного процесса. -
Умение отбирать необходимую и достаточную по своему содержанию учебную информацию, оптимизировать ее структуру и последовательность изложения. -
Знание возможностей различных методов обучения и технических средств учебного процесса, умение использовать их в ходе обучения. -
Знание принципов обучения и умения применить их в практической педагогической деятельности. -
Знание закономерностей познавательной деятельности обучаемых и путей ее активизации, умение создавать положительные мотивы познавательной деятельности обучаемых. -
Знание закономерностей психологии обучаемых, умение оценивать и учитывать индивидуальные характеристики личности обучаемых. -
Знание закономерностей межличностных отношений. -
Умение управлять познавательной деятельностью обучаемых в ходе занятий. -
Знание возможностей различных видов, методов и средств контроля успеваемости обучаемых, умение организовать контроль и учет успеваемости. -
Умение анализировать результаты учебного процесса и выбирать наиболее эффективные средства коррекции. -
Организаторские способности, в том числе и к самоорганизации. -
Способность предвидеть последствия того или иного педагогического воздействия. Преподаватель должен обладать такими качествами, как глубокое знание предмета,
эрудиция, любовь к педагогической деятельности, честность и справедливость, доброжелательность к обучаемым, выдержка и самообладание, самокритичность, чувство нового, умение отказаться от сложившихся в мышлении или практической деятельности стереотипов, требовательность к себе и обучаемым, педагогический такт.
Наряду с вопросом “чему учить” перед преподавателем встает вопрос и “как учить”, т.е. вопрос о том, посредством каких методов осуществить взаимодействие с обучаемыми в ходе учебного процесса. Под методами понимается система приемов, обеспечивающая при определенном содержании учебной информации и использовании соответствующих средств обучения и форм организации занятий, достижение цели обучения. Информацию по любому учебному элементу преподаватель может изложить различными методами: догматическим, объяснительным, частично-поисковым и проблемным.
Догматический метод. Этот метод изложения информации состоит в том, что преподаватель рассматривает предмет, процесс, явление только с фактической стороны, сообщает готовые, не требующие глубокой интеллектуальной переработки учащимся сведения без объяснений и доказательств, т. е. использует ступень абстракции А — описательную.
Широкое распространение этого способа объясняется малыми затратами аудиторного времени и легкостью подготовки преподавателя к занятиям.
Однако этот способ имеет и существенные недостатки. Деятельность учащегося сводится лишь к запоминанию, иногда бессознательному заучиванию, к буквальному воспроизведению.
Этот способ не способствует развитию мышления, не стимулирует развития творческих способностей учащегося. Внимание учащихся на занятиях при этом способе не активизируется, а вследствие этого их дисциплина на занятиях низка.
Объяснительныйметод.Данный метод характерен изложением информации о предметах, процессах, явлениях с обязательным объяснением их причин, свойств, с обоснованием целесообразности принятого устройства, строгой логической систематизацией и последовательностью, обеспечивающими глубокое понимание изучаемых учебных элементов. Этот способ основан на качественной (Б) и количественной (В) ступенях абстракции. Усвоение становится осознанным и может привести учащихся к реконструктивному воспроизведению.
Для современных требований этот способ все-таки недостаточно активизирует мыслительную деятельность учащихся. Он не обеспечивает нужной подготовки к творческой деятельности. Внимание и активность учащихся на занятиях, а, следовательно, и учебная дисциплина, конечно, выше, чем при догматическом способе. Однако от преподавателя и учащихся требуются постоянные, волевые усилия, чтобы поддерживать внимание.
Догматический и объяснительный способы относятся к так называемому сообщающему обучению.
Проблемный метод. Этот метод предусматривает последовательное применение следующих этапов изложения информации:
-
постановка проблемы; -
раскрытие внутренних противоречий, возникающих при ее решении; -
формирование сомнительных, но правдоподобных предположений (гипотез), их обсуждение, изложение теоретических соображений и приведение результатов экспериментов, обосновывающих их несправедливость или несостоятельность; -
формулировка правильной, соответствующей нынешнему взгляду науки на данный вопрос гипотезы, показ ее достоверности с помощью теоретических обоснований и экспериментов.
Все указанные этапы осуществляет преподаватель. Учащийся следит за диалектикой и последовательностью поиска, становится в определенной степени его соучастником. Благодаря этому знания оказываются глубоко осознанными, они прочно усваиваются. Их легко преобразовать в убеждения. Эмоциональность изложения, обычно сопутствующая этому способу, повышает интерес к занятиям, поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, без всяких дополнительных воздействий. Такое изложение способствует развитию мышления, творческих наклонностей, исследовательских побуждений.
Существенными недостатками этого метода следует считать большую затрату времени и значительные трудности, возникающие у преподавателя при поиске необходимых информационных материалов.
Частично-поисковый (эвристический) метод. Данный метод изложения информации предполагает руководимую преподавателем деятельность учащихся, направленную на самостоятельное добывание знаний, на открытие субъективно новой для них информации, объективно известной преподавателю и детально им отработанной. Здесь можно указать следующие этапы:
-
постановка проблемы и введение: преподаватель сообщает начальную информацию, необходимую для организации умственного поиска, и знакомит с проблемной ситуацией, которую предстоит решать; -
далее следуют логические ходы, каждый из которых начинается вопросом преподавателя, предусматривает ответы учащихся и заканчивается совместной – совершаемой учащимися и преподавателем – корректировкой правильности ответов. При необходимости вопрос предваряется или сопровождается пояснением, частным введением. Если учащиеся затрудняются ответить на какой-то вопрос и наводящие вопросы преподавателя тоже не приближают их к решению, преподаватель вынужден сам давать ответ; -
подведение итогов, выводы.
Этот метод – пример удачной реализации дидактического принципа сознательности и активности в обучении. Напряженная умственная деятельность учащихся при этом методе мотивируется потребностью и самовыражении, самоутверждении, творческим характером
работы на уроке, духом соревнования.