Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 1047
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ
Программа «АРМ руководителя автошколы»
Подготовка водителей за рубежом
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные требования к оценке успеваемости
Методика обучения вождению автомобиля
Психологическая подготовка водителей
Проведение занятий по вождению автомобиля
Методика отработки 9 – го упражнения
Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка
Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению
Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.
Программа «Тест на определение уровня внимательности»
Программа «Определение реакции водителя»
Классификация и основные типы автомобильных тренажеров
Автотренажеры с применением ЭВМ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции
Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»
Медицинское освидетельствование прошел
Председатель комиссии (фамилия)
КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Категория транспортного средства «», группа №
Продолжительность обучения на автодроме составляет 20-30% учебного времени, отведенного для практических занятий по вождению автомобиля.
На первомэтапеобучения вождению на автодроме отрабатывается:
-
пуск и прогрев двигателя; -
проверка показаний контрольных приборов; -
трогание с места; -
движение по прямой на коротких дистанциях; -
обучение приемам остановки автомобиля; -
возможные аварийные ситуации при трогании с места и остановке автомобиля.
На втором этапе обучения (движение по прямой) осваивается движение автомобиля в прямом направлении и задним ходом строго параллельно прямой линии движения; плавное торможение; упражнения «холм», «платформа», «седловина», «клин», а также:
-
трогание с места, интенсивный разгон на коротких дистанциях, переход на высшую передачу, движение по прямой с увеличением и уменьшением скорости с помощью педали газа; -
переключение передач в нисходящем порядке, для чего необходимо снизить скорость с помощью педали газа, а в случае необходимости и педалью тормоза; -
переход с высшей передачи на низшую без участия в работе педали тормоза, отработка элементов торможения двигателем в случае отказа ножного тормоза; -
изучение приемов экстренного торможения автомобиля с выключением и без выключения сцепления, отработка элементов рабочего и экстренного торможения, причем в последнем случае отрабатывается предупредительные меры по управлению автомобилем.
Следующий этап – движение по криволинейным участкам дорог и выполнение поворотов. Чтобы правильно двигаться по криволинейным участкам дорог, водитель, кроме правильного владения рулевым колесом, должен уметь правильно тормозить и изменять скорость движения, обладать хорошим глазомером. При этом нельзя выходить из своего ряда. Скорость движения должна соответствовать радиусу поворота и скользкости покрытия.
Следующий элемент – движение по кругу, восьмерке и зигзагу. Эти упражнения размечаются на площадке разметочными фишками. При отработке этих упражнений
учащимися прививаются навыки правильного положения рук на рулевом колесе, совершенствуется пространственное восприятие автомобиля и препятствий (фишек).
Следующее упражнение – движение задним ходом. Первоначально отрабатываются навыки вождения задним ходом по прямой, причем особое внимание уделяется правильному наблюдению за дорогой через заднее око, боковое окно, зеркала заднего вида, а при обучении на грузовых автомобилях – через открытую дверь с выставлением ноги на подножку. Затем отрабатывается повороты задним ходом и заезд в бокс (фишки), движение по квадратной площадке (фишки):
-
въезд на площадку передним ходом до края, затем задним ходом поворот направо или налево до края и выезд передним ходом из ворот; -
въезд на площадку передним ходом, после прохождения ворот поворот направо и налево до края площадки, затем движение задним ходом до противоположного края и выезд из ворот передним ходом; -
въезд на площадку задним ходом с поворотом налево и выезд с площадки передним ходом.
Следующее упражнение – движение задним ходом по «восьмерке». Следует обратить внимание учащихся на аварийные ситуации, возникающие при движении задним ходом, и меры их предупреждения.
Условия автодрома позволяют тщательно отработать упражнения в сложных ДУ и в аварийных ситуациях. Наиболее часто встречаются ситуации, когда водитель вынужден прибегать к экстренному торможению. Неопытный водитель опасается применять экстренное торможение, т.к. боится, что автомобиль может опрокинуться. Экстренное торможение используют в тех случаях, когда с помощью служебного торможения остановить автомобиль и предотвратить наезд невозможно. Необходимо различать ситуации, когда необходимо пользоваться служебным, а когда экстренным торможением.
Необходимо привить учащимся навыки основных приемов предотвращения заносов в имитируемых ситуациях и понимание основных факторов, определяющих причины заносов и возможность их предупреждения. Прежде чем приступить к выполнению упражнений, необходимо изучить теоретические вопросы:
-
роль трения шин о поверхность дороги при трогании с места и при остановке; -
ДУ, способствующие уменьшению коэффициента сцепления; -
различие между трением покоя, трением вращения и трением скольжения; -
виды заносов и причины их возникновения; -
действия водителей, способствующие возникновению заноса; -
основные управляющие действия водителя, предотвращающие занос.
После обучения вождению на автодроме рекомендуется провести практический экзамен. Экзамен состоит из 4-х упражнений, а для успешной сдачи экзамена достаточно безошибочно выполнить три приема вождения. В качестве примера можно привести следующие упражнения:
-
Постановка автомобиля на стоянку в поперечном направлении. Учащийся заезжает задним ходом на обозначенную для стоянки площадку с 1-ой попытки. После остановки автомобиль должен стоять так, чтобы его внешние контуры находились внутри площадки, обозначенной для стоянки. Ширина площадки в 1,5 р шире автомобиля, а длина равна длине автомобиля. -
Проезд по доске. Автомобиль должен проехать левыми колесами по доске длиной 4 м и шириной 30 см, двигаясь сначала передним, а затем задним ходом не съезжая с доски. -
Трогание с места на подъеме. При этом он не должен откатиться назад более чем на 20
см.
-
Движение по ограниченной кривой. Проезд по кривой радиусом 10 м, образуемой
четырьмя воротами. Ширина ворот выбирается в зависимости от марки автомобиля не более чем в 1,3 раза больше ширины автомобиля. При проезде по кривой автомобиль не должен задевать ворота.
После экзамена учащемуся объясняют недостатки и возможности их устранения. Сдав экзамен, учащийся допускается к обучению на участках городской УДС.
- 1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 ... 54
УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ
-
Учебные автомобили
Тип учебного автомобиля должен соответствовать учебной программе подготовки водителей транспортных средств, соответствующей категории. При этом предпочтение отдают наиболее распространенным моделям.
Учебный автомобиль по своему внешнему виду, техническому состоянию и оборудованию должен полностью отвечать требованиям ПДД. Спереди и сзади на нем должны быть установлены опознавательные знаки – белый равносторонний треугольник с красной каймой, в который вписана буква «У» черного цвета.
Справа от рабочего места, занимаемого обучаемым, устанавливаются дублирующие педали привода сцепления и тормоза, а также зеркалом заднего вида для обучающих.
Помимо комплекта водительского инструмента на автомобиле должны быть: лопата, топор, буксирный трос, материалы для ремонта шин, медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки, колодки для удержания автомобиля на подъеме, зимой – цепи противоскольжения.
До начала занятий по вождению с грузом автомобиль (грузовой) загружается на ¾ номинальной грузоподъемности. Груз – чугунные чушки. Это позволяет в короткое время загружать автомобиль без затрат времени на поиски груза. Автомобили повышенной проходимости должны быть загружены постоянно. После занятий рессоры этих автомобилей необходимо разгружать.
В постоянной готовности и в необходимом количестве в автошколе должны быть буксирные приспособления, средства повышения проходимости и самовытаскивания.
Учебные автомобили проходят регистрацию в РЭО УДП ДВД.
-
Учебные маршруты
Успешное обучение вождению автомобилей во многом зависит от правильного подбора маршрутов для упражнений, отрабатываемых вне автодрома. Для каждого такого упражнения должен быть подобран свой маршрут, включающий необходимые элементы для отработки всех его задач. Можно иметь общие маршруты для упражнений с одинаковыми задачами, но отрабатываемыми на автомобилях с грузом или без груза, в темное или светлое время суток. Для отдельных упражнений в зависимости от времени года следует иметь не один, а два самостоятельных маршрута.
Очень важно выбирать маршрут с учетом требований известного правила обучения – от легкого к трудному, то есть маршрут вождения составляют в такой последовательности, чтобы он позволял сначала отрабатывать наиболее простые задачи, затем средней сложности, а под конец наиболее трудные и в комплексе.
Например, развороты на дорогах для движения в обратном направлении отрабатывают в такой последовательности: сначала на дороге с проезжей частью, позволяющей развернуться с осевой линии, затем на дороге, дающей возможность сделать разворот только из правого ряда, и в заключение – на дороге, допускающей разворот, только применив задний ход.
В определенной последовательности отрабатываются задачи упражнений по проезду перекрестков в городских условиях: проезд в прямом направлении, поворот направо, поворот налево, разворот для движения в обратном направлении. Методически неправильно отрабатывать эти задачи в обратной последовательности или сразу все.
Протяженность маршрута должна быть минимальной. Это позволяет в течение времени, отведенного на отработку упражнения, проехать по трассе большое количество раз и добиться более качественной отработки задач. Кроме того, при небольшом маршруте легче организовать контроль за ходом занятия. Из расчета 1 час обучения – 15-20 км пробега автомобиля.
Для отработки упражнений по вождению автомобилей в городских условиях маршруты составляют в соответствии с задачами и только по улицам и площадям, разрешенным для обучения вождению местными органами дорожной полиции. В Павлодаре запрещено проводить вождение по улицам Ленина и Ак. Сатпаева.
-
Техника вождения автомобиля в особых условиях
Вождениевгустомтумане.
В сильный туман, помимо ухудшения видимости, значительно изменяется восприятие цвета, нарушается правильное представление о расстоянии до окружающих предметов. В тумане желтый цвет становится красноватым, зеленый — желтоватым, а предметы кажутся дальше, чем в действительности.
Помня это, необходимо быть предельно внимательным, особенно при подъезде к светофорам и в местах, где возможно неожиданное появление препятствий. Скорость движения (в км/ч) необходимо поддерживать примерно равной половине численной величины видимости (в м). Так, при видимости 30 м скорость движения должна быть 15 км/ч. В густом тумане следует избегать резкого торможения и обгона транспортных средств, без особой необходимости не менять полосу движения, строго придерживаться правой стороны дороги. Как на стоянке, так и во время движения следует включать освещение. Однако необходимо иметь в виду, что дальний свет в условиях тумана значительно ухудшает видимость.