Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1041

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»



Примером автомобильного тренажера с кинопроектором может служить тренажер модели ЦКБ-У101. Это многоместный тренажер, который включает в себя шесть моделей автомобиля, где располагаются учащиеся, пульт мастера обучения, кинопроектор и киноэкран. Каждый макет автомобиля представляет собой модель рабочего места водителя в кабине грузового автомобиля. На сварной раме установлены: электродвигатель, сцепление, коробка передач с нагрузочным тормозом, все органы управления автомобилем и контрольно-измерительные приборы. Рама, на которой смонтированы перечисленные механизмы, установлена на поворотном круге и под действием рулевого управления может поворачиваться вокруг вертикальной оси влево и вправо на угол до 30˚. На пульте мастера обучения смонтированы приборы для визуального контроля действий учащегося. В частности, можно контролировать скорость «движения», положение педали сцепления, время реакции при торможении, положение рулевого колеса, включенную передачу. Показания контрольно-измерительных приборов, нагрузку на двигатель. Мастер обучения со своего пульта может менять нагрузку на трансмиссию макетов автомобилей, сообразуясь с имеющейся на экране обстановкой и возможным сопротивлением движению. На пульте мастера обучения имеется рулевое колесо, с помощью которого он поворачивает кинопроектор при поворотах дороги, вынуждая тем самым учащихся активно участвовать в процессе управления.

Тренажер У 101 не имеет обратной связи по скорости движения, так как при его разработке предполагалось, что независимость скорости демонстрации фильма от действий учащегося позволяет поставить их в объективные условия потока. Скорость своего автомобиля учащийся контролирует по спидометру и сравнивает ее со скоростью движения, указанной в фильме при помощи дорожных знаков и титров.

На рис. 7.7 показан кинотренажер конструкции Калифорнийского университета. Тренажер включает макет автомобиля, установленный задними колесами на беговые барабаны, два

кинопроектора (второй кинопроектор предназначен для демонстрации «убегающей» дороги позади автомобиля) и регистрирующую аппаратуру.

Дорожная обстановка проектируется на экран шириной 2,5 м. Обстановку позади себя водитель наблюдает через зеркало заднего вида. Кинопроектор переднего вида установлен на поворотной турели, что позволяет смещать изображение в ту или иную сторону. Скорость демонстрации фильма связана со скоростью «движения» макета автомобиля при помощи сельсинов. Поворот кинопроектора осуществляется автоматически в зависимости от характера дороги. Электрический сигнал, соответствующий кривизне дороги на данном участке, подается к электродвигателю, который поворачивает турель
кинопроектора. Если водитель правильно реагирует на повороты дороги, то при помощи потенциометра, связанного с рулевым управлением макета автомобиля, он нейтрализует сигнал, вызывающий поворот кинопроектора, и дорога не «уходит» в сторону.

1 - передний экран; 2 - кинопроектор заднего вида; 3 - кинопроектор переднего вида; 4- задний экран; 5 - беговые барабаны; С - макет автомобиля; 7 - поворотные площадки
Рисунок 7.7 Блок-схема тренажера
На данном тренажере иммитируется подъем дороги и атмосферные условия (дождь и ветер). Для иммитации подъема дороги служит гидравлический тормоз с регулируемым дросселем, с помощью которого изменяется нагрузка на транмиссию. Боковой ветер иммитируется путем поворота опорных площадок под управляемыми колесами,что создает дополнительный крутящий момент на рулевом колесе. Для полноты впечатления в период действия «ветра» включается вентилятор.

Благодаря акустическим свойствам закрытых помещений (резонансные шумы и прочие помехи) уровень звука двигателя и автомобиля, работающих в помещении, значительно выше, чем на дороге при тех же оборотах коленчатого вала и скоростях движения.

Для получения необходимого соответствия между уровнями шума спидометр макета автомобиля модифицирован таким образом, что показания его вдвое превышают действительную скорость.

На тренажере имеются две группы приборов: для контроля работы стенда и для замеров психофизиологических характеристик водителя. Вторая группа приборов обеспечивает синхронную запись следующих параметров: скорость «движения» макета автомобиля, величины перемещения педалей, величину угловых перемещений рулевого колеса, отметки различных событий и ответные действия водителя, гальваническую реакцию кожи, частоту дыхания.

Макет автомобиля поворачивается по средствам гидропривода, расположенного так же, как и пульт инструктора, позади макета. В гидроприводе использованы три гидроцилиндра, два из которых обеспечивают поворот макета относительно поперечной оси, а один – вокруг продольной.

Всеми перемещениями макета автомобиля управляет мастер обучения. Предусмотрен также вариант автоматизированного управления

колебаниями макета, которое осуществляется с помощью электронной вычислительной машины. На вход вычислительной машины подаются сигналы, пропорциональные перемещениям органов управления и соответствующие характеру дороги. Для регистрации всех действий учащегося или испытуемого применяется многоканальный самописец.

Для подготовки водителей автобусов сконструирован и изготовлен тренажер с кинопроектором. Тренажер состоит из макета автомобиля, кинопроектора, экрана и устройства для синхронной записи действий учащегося. С помощью этого тренажера моделируется движение автобуса со скоростью от 10 до 120 км/ч. Оценка времени психомоторных реакций производится с точностью ±15% при помощи электросекундомера. Механизмы тренажера питаются от автомобильных аккумуляторных батарей. В тех местах кинопленки, где зафиксированы опасные ситуации, выполнены специальные метки, с помощью которых производится отсчет времени реакции водителя на данную дорожно-транспортную ситуацию.

С помощью этого тренажера при проверке 75 водителей было обнаружено, что 8% из них имеют недопустимо большое время реакции, а 7% неправильно выбрали скорость движения.

Довольно широко распространен групповой тренажер «Элан» (рис. 7.8) производства Германии. Тренажер «Элан» может применяться и как стационарная установка и как передвижная. В последнем случае тренажерный комплекс монтируется в автомобильном прицепе.

Тренажер «Элан» включает восемь макетов автомобиля, пульт мастера обучения с контрольно - регистрирующими приборами, кинопроектор и экран. Действия учащихся, записанные с помощью контрольно-регистрирующего устройства, сравниваются с эталоными.

    1. 1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   54

Автотренажеры с применением ЭВМ





      1. Тренажер ОТКВ-2. НА базе ООО «Научно-производственное предприятие

«Тренер» разработан и производится (обучающий и тестирующий комплекс водителя «ОТКВ- 2») в соответствии с рисунком 7.9, который объединяет в себе функции компьютерного автомобильного тренажера и аппарата, предназначенного для тестирования уровня развития профессионально значимых навыков у водителей, имеющих опыт управления автомобилем.



Рисунок 7.8 - Тренажер «Элан» Рисунок 7.9 Тренажер ОТКВ-2
В ходе испытаний опытного образца ОТКВ-2, проведенных в специализированных образовательных учреждениях (Научно - методический Центр высшего водительского мастерства, Юношеская автомобильная школа и др.) было выявлено, что с помощью этого устройства и начинающих водителей быстро и надежно формируются правильные навыки управления автомобилем.

Одной из функций аппарата является «движение» по дорогам виртуального автодрома, что позволяет успешно закреплять сформированные навыки в обстановке, достаточно близкой к реальности. Успешность этого процесса связано с тем, что действия начинающих водителей не сковывает чувство страха столкновения с неподвижными и подвижными объектами. «Вождение автомобиля» в виртуальном пространстве позволяет водителям десятки и стони раз побывать в

сложной для себя дорожно - транспортной ситуации, и находить оптимальные решения выхода из нее. С помощью ОТКВ-2 возможно также производить коррекцию неверного стиля вождения у водителей, имеющих значительный стаж управления автомобилем, исправлять закоренелые ошибки, влияющие на безопасность.


Программное обеспечение ОТКВ-2 позволяет водителям изучать приемы экстренного маневрирования, направленные на опережающую стабилизацию курсовой и поперечной устойчивости автомобиля, повышающие управляемость в экстремальных условиях автошколы на первом этапе подготовки водителей (25-30% от общего времени ездовой подготовки) в течение календарного года позволяет получить экономию финансовых средств, достаточную для приобретения ежегодно одного нового учебного автомобиля. Существенно отметить, что массовое применение тренажерной технологии для обучения водителей способно кардинально улучшить экологию в городе за счет уменьшения загрязнения воздушной среды выхлопными газами двигателей, работающих на низших передачах.


      1. Виртуальный автосимулятор NADS. Если вас спросят, какой из автомобильных симуляторов самый крутой, не спешите с ответом. С тем, что это, к примеру, Need For Speed 5 согласятся только те, кто не знает о National Advanced Driving Simulator (NADS).

Даже водители со стажем через пару минут забывают о том, что эта реальность - виртуальная. NADS - самый сложный симулятор в мире. Естественно, он и самый дорогой: его полная стоимость - около $50 миллионов! А расположился NADS в павильоне площадью 400 квадратных метров.

Напичканный электроникой корпус легкового автомобиля (или автобуса, или грузовика - в NADS'е поместятся и они) установлен в центре гигантской «кастрюли» - большой куполообразной кабине (рис. 7.10), которая в свою очередь на четырёх гидравлических распорках стоит на круглой платформе.

Эта вращающаяся почти на 360 градусов платформа установлена на гигантском движущемся вперёд-назад рельсе, а рельс этот движется ещё по десятку рельсов влево - вправо.



Рисунок 7.10 - Так выглядел бы National Advanced Driving Simulator, если стенки кабины с машиной были прозрачными
Когда педаль газа уходит в пол, вся эта махина на рельсах едет вперёд, при торможении - назад, при поворотах - в стороны, а «кастрюля» с машиной внутри при этом покачивается и, в случае надобности, поворачивается, как положено. Таким образом, в режиме реального