Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1011

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»



На третьем этапе динамический стереотип сформирован. Большинство действий выполняется автоматически, т.е. без участия сознания, которое осуществляет только функцию контроля. На этой стадии формирования навыка обычно вводят определенные усложнения с целью выработки вариативности навыка, например обучаемый совершенствуется в езде по напряженной дороге, в условиях интенсивного движения транспортных средств или ночью. Овладевать навыком, необходимо осознано. Обучаемый должен подметить свое продвижение вперед, а мастер должен помочь обучаемому анализировать процесс овладения навыком. На первом этапе, когда обучаемые стараются осознать каждое отдельное движение или действие, необходимо помочь им разложить этот ил иной процесс на составляющие его элементы и осознать их связь между собой. На третьем этапе, в период совершенствования навыков,

педагогический процесс приобретает особенно сложный характер. Мастер должен хорошо изучить своеобразие ошибок и индивидуальных особенностей обучаемых.

Важной особенностью формирования навыка является наличие «плато» на кривой упражнения (рис. 7.21). «Плато», образуемое кривой указывает на задержку в совершенствовании навыка. Обычно причиной остановки формирования навыка является несоответствие усвоенных приемов более высоким требованиям, которые предъявляются в дальнейшем к усвоению навыков. Для усвоения новых приемов требуются новые упражнения. Кроме того, закрепленные ранее приемы могут тормозить формирование новых.

На рисунке видно, что на некоторых этапах обучения рост результатов прекращается и может даже наступить некоторый спад. Это означает, что старые методы и приемы выполнения действий исчерпали себя и обучаемый переходит (зачастую подсознательно) на новые приемы.

«Плато» также может возникнуть, если вовремя не перейти к новым методам и приемам тренировки. Определив и устранив причины «плато», возникшего в процессе тренировок, можно добиться новых, более высоких результатов в формировании навыка.

Число безошибочных действий
120

100

80


60

40

20

0

0 4 8 12 16 20 24 28 32

Дни тренировки
Рисунок 7.21 - Кривая упражнений с «плато»
Навыкам свойственна изменчивость. Наибольшим изменениям подвергается точность по времени выполнения действий. После перерыва в тренировке действия выполняются то быстрее, то медленнее по сравнению с требуемой продолжительностью. Разрушение навыков, прежде всего и резче всего сказывается на сложных и плохо закрепленных навыках.

Способы обучения и тренировке на тренажере должны предусматривать достаточное количество повторений. Без этого тренажер превратился в наглядное пособие, и будет помогать только получению знаний, но не развитию навыков и умений.

Тренировка на автомобильном тренажере является педагогическим процессом, который подчиняется всем закономерностям педагогики независимо от конструкции тренажера и применяемых способов тренировки. В основе всего цикла тренировок, а также отдельных занятий должны лежать общие педагогические принципы.

Рассмотрим основные принципы обучения и тренировки.

Принцип сознательности и активности выражается в том, что учащиеся, приступая к тренировке, должны: знать ближайшие и конечные ее цели, уяснить значение вырабатываемых навыков для их будущей деятельности и в каждом тренировочном занятии стремится к наиболее точному выполнению учебных задач.

Принцип всесторонности заключается в применении различных средств и методов тренировки, обеспечивающих совершенствование всех необходимых навыков по управлению автомобилем. При совершенствовании мастерства вождения автомобиля в тренировочном процессе необходимо использовать разнообразные дорожные ситуации для выработки вариативных навыков. Учитывая некоторую условность воспроизведения окружающей обстановки каждым из обучающих средств, весьма желательно в процессе обучения применять различные их основания.

Принцип постепенности предусматривает постепенное увеличение объема получаемой учащимся информации

, сложности и интенсивности тренировки в течение всего тренировочного цикла. Каждое занятие не должно быть чрезмерно трудным или слишком легким.

Принцип повторности заключается в совершенствовании навыков путем многократного повторения упражнений при условии оптимальных временных интервалов между тренировочными занятиями. Следует помнить о возможном разрушении выработанных навыков вследствие длительных перерывов.

Принцип индивидуализации выражается в таком планировании и проведении тренировки, которые бы учитывали индивидуальные особенности будущих водителей и характер допускаемых ими ошибок, а также особенности процесса формирования навыков.

Обучение и тренировку следует рассматривать как единый неразрывный процесс. Вместе с тем они не являются тождественными по своим задачам и методам: задача обучения – главным образом овладение необходимыми знаниями и овладение навыками, задача тренировки – закрепление и дальнейшее совершенствование навыков.

Навыки управления автомобилем должны формироваться в такой последовательности: обучение на тренажерах, на автодроме (учебной площадке), на улицах и дорогах.

Совершенствование навыков и овладение мастерством вождения автомобиля должно достигаться в процессе тренировочных занятий на автомобильных тренажерах (типа динамического тренажера) и завершаться на учебных автомобилях.

Специальное исследование показало, что многие водители даже с большим стажем работ не владеют навыками в быстрой ориентировке и в быстрых точных действиях в критических дорожных ситуациях, допускают ошибки в прогнозировании быстро изменяющейся дорожной обстановке и технические погрешности при управление автомобилем на больших скоростях в условиях дефицита времени.

С целью исправления дефектов в технике управления автомобилем совершенствования мастерства вождения должны быть использованы методы тренировки на автомобильных тренажерах.

Единой методики обучения и тренировки для всех типов тренажеров не существует. Поэтому, кроме общих положений и принципов тренировки, обязательных для любого учебно- тренировочного процесса, необходимо учитывать назначение тренажера, его конструктивные возможности и задачи тренировки.
  1. 1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   54

АВТОДРОМ



В соответствии с пунктом 21.1 ПДД РК первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах. На этапе первоначального обучения приобретаются навыки уверенного манипулирования органами управления автомобилем, трогания с места, движения и остановки в заданном месте.

Закрытая площадка представляет собой обособленную территорию, на которой нет движения транспортных средств, пешеходов и где удобно отрабатывать отдельные приемы управления автомобилем.

Автодром – это специально построенное и оборудованное сооружение, предназначенное для обучения вождению. Автодром является основной учебной базой для отработки навыков вождения автомобиля согласно программе подготовки водителей. В первую очередь на автодроме должны быть созданы условия для вождения автомобилей по ограниченным проездам и для преодоления ими препятствий.

Основная цель обучения на автодроме заключается в том, чтобы обучаемый научился надежному и безопасному управлению автомобилем, не подвергаясь воздействию других участников ДД, не вызывая возмущений в транспортном потоке. Процесс обучения на автодромах является более интенсивным, контролируемым, эффективным и систематизирующим. Моделирование различных ситуаций ДД в условиях необходимой безопасности возможно только на автодромах. Здесь учащийся последовательно приобретает автоматизм и уверенность в вождении автомобиля.

Для сооружения автодрома требуется земельный участок площадью 6,3 гектара с хорошими подъездными путями. Территория автодрома должна быть огорожена и окружена деревьями и крупно рослым кустарником.

При оборудовании автодрома должны соблюдаться следующие условия:

  • ограниченные проезды и сооружения располагают в определенной последовательности. При этом должны быть созданы три маршрута движения: для мотоциклов, для легковых автомобилей и для грузовых, автобусов и автопоездов; - такие сооружения, как железнодорожные платформы, погрузочная площадка, эстакада, труднопроходимые участки делают общими и располагают между маршрутами;

  • земляные сооружения, такие как холм, кювет, труднопроходимый участок, овраг укрепляют кольями, травяным покровом, щебнем; устройство ограниченных проездов должно допускать возможность быстрого изменения их ширины;

  • препятствия, ограниченные проезды, а также подходы к этим сооружениям необходимо укреплять щебнем, шлаком и другими материалами;

  • в начале каждого препятствия, прохода, сооружения в 2 метрах справа или слева по ходу движения автомобилей устанавливают стойки высотой 1,7 метра. К стойкам в их верхней части прикрепляют металлические круги диаметром 30—40 см., окрашенные с обеих сторон в белый цвет. По периметру круга наносят красную полосу шириной 3 см. В середине круга черной краской проставляют порядковый номер сооружения согласно схеме автодрома. К стойке под кругом прикрепляют табличку размером 20 х 30 см., окрашенную в желтый цвет. На табличке указывают схему сооружения и основные его размеры; -маршруты движения автомобилей оборудуют дорожными знаками и указателями в соответствии с ПДД. Опасные места на маршруте (глубокий овраг, кювет, труднопроходимый участок) обозначают ясно видимыми знаками;

  • по периметру земельного участка автодрома располагают кольцевую дорогу с шириной проезжей части 6 метров и шириной обочин 2 метра. На ней, сообразуясь с рельефом местности, располагают дорожные препятствия (косогоры, холмы, железнодорожные переезды, труднопроходимые участки);

  • -сооружения автодрома должны иметь соответствующие элементы, формы и размеры.


На автодроме сооружают одноэтажное здание с учебными аудиториями: классом для изучения БДД на 20 - 25 посадочных мест и лабораторией площадью 15 - 20 квадратных метров. В лаборатории оборудуют: общую схему автодрома и схему маршрутов для всех упражнений. Разрабатывают условия выполнения и оценочные нормативы упражнений, а также

инструкции по БД на автодроме. Кроме вышеуказанных помещений должны быть предусмотрены вспомогательные и санитарно-бытовые помещения.

В случае достаточного материального обеспечения возможна установка на каждом из участков телекамеры с выводом информации на центральный дисплей в лабораторию, где может производиться контроль за выполнением упражнения, а также прямой и непосредственный разбор ошибок.

На каждом из участков необходимо оборудовать навес со скамейками для непосредственного визуального наблюдения курсантами порядка выполнения упражнения и разбора ошибок.

Всего сооружений, препятствий, ограниченных проездов - 36.

Автодромы оснащаются различными устройствами для обучения вождению автомобиля.

Не допускается делать выезд с автодрома на (главную) основную дорогу.

Размещение дорог на автодроме должно предусматривать различные варианты регулируемых и нерегулируемых перекрестков и примыканий. Перекрестки, примыкания и перегоны оснащаются дорожными знаками, а на асфальтированном участке дороги наносится разметка.

К обязательным элементам относятся участки с подъемами и спусками, где можно тренироваться в остановке автомобиля на уклоне и трогании с места на подъеме, а также повороты налево и направо с различными радиусами. Кроме того, предусматриваются участки дорог с поворотами со скользкой поверхностью длиной не менее 100 м, специальные площадки ограниченных размеров для тренировки в управлении автомобилем и для выполнения сложных фигур маневрирования )восьмерка, зигзагообразный проезд и т.д.). Также предусматриваются элементы для имитации ж/д переездов, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, моделирования опасных ситуаций. Участки дорог должны иметь покрытия разно шероховатости. Рекомендуется устанавливать наружное освещение на автодроме для обучения вождению в условиях недостаточной видимости.