Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 1020
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ
Программа «АРМ руководителя автошколы»
Подготовка водителей за рубежом
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные требования к оценке успеваемости
Методика обучения вождению автомобиля
Психологическая подготовка водителей
Проведение занятий по вождению автомобиля
Методика отработки 9 – го упражнения
Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка
Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению
Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.
Программа «Тест на определение уровня внимательности»
Программа «Определение реакции водителя»
Классификация и основные типы автомобильных тренажеров
Автотренажеры с применением ЭВМ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции
Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»
Медицинское освидетельствование прошел
Председатель комиссии (фамилия)
КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Категория транспортного средства «», группа №
Сигналы Свет. Цифров. Количество сигналов 60 75 90 105 120 135 | | Ошибки | | Пропуск Время Ритм Сигналов С 200 400 | | |
| Время, мин | | Старт | |||
| | | | |||
| | | |
1 – панель управления; 2 – блок ответных реакций; 3 – световой блок раздражителей; 4 –
цифровой блок раздражителей
Рисунок – 6.4 Устройство «Работомер»
При обследовании в заданном режиме устанавливаются время выполнения задания и темп предъявления раздражителей, отдельно регистрируются количество ошибок и пропусков.
-
«Тремометр» модели ОБД-60. Данный прибор (рис. 6.5) предназначен для определения индивидуальных показателей динамического и статического тремора рук курсантов автошкол и водителей автотранспорта при проведении медицинских и психофизиологических обследований.
Изменение величины тремора служит одним из объективных показателей функционального состояния нервной системы и двигательного аппарата. Под влиянием утомления и переутомления, нервно-психического напряжения, иногда в значительной степени. Уровень тремора в спокойном состоянии является показателем индивидуальных особенностей испытуемых.
В устройстве предусмотрена возможность установки продолжительности выполнения задания и максимально допустимого количества касаний с помощью переключателей
«Установка». Испытуемый должен провести щупом по всем прорезям, не касаясь стенок и дна (динамический тремор), или ввести щуп в отверстие и, не
касаясь стенок и дна, удерживать его в течение определённого времени (статический тремор).
Рисунок 6.5 - Устройство «Тремометр»
6.2.6. «Адаптометр» модели ОБП-25. Прибор (рис. 6.6) предназначен для оснащения классов по психофизиологии труда водителей и кабинетов безопасности движения на автопредприятиях и учебных заведениях. Адаптометр применяется для определения времени восстановления зрительного восприятия водителей после ослепления их светом фар встречного транспорта и медицинских обследований.
Принцип работы следующий. Обследуемый смотрит в конусную трубу, установленную на корпусе. Оператор включает реле времени, от которого загорается на
экране ослепляющая фара. Водитель называет видимые на поле фары тест - знаки, а оператор контролирует через перископ состояние глаз (закрыты - отрыты) и включает нажатием кнопки один из тест - объектов.
2345
1 – конусная труба; 2 – корпус; 3 – электросекундомер; 4 – перископ; 5 – кнопки тест-объектов; 6 – сетевой шнур; 7 – микрофон
Рисунок 6.6 – Устройство «Адаптомер»
По истечении определённого заданного времени реле времени выключит фару и одновременно включит электросекундомер. Обследуемый должен назвать видимый тест-объект в микрофон, который через акустический автомат выключит электросекундомер. Оператор контролирует правильность названного тест - объекта и регистрирует время восстановления зрительного восприятия после ослепления фарой.
Адаптомер позволяет выявить водителей с пониженным временем восстановления зрительного восприятия после ослепления светом фар встречного транспорта в темное время суток.
- 1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 54
Учебные классы
Учебным классом называется помещение, предназначенное для проведения теоретических и практических занятий. Классы являются частью материально-технической базы автошколы. Комплексное применение ТСО может осуществляться только при наличии специализированных классов, отвечающих требованиям психологии, эргономики и современному уровню преподавания.
Основные требования, предъявляемые к классам - это требования к оснащенности класса средствами передачи информации, к аппаратуре обратной связи, организации и эргономическим требованиям
В классе должны быть готовы к действию несколько передатчиков информации (классная доска, экраны для кино - и диапроекции, телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны). Управление всеми ТСО должно осуществляться дистанционно с места преподавателя.
Классы бывают комплексные, предназначенные для проведения всех занятий по одному или нескольким предметам, и специализированные - для занятий по одной или нескольким темам одного или ряда предметов (например, класс двигателей, класс трансмиссий, ходовой части и систем управления, П и БДД, автотренажеров).
В комплексном классе, где изучается устройство автомобиля, обычно располагают комплекты разрезных и полностью укомплектованных агрегатов грузовых и легковых автомобилей. В такой комплект входят двигатель в сборе с приборами охлаждения, смазки, питания, электрооборудования, со сцеплением и коробкой передач, раздаточная коробка, передний и задний мосты, рулевое управление. Кроме того, необходимо иметь отдельные детали и узлы в разрезе. К ним относятся приборы системы питания - карбюраторы, топливные насосы, системы впрыска, топливные баки, фильтры-отстойники, приборы системы электрооборудования - аккумуляторные батареи, генераторы, стартеры, прерыватели- распределители, катушки зажигания, приборы систем охлаждения и смазки - радиаторы, водяные насосы, масляные насосы, фильтры.
Разрезные агрегаты. Натуральные узлы автомобиля с частично удаленными стенками корпуса или отдельными деталями представляют собой разрезные агрегаты. Это позволяет обучаемому визуально воспринимать их внутреннее устройство, расположение и взаимодействие отдельных частей. Разрезы должны обеспечить максимальное обозрение сопряженных деталей с разных сторон при наименьшем нарушении внешних форм агрегата. Разрезы окрашивают в красный цвет, что позволяет выделить поверхность разреза на фоне самих деталей, не допуская их искаженного восприятия (рис. 6.7).
Рисунок 6.7 – Задний мост в сборе с тормозными механизмами и фрагментом карданной передачи
Для большей наглядности разрезные агрегаты снабжают электрическим приводом, что позволяет наблюдать работу узла в движении.
Разрезные агрегаты имеют большую степень наглядности, что делает их ценным учебным пособием. Но они имеют серьезный недостаток-громоздкость. Они занимают значительную часть полезной площади учебного класса, имеют большую массу и поэтому “прикованы” к определенному месту класса. Более рациональным являются настенные щиты и различные макеты, которые не занимают места в классе, а также позволяют показать устройство и работу мелких приборов, которые в натуральную величину труднодоступны для обозрения большой группе обучаемых.
Настенные щиты и стенды. Назначение - дать наглядное представление об изучаемых объектах, их особенностях, устройстве, компоновке, работе. Этими объектами могут быть агрегаты, приборы и системы автомобиля, элементы дорог с участниками движения и средствами ОДД. Изучаемые объекты представляются в виде рисунков, макетов, натуральных деталей. ТСО, располагаемых на стенах класса, называются настенными щитами, а те, которые помещаются на полу или на столе - стендами.
Щиты бывают статические и динамические. Информационное содержание статических щитов не меняется. На динамических щитах сообщаемая информация меняется во времени. Изменения могут вызываться механически перемещаемыми отдельными частями, загоранием ламп, смонтированных на нем, или сочетанием этих способов, соответственно динамические щиты могут быть электрическими, механическими или электромеханическими.
Простейшими статическими щитами являются плакаты. Другой разновидностью статических настенных щитов являются щиты с расположенными на них узлами, приборами или системами автомобиля в демонтированном виде (рис. 6.8). Натуральные детали иногда заменяют их макетами, изготовленными из пластика, древесины и др. материалов.
Статические щиты имеют перед другими наглядными пособиями (видеофильмы, диапозитивы) некоторое преимущество, т.к. во время занятий, консультаций находятся перед глазами обучаемых и дают наглядное представление об устройстве отдельных узлов автомобиля, взаимном расположении деталей, их внешнем виде.
Вместе с тем такие щиты имеют ограниченные возможности для раскрытия принципов работы механизмов автомобиля. Затруднительно, например, с помощью щита с закрепленными на нем деталями карбюратора наглядно показать его работу, объяснить многообразие и сущность гидро- и аэродинамических процессов, происходящих в нем. Значительно большими возможностями в плане демонстрации работы приборов, механизмов и систем автомобиля обладают динамические щиты с движущимися элементами и электрические щиты. Применение динамических щитов избавляет преподавателя от необходимости напрягать воображение обучаемых, освобождает их внимание и память для непосредственного восприятия материала.
Каждый кабинет оборудуется в соответствии со стандартами и требованиями плана и программы подготовки водителей. Современное оборудование для автошкол в Республике Казахстан не производится, поэтому основными поставщиками являются предприятия Российской Федерации. В частности головную роль занимает на рынке Государственное образовательное учреждение ОТРАСЛЕВОЙ НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (ОНМЦ) МИНИСТЕРСТВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РФ. Ниже предлагаемое
оборудование для комплектации учебных классов соответствует прайс-листам ОНМЦ по состоянию на 2005 год.
Рисунок 6.8 – Настенный статический щит «Кривошипно-шатунный механизм»
6.3.1. Кабинет устройства и технического обслуживания автомобилей. Схема расстановки оборудования в кабинете показана на рисунке 6.9.
| | 15 |
15 | ||
15 | ||
14 | ||
15 | ||
15 | ||
15 | ||
| 15 | 15 |
15 | ||
| 15 | |
15 |