Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1039

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»

, выражающееся в усилении их функций. Так, зрительные раздражения влияют на слуховые, а слуховые – на зрительные. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что обучаемый слушая, запоминает в среднем 15% речевой информации, видя изучаемый объект – 25 %. Если же он слушает и видит одновременно, то воспринимает около 65 % информации.

ТСО могут использоваться в процессе обучения, переподготовки, контроля уровня знаний и самоконтроля.

По характеру выполняемых функций все ТСО, применяемые при подготовке водителей и повышении их квалификации делят на 4 группы:

  • средства сообщения информации (плакаты, макеты агрегатов, кино- и диапроекторы, видеомагнитофоны, ЭВМ и т.д.);

  • средства контроля знаний, позволяющие автоматизировать элементы проверки знаний обучаемых (тесты, карточки, компьютерные программы по контролю знаний по устройству автомобиля, ПДД, БД и т.д.);

  • средства привития практических навыков (тренажеры, учебные автомобили, автодромы);

  • средства для самостоятельного обучения (тестирующие устройства и компьютерные программы).

По принципу работы ТСО могут быть механическими, гидравлическими, пневматическими, электрическими, электронными или комбинированными, а по степени автоматизации – ручными, автоматизированными и автоматическими. По количеству одновременно обучаемых лиц ТСО делят на индивидуальные и групповые – коллективные.

    1. Технические средства, используемые для психофизиологических обследований водителей


Профессия водителя требует постоянного внимания, умения принимать решения в условиях жесткого лимита времени. Система «водитель – автомобиль – дорога - среда» в частности, обладают рядом особенностей, которые заключаются в упорядоченности и скорости поступления информации, возможности регулирования этой скорости, точности управляющих действий, темпе регулирования
, наличии опасности вследствие ошибок регулирования, недопустимости кратковременных и долговременных отказов организации рабочего процесса, отдыха и т. д.

В современных условиях для обеспечения высокой профессиональной надежности водитель должен знать свои психофизиологические особенности. Для этого необходима демонстрация и тренировка индивидуальных особенностей лиц, обучающихся профессии водителя.

С этой целью разработан, изготовлен и внедрен на ряде учебных комбинатов комплекс приборов для определения основных психофизиологических показателей водителей, оказывающих существенное влияние на качество, а, следовательно, и на безопасность управления автомобилем. Комплекс, включает шесть приборов и может использоваться в автотранспортных предприятиях с целью подбора водителей для различных видов перевозок, а также при проведении занятий по теме «Психофизиология труда водителей».
      1. 1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   54

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.


Данный прибор (рис. 6.1), рекомендуется для определения и тренировки реакции водителя.

Конструктивно этот прибор выполнен в виде отдельных узлов, монтируемых в учебное автотранспортное средство. Блок управления и регистрации смонтирован в корпусе из эбонита, где расположены также платы управления регистрации. На переднюю, панель блока выведены цифровые индикаторы времени:

Т1 – время от начала момента включения сигнала на остановку автомобиля до момента снятия ноги с педали подачи топлива;

Т2 – время от момента снятия ноги с педали подачи топлива до момента касания ногой педали тормоза;

Т3 время от момента касания ногой педали тормоза до включения сигнала «стоп»

Т4 - время от момента включения сигнала «Стоп» до момента полной остановки автомобиля;


2

3

1
Т5 - время от момента включения сигнала на остановку до момента полной остановки автомобиля.



4

квыключателю"стоп"

кбортовойсети
1 – табло сигнализации; 2 – блок управления и регистрации; 3 - кроссовая коробка; 4 -

контактный датчик

Рисунок 6.1 – Прибор для определения реакции водителя при торможении Включение сигнала на остановку и фиксация момента полной остановки автомобиля

осуществляется соответственно нажатием и освобождением кнопки на корпусе блока управления и регистрации.

Контактные датчики служат для фиксации момента касания или снятия ноги с педали.

Один датчик устанавливается на педаль тормоза, а другой на педаль подачи топлива.

Табло сигнализации
предназначено для подачи водителю сигнала об экстренной остановке и состоит из платы сигнализации со светодиодами, высвечивающими надпись «Стоп». Табло устанавливается на передней панели автомобиля в поле зрения водителя.


      1. Устройство «Реакция» модели ОБД-62. Устройство (рис. 6.2) предназначено для определения индивидуальных показателей времени сенсомоторной реакции водителей и курсантов автошкол. Оно применяется на занятиях по теме «Психофизиология труда водителя» при обучении и повышении квалификации водителей, проведении работ по профессиональному подбору кадров и т. д.

С помощью устройства измеряется время зрительно-моторной реакции на световые сигналы красного, жёлтого, зелёного цветов, время реакции на звуковой сигнал; определяется критическая частота слияния световых мельканий.



1 панель управления; 2 - панель определения критической частоты слияния световых мельканий; 3 – панель определения времени сенсомоторных реакций
Рисунок 6.2. Устройство «Реакция» для определения показателей времени сенсомоторных реакций водителей


      1. Устройство «Внимание» модели ОБД-63. Устройство (рис. 6.3) предназначено для определения показателей внимания (концентрации, переключения, распределения) в условиях автошкол, кабинетов безопасности движения автопарков при психофизиологическом подборе кадров.




Рисунок 6.3 – Устройство «Внимание»
Устройство позволяет в автоматизированном режиме проводить определение характеристик внимания с применением широко распространённых психофизиологических методов. Предусмотрена работа устройства в режиме «Тренировка» для ознакомления испытуемых с инструкцией по выполнению тестовых заданий и тренировки внимания.



      1. Устройство «Работомер» модели ОБД-59. Устройство (рис. 6.4) предназначено для определения и тренировки работоспособности водителей в условиях ограниченного времени.

Сохранение работоспособности в этих условиях является одним из качеств, обеспечивающих безаварийную работу водителей. Устройство можно использовать при проведении занятий с водителями и курсантами по теме «Психофизиология труда водителя», проведении работ по профессиональному подбору кадров.

Отличительными особенностями данного устройства являются наличие задаваемого и собственного ритмов, относительно высокая точность установки режимов и регистрации результатов, простота в эксплуатации.

Устройство состоит из горизонтальной панели испытуемого и панели управления. На панели испытуемого установлены узел индикации и кнопки ответных реакций, на панели управления - органы управления и счётчики регистрации результатов измерения. Устройство включает в себя также узел задания режимов, который управляет работой генератора случайных чисел. С выхода сигнал поступает на узел индикации и узел контроля, где сравнивается с сигналом с выхода блока кнопок ответных реакций, и поступает на узел регистрации. Питание устройства производится от блока питания, выполненного автономно.

Устройство позволяет проводить обследование в двух режимах (собственном и заданном) с каждым из раздражителей (световым и цифровым). В собственном режиме включение

последующего сигнала происходит только после нажатия соответствующей кнопки. При обследовании в этом режиме задаётся общее количество предъявляемых сигналов и регистрируются врем выполнения задания и количество ошибок.




























9 8



7



6



5



4



3



2



1