Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 1063
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ
Программа «АРМ руководителя автошколы»
Подготовка водителей за рубежом
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные требования к оценке успеваемости
Методика обучения вождению автомобиля
Психологическая подготовка водителей
Проведение занятий по вождению автомобиля
Методика отработки 9 – го упражнения
Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка
Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению
Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.
Программа «Тест на определение уровня внимательности»
Программа «Определение реакции водителя»
Классификация и основные типы автомобильных тренажеров
Автотренажеры с применением ЭВМ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции
Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»
Медицинское освидетельствование прошел
Председатель комиссии (фамилия)
КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Категория транспортного средства «», группа №
Качество профессиональной подготовки водителя в большой степени зависит от уровня технической оснащённости учебных заведений по подготовке водителей и качества преподавательского состава.
Сегодня в учебных заведениях используются устаревшие методики обучения водителей. Все сферы нашей жизни, будь то отрасль производства или сфера образования, уже давно идут по новому «витку» научно-технического прогресса.
В дорожной полиции с 1 октября 2004 года внедрена компьютерная технология приема теоретического экзамена, широко используется компьютерная техника и современное программное обеспечение. В связи с этим сегодня ощущается острая необходимость в изменении существующих методов подготовки водителей, в разработке новых, адаптированных к современным дорожно-транспортным условиям, методик с обязательным внедрением в учебный процесс современных средств обучения, основанных на компьютерных технологиях. Никакая техника, то ли это автоматизированные технические средства регулирования дорожным движением на дорогах или безопасные автомобили, с использованием компьютерной техники, не способна обеспечить высокую безопасность водителей на дорогах как качественная подготовка водителей.
В последнее время в работе учебных заведений произошли существенные изменения. Внедрение рыночных отношений привело к тому, что количество учебных точек по подготовке водителей выросло, например, в Павлодарской области до 40. Резко повысилась конкуренция,
что привело к снижению качества подготовки водителей, так как автошколы вынуждены снижать стоимость подготовки, делая их привлекательными для курсантов, но, в конечном счете, экономия осуществляется за счет уменьшения времени подготовки.
Не все еще сделано, для того чтобы из учебных заведений выходили водители, уверенно владеющие навыками безаварийной работы на автомобиле. Не получило должного развития групповое
обучения на тренажерах, еще мало учебных автодромов, а те что имеются, находятся в плачевном состоянии, так как у них нет настоящего хозяина. Отрицательно сказывается на качестве подготовки водителей отсутствие новых учебных фильмов по технике вождения и безопасности движения.
Надо отбросить прежние, отжившие представления, когда в обучении вождению видели лишь задачу «откатать» учащегося. Сейчас требуется принципиально новый подход, заключающийся в кропотливом, настойчивом и глубоком изучении каждого упражнения программы не только полностью, но и в деталях. Научить безопасному вождению автомобиля в различных условиях – конечная цель и первичная задача, причем не только мастера, но и всего педагогического коллектива.
Настоящее учебное пособие разработано на основе лекций, читаемых в Павлодарском университете на кафедре «Транспорт и машиностроение» и предназначено для изучения и использования при дипломном проектировании студентами специальности 050901
«Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта», а также преподавателей автошкол, занимающихся подготовкой водителей транспортных средств всех категорий.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 54
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Использование автомобильного транспорта позволяет осуществлять транспортную связь с объектами, расположенными таким образом, что перевозки грузов и пассажиров с помощью железнодорожного, водного или воздушного транспорта невозможны или экономически не целесообразны. Важной стороной автомобилизации является также массовый выпуск автомобилей личного пользования, развития автотуризма и автомобильного спорта, что в значительной степени сказывается на росте дорожного движения.
Основной профессией на автомобильном транспорте является профессия водителя. Именно от водителя, от эффективности и надежности его деятельности зависят в первую очередь эффективность автомобильного транспорта и безопасность движения на улицах и дорогах. Вместе с тем статистика показывает, что значительное увеличения количества автомобилей и интенсивности движения вызвали рост количества дорожно-транспортных происшествий и усугубили тяжесть их последствий в медицинском, социальном и экономическом отношениях. При этом показательно, что приблизительно в трех из четырех случаев дорожно-транспортные происшествия являются результатом неправильных действий водителей.
Водитель во многом определят эффективность работы автомобильного транспорта и безопасность дорожного движения. Возрастающая сложность движения предъявляет повышенные требования к надежности и профессиональной пригодности водителя. Основная доля дорожно-транспортных происшествий совершается водителями со стажем менее 3-х лет, в том числе 20 процентов - со стажем до 1-го года. Одной из причин высокого уровня аварийности среди начинающих водителей наряду с низкой дисциплиной являются несоответствие качества подготовки предъявляемым требованиям, слабая материально- техническая база образовательных учреждений, недостаточная квалификация преподавательских кадров, невыполнение в полном объеме программ обучения, отсутствие надлежащей воспитательной работы с кандидатами в водители.
За последние годы значительно возросло число образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей. В них ежегодно проходят подготовку и переподготовку водители транспортных средств различных категорий и лиц, желающих получить право на управление транспортным средством. Прием квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами кандидатов в водители осуществляют экзаменационные подразделения дорожной полиции. Результаты экзаменов свидетельствуют, что качество обучения водителей снижается. Если в 1996 г. квалификационные экзамены с первого раза сдавали 68% от
общего числа подготовленных водителей, в 2000 г. - 65,2%, а в 2003 г. – 51%. Сложившаяся система подготовки водительского состава недостаточно эффективна и не справляется со своей основной функцией - обеспечением высокого качества учебного процесса с точки зрения безопасности дорожного движения.
На практике мало внимания уделяется кадровому обеспечению процесса профессиональной подготовки, квалификации педагогических работников, а также совершенствованию материально-технической базы образовательных учреждений. Не отрегулированы вопросы переподготовки и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Многие из них не имеют специальной педагогической подготовки. Пункт ПДД РК 21.3 гласит «Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории или водительский стаж более 3 лет…..». Введение приставки «или» в этом пункте, привело к тому, что не проводится подготовка мастеров производственного обучения вождению, а это снижает качество подготовки, так как к обучению допускаются лица не знающие психофизиологических особенностей курсантов, не имеющие педагогического опыта, не знающие правовых основ и т.д.
Остается нерешенной проблема оснащенности образовательных учреждений автодромами и закрытыми площадками для обучения вождению. Обеспеченность учебниками и учебными пособиями находится на низком уровне. Не хватает литературы, плакатов по устройству и
эксплуатации современных отечественных и иностранных автомобилей, не обновляются учебники по подготовке водителей транспортных средств различных категорий в РК. Не ведется разработка комплекса методических и информационных материалов, позволяющих осуществлять индивидуальную подготовку на основе ситуационного подхода к изучению правил дорожного движения,
отработки навыков безопасного управления транспортным средством.
При этом следует констатировать, что в настоящее время фактически отсутствует нормативное правовое регулирование в области ответственности образовательных учреждений за качество подготовки водителей.
Совершенствование системы подготовки водителей (от первоначальной до достижения мастерства) в значительной мере способствует повышению безопасности дорожного движения. В процессе подготовки осуществляется формирование комплекса знаний, умений, привычек и качеств, гарантирующих надежную работу в процессе практического управления транспортным средством.
В Законе Республики Казахстан “О безопасности дорожного движения” определяется, что одним из основных направлений обеспечения безопасности движения (БД) является совершенствование подготовки водителей транспортных средств (ТС) и обучение граждан правилам и требованиям БД.
Сегодня невозможно представить себе современную жизнь без автомобильного транспорта. Ежегодно число автомобилей растет, но растет, к сожалению, и число дорожно- транспортных происшествий (ДТП). ДТП по вине водителей составляют большую часть всех аварий. Способность водителей предотвратить ДТП зависит от степени его подготовленности. Управление автомобилем требует от водителя принятия решений в условиях быстрой смены событий. При постоянном дефиците времени водитель не может произвести подробный анализ всех возможных способов действия и учесть их последствия, а также посоветоваться с кем-либо в правильности выбранного решения.
Водитель - главная фигура в процессе дорожного движения и в крайнем случае только от его знаний, умений и мастерства зависит, быть или не быть аварии. К водителю предъявляются высокие требования. Он должен свободно ориентироваться в сложных дорожных условиях, обладать способностью предвидеть развитие дорожно – транспортной ситуации (ДТС), быть максимально внимательным к действиям других участников движения. Основу взаимодействия всех участников движения регламентируют ПДД, которые необходимо четко знать и неукоснительно выполнять.
Главная цель и основной критерий деятельности педагогических коллективов, занимающихся подготовкой водителей ТС - обеспечить безаварийную работу на автомобиле.