Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 1061
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ
Программа «АРМ руководителя автошколы»
Подготовка водителей за рубежом
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные требования к оценке успеваемости
Методика обучения вождению автомобиля
Психологическая подготовка водителей
Проведение занятий по вождению автомобиля
Методика отработки 9 – го упражнения
Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка
Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению
Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.
Программа «Тест на определение уровня внимательности»
Программа «Определение реакции водителя»
Классификация и основные типы автомобильных тренажеров
Автотренажеры с применением ЭВМ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции
Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»
Медицинское освидетельствование прошел
Председатель комиссии (фамилия)
КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Категория транспортного средства «», группа №
Комплексный автомобильный тренажер А.М. Савельева
Разработан комплексный автомобильный тренажер, позволяющий проводить обучение водителей в стандартных, сложных дорожных и атмосферно-климатических условиях езды, аварийных режимах (рис. 7.17).
Существующая система обучения водителей в автошколах и на автотранспортных предприятиях основывается на теоретическом изучении конструкции автотранспортного средства, правил дорожного движения и получении практических навыков езды на учебном автотранспортном средстве (АТС). К основным недостаткам такой системы обучения относится то, что она не дает навыков действий обучаемому в нестандартных, аварийных и сложных дорожных условиях. Исходя из этого, водитель, попадая в сложные дорожные условия, как правило, теряется, действует неосмысленно, что приводит к возникновению ДТП и нередко к тяжелым последствиям для водителя и автотранспортного средства.
Благодаря значительному прогрессу в области компьютерных технологий, появилась возможность создать относительно дешевые комплексные автомобильные тренажеры (КАТ), позволяющие проводить обучение водителей не только в простых, стандартных условиях езды, но и в аварийных, сложных дорожных и атмосферно-климатических условиях (дождь, снег,
туман, гололед), в различное время суток (день, ночь, сумерки), при отказах техники
(неисправность тормозов, двигателя и т. д.).
Рисунок 7.17 - Комплексный автомобильный тренажер А.М. Савельева
Проблема подобия систем «водитель-автомобиль» и «водитель-тренажер», с одной стороны, определяющая при создании АТ, так как, обеспечив подобие модели объекту можно использовать модель как обучающее средство
, а с другой стороны, весьма сложная и дорогостоящая в реализации задача. Принято различать три основных вида подобия: геометрическое; динамическое; информационное.
Геометрическое подобие предполагает количественное соответствие ряда элементов на тренажере и транспортном средстве. Так, например, геометрические размеры кабины, органы управления, сидения, спинки, расстояние до приборной панели, размеры панели приборов, места размещения приборов, ручек на тренажере и транспортном средстве должны быть одинаковы. Отсутствие геометрического подобия приводит к нарушению информационного подобия.
Под динамическим подобием в широком смысле понимают такое подобие, при котором автомобиль и тренажер совершают в пространстве подобные движения. В более узком смысле тренажер подобен автомобилю тогда, когда его уравнения движения подобны уравнениям движения автомобиля. В этом случае тренажер совершает ограниченные движения или не совершает совсем.
В качестве имитируемого автомобиля была выбрана модель автомобиля ВАЗ-2110, как наиболее популярное семейство автомобилей в нашей стране на данный момент. Для удовлетворения принципу динамического подобия АТ базируется на поворотной платформе и имеет подвеску, выполненную на электромагнитах, для имитации вибрации и тряски.
Рассматриваются функциональная, структурная схемы разработанного тренажера, алгоритм управления различными исполнительными механизмами и устройствами, конструкция. В частности, имитатор рабочего места водителя представляет собой устройство, которое по внутреннему расположению, усилиям, перемещениям и углам поворота соответствующих органов управления и контрольно-измерительным приборам представляет собой физическую модель базового автомобиля ВАЗ-2110.
Имитатор рабочего места водителя установлен на поворотную платформу. Опирается рабочее место на платформу посредством четырех электромагнитов, которые срабатывают по сигналам с ЭВМ и дают тренажеру возможность имитировать вибрацию и тряску.
На колонке рулевого управления расположены выключатель (замок) зажигания, переключатель света фар и указателей поворота, переключатель очистителей и омывателей стекол.
Проведена аппаратная реализация системы ввода информации о положении управляющих органов автомобиля в ЭВМ.
- 1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 ... 54
VMT тренажер
Водитель игрушечного школьного автобуса не справляется с управлением, сталкивается с игрушечным такси, сбивает несколько стоящих на остановке игрушечных людей и врезается в игрушечный дом. Так обучают вождению автобуса как минимум в девяти штатах Америки. 60- сантиметровым автобусом управляет стажёр, который находится в другом помещении в изолированной кабине. Тем временем, инструкторы ждут автобус на конечной остановке (рис. 7.18).
Рисунок 7.18 - VMT тренажер
Рисунок 7.19 - Кабина водителя, из которой уменьшенный в 16 раз город видится в натуральную величину
Да, конечно, это не самый сложный, не самый приближенный к реальности и не самый крутой автомобильный симулятор в мире. Одним словом, это не NADS. Этот тренажёр называется VMT (Vehicle Maneuvering Trainer), а разработан он, понятное дело, не вчера и не сегодня корпорацией Doron Precision Systems.
Может быть, это странно, но вот так взять и отнести VMT в категорию "виртуальная реальность" рука не поднимается: и водитель, и автобус, и пешеходы, пусть обездвиженные, и прочее - всё реально: можно руками потрогать. Разве что, меньше всё это в 16 раз. Кроме водителя, конечно.
Тренажёр VMT располагается в двух помещениях: в одном - маленький город, а в другом
- тот, кто с детства мечтает стать водителем автобуса сидит в кабине, которую как раз виртуальной назвать можно и нужно. Находящийся в кабине полностью отрезан от реального мира, зато и в виртуальный погружён на всю катушку.
Кабина эта, естественно, в натуральную величину. Покачивается ли она во время езды? Судя по всему, нет. Внутри: кресло водителя, руль, приборная панель, рычаги, педали, зеркала заднего вида и даже коробка для сбора платы за проезд.
Все действия водителя сопровождаются соответствующими звуковыми эффектами: скрип тормозов, неравномерное гудение мотора, шипение открывающихся дверей и так далее. В кабине будущий водитель находится пусть и не в гордом, но одиночестве. Инструкторы наблюдают за его действиями в другой комнате - там, где маленький город.
Водителя и его маленький автобус связывает толстый кабель, укреплённый над «городом» на «электронной руке», которая двигается по укреплённым в «небе» рельсам. Автобус длиной 60 сантиметров оснащён миниатюрными телекамерами, изображение с которых проходит через компьютер и поступает к водителю, как говорится, в полный рост.
Например, агентству Тома Окейна (Tom O'Kane agency), которое обучает около 500 водителей в год для компании New Jersey Transit, установка VMT в комплекте с тренажёрами попроще обошлась в $480 тысяч. В сравнении всё с тем же NADS, это немного. Тот стоит $50 миллионов. А в Нью-Джерси довольны приобретением VMT и говорят, что тренажёры не только себя окупили, но и дают возможность экономить по $350 тысяч в год. Кроме того, более чем на 10% снизилось количество несчастных случаев.
Рисунок 7.20 - Дома в игрушечном городе уж больно плоские, но разве это главное?
Инструкторы говорят, что водители, прошедшие курс обучения на компьютерных тренажёрах, когда садятся за руль настоящего автобуса, всегда знают, что нужно делать и совсем перестают бояться.
Из всех, кто прошёл испытание на тренажёрах VMT, в конечном счёте, на реальные маршруты выезжают почти все - 95%.
-
Методы обучения и тренировки на автотренажерах
В деятельности водителя можно выделить три группы навыков: сенсорные, мыслительные и двигательные. Примером сенсорного навыка является восприятие водителем объектов дорожной обстановки и расстояний до них, скорости движения автомобилей. Мыслительные навыки лежат в основе оценки обстановки и принятия решений. Двигательные навыки соответствуют навыку движений водителя при управлении автомобилем. Деление навыков на группы условно, так как в любом навыке есть как сенсорный, так и двигательный моменты.
Формирование, перестройка и разрушение навыков подчиняются всем законам образования, изменения и торможения условных рефлексов. При образовании условных рефлексов в результате многократного повторения деятельности нервные процессы складываются в определенную систему, которая может несколько изменяться под влиянием различных условий. Такую систему академик И.П. Павлов назвал динамическим стереотипом. Образование динамических стереотипов в коре больших полушарий является тем физиологическим механизмом, на основе которого вырабатываются навыки.
Наиболее изучен процесс формирования двигательных навыков. В нем различают три этапа.
Первый этап состоит из изучения отдельных элементов движения и объединения их в одно целостное действие. Этот этап характеризуется наличием лишних, нецелесообразных движений. Обучающийся в начальной стадии обучения излишне напряжен, сильно зажимает рулевое колесо и часто делает короткие движения рулем, резко и неточно перемещает рычаги управления. Все свои действия он контролирует с помощью зрения.
На втором этапе по мере повторения упражнения ненужные, нецелесообразные движения исчезают, происходит постепенное формирование динамического стереотипа. Движения обучаемого становятся более точными. Постепенно ослабевает зрительный контроль за выполнением действий и увеличивается роль длительного контроля.