Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1033

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ




    1. Методические рекомендации по проведению теоретических занятий


Для достижения высокого качества подготовки водителей необходимо умело сочетать теоретические, лабораторно-практические (практические) занятия и тренировки с целью привития необходимых умений и навыков в соответствии с квалификационными требованиями.

При проведении занятий преподаватели и мастера обязаны воспитывать у обучаемых высокое чувство личной ответственности за обеспечение безопасности дорожного движения и прививать им уважительное отношение к его участникам. На статистических данных по стране и конкретных примерах своего региона убедительно и аргументировано показывать причины возникновения ДТП и их последствия.

При проведении занятий по устройству и техническому обслуживанию автомобиля главное внимание необходимо обращать на знания и умения обучаемых обнаруживать и устранять неисправности, которые влияют на безопасность дорожного движения, а также проверять техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс и выполнять работу по техническому обслуживанию после возвращения из рейса. Основным методом обучения является объяснение с показом устройства на материальной части (макетах), действии механизмов – на разрезных образцах (плакатах). Контрольный осмотр и техническое обслуживание автомобиля изучаются на теоретических занятиях в классе и на практических занятиях по вождению, при подготовке автомобиля к выезду в рейс и при проведении технического обслуживания после возвращения из рейса.

ПДД, основы управления автомобилем и безопасность движения изучаются на теоретических и лабораторно-практических занятиях, во время обучения вождению в автотренажером классе, на площадке для учебной езды и по дорогам на учебных маршрутах. Основной целью этих занятий является: привитие обучаемым необходимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих правильные и сознательные действия при вождении автомобиля в различных дорожно-транспортных условиях и ситуациях. Для выработки у обучаемых
умения правильно прогнозировать развитие ДТС и в короткие сроки принимать оптимальное решение, с целью недопущения ДТП, на теоретических и практических занятиях необходимо шире применять ситуационный метод решения задач.

Для качественного усвоения учебного материала следует широко применять технические средства обучения по устройству, техническому обслуживанию легкового автомобиля, Правилам дорожного движения, основам управления автомобилем и безопасности движения и по оказанию первой помощи пострадавшим.

Теоретические занятия должны планироваться не более 2 часов по одному предмету (разделу) в день, практические занятия на автотренажере – не более 1 часа, а на автомобиле – не более 2 часов.

Для проведения занятий каждый преподаватель в зависимости от квалификации и стажа работы, разрабатывает план-конспект (конспект) или план занятия, который утверждается заместителем начальника учебной организации. Мастера производственного обучения разрабатывают план занятия, который утверждается старшим мастером производственного обучения (заместителем начальника учебной организации).

    1. Подготовка преподавательского состава к занятиям


Подготовка преподавателя к занятиям включает ряд этапов:

  • обработка исходной информации;

  • составление рабочей программы и конспекта;

  • выбор типа занятия, методов изложения информации и закрепления знаний, способов проверки усвоения;

  • разработка плана и сценария занятия.

Дальнейшее изложение материала будем вести в расчете на преподавателя, который собирается обучать курсантов впервые. В этом случае для накопления исходной информации ему необходимо изучить следующие документы и материалы:

  1. Учебную программу.

  2. Учебники.

  3. Имеющиеся и приобретаемые автошколой кинофильмы, диафильмы и диапозитивы, плакаты, макеты, модели и другие учебно-наглядные пособия.

  4. Учебники для подготовки шофёров, пособия по современным моделям автомобилей, изучаемым в курсе «Автомобили».

  5. Научно-популярная и научно-техническая литература по устройству, техническому обслуживанию, эксплуатации автомобиля и безопасности движения.


Кроме того, преподаватель должен регулярно просматривать периодическую литературу—журналы «За рулем», «Автомобильный транспорт».

Тщательно изучив учебную программу, преподаватель должен ознакомиться с учебным планом, чтобы ясно представить себе календарные сроки изучения дисциплин и их связь с другими дисциплинами.

При детальном изучении учебника преподаватель должен существенное внимание уделить формулировкам определений, терминам, буквенным обозначениям, чтобы по возможности оставить их без изменения в ходе изложения. Вместе с тем следует сразу же отметить те места в учебном пособии, которые потребуют дополнительных пояснений, изменения последовательности изложения, дополнительного иллюстративного материала и т. п. В результате такого анализа преподаватель может конкретно наметить места в учебнике, которые следует рекомендовать учащимся для изучения непосредственно на занятиях или предложить для самостоятельной работы.

Внимательное изучение, просмотр и прослушивание материалов, учебно-наглядных пособий, имеющихся в наличии, скрупулезный их отбор позволят преподавателю на основе рекомендаций, успешно включать их в учебный процесс. Из литературы и журналов следует в соответствии с программой делать выписки новой информации, понятнее, интереснее трактующей предусмотренные программой вопросы.

Для удобства дальнейшей обработки записи и выписки следует оформлять на одной стороне листа, с широкими полями и большими интервалами между строками. Это дает возможность последующего внесения дополнений и исправлений. В верхнем правом углу листа ставят обозначение той темы предмета, к которой относится данная информация.


      1. Составление рабочей программы и конспекта. В результате обработки исходной информации преподаватель ясно представляет себе содержание каждой темы. Теперь нужно подразделить ее на учебные элементы и выявить структуру темы. Преподаватель разрабатывает рабочую программу темы, т. е. оптимальную последовательность изложения учебных элементов. На этом этапе деятельность преподавателя должна быть подчинена одному из важнейших принципов дидактики — принципу систематичности и последовательности обучения.


При составлении конспекта закладывается основа будущих занятий. Поэтому преподаватель не может ограничить свою задачу только более или менее удачной компоновкой. В соответствующих местах конспекта надо выделить отдельно текст, который будет предложен в конспект учащегося, и иллюстрации, которые будут даны на доске, а также отметить применяемые технические средства и учебно-наглядные пособия. Преподаватель должен уделить первостепенное внимание реализации дидактического принципа, наглядности обучения, предусматривая рациональное насыщение занятий техническими средствами информации и в целесообразной связи с ними широкое применение учебно-наглядных пособий и изображений на доске.

Составляя конспект, надо обеспечить осуществление дидактических принципов научности и доступности обучения. Поэтому вносить в конспект следует только ту информацию, которая представляет собою прочно обоснованные наукой и техникой установившиеся положения, описываемые общепринятой системой терминов, избирать те ступени абстракции, которые соответствуют фактически имеющейся у учащихся математической, логической и специальной подготовки, их возрастным особенностям и, в то же время, дают пищу для напряженной умственной работы, служат быстрому и интенсивному развитию мышления.

Нужно придерживаться дидактического принципа связитеорииспрактикой. Это должно выражаться в практической направленности информации, в подкреплении теоретических положений практическими примерами. Преподаватель должен подбирать их, приближая к конкретным условиям работы автомобилей, к практическим работам, к производственной практике.

Учитывая, что язык и стиль конспекта являются основой речи преподавателя на занятиях, следует позаботиться о простоте и понятности и в то же время избежать вульгаризации. Явления, понятия, описания устройств и действий должны преподноситься проще, чем они предстают перед исследователем, но выше привычных житейских понятий. Это будет способствовать их лексическому, логическому и научно-техническому развитию. Следует избегать применения дублирующихся терминов, а также иностранных и древнеязычных слов, если без ущерба можно обойтись знакомыми терминами и родным языком. Не следует применять производственный шоферский жаргон, узкоместные (локальные) речения.
Каждый новый термин, каждое неизвестное учащимся слово с помощью словарей, справочников, энциклопедий преподаватель должен расшифровать и внести соответствующую запись в конспект, чтобы при необходимости дать им правильное толкование на занятиях.

В конспекте закладывается и основа непроизвольного внимания на занятиях. Экспромт хорош и удачен тогда, когда он заранее подготовлен. Следуя этому афоризму Бернара Шоу, преподаватель заранее определяет форму, содержание и место введения в канву изложения информации интересного, яркого сравнения, шутки, тематически связанной с вопросом, рассматриваемым на занятиях, контрастного или парадоксального хода мысли и т. п.

В конспекте необходимо заложить и связь излагаемой информации с ранее изученными предметами, а также экскурсы в историю и в будущее.

Подготовив даже самый хороший конспект, преподаватель должен продолжать работу над ним: перед каждым следующим учебным годом вносить изменения и дополнения в связи с изменениями программ и учебных пособий, в соответствии с вновь появляющимися моделями автомобилей, новым оборудованием и технологией эксплуатации и технического обслуживания, изменениями в правилах дорожного движения.

По окончании каждого занятия, основываясь на только что полученных свежих впечатлениях, корректировать неудачные места, исключать ненужную информацию, совершенствовать и делать все более доступными объяснения, вносить уточнения в формулировки и т.д.

    1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   54