Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1050

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»

Режим «Уровень сложности»


Режим «Уровень сложности» (рис. 6.25) служит для задания порядка поиска шаров

(ячеек матрицы) в процессе тестирования.

  • Раздел«F1Простой уровень»

Вам необходимо отыскать 49 шаров в следующей последовательности: сначала красные шары в порядке возрастания (с 1 по 25), затем черные шары в порядке убывания (с 24 по 1).

Для выбора простого уровня сложности нажмите клавишу Enter или F1.

  • Раздел«F2Нормальныйуровень»

Для нормального уровня сложности предусмотрена следующая последовательность поиска шаров: чередованием отыскиваются красные шары в порядке возрастания, а черные - в порядке убывания.

Для того чтобы выбрать нормальный уровень сложности, нажмите клавишу Enter или

F2.

  • Раздел«F3Трудный уровень»

Вам необходимо отыскать 49 шаров в следующей последовательности:

  • в порядке возрастания красные шары с четным номером (со 2 по 24)

  • в порядке убывания черные шары с четным номером 24 по 2)

  • в порядке возрастания красные шары с нечетным номером 1 по 25)

  • в порядке убывания черные шары с нечетным номером 23 по 1)

Для выбора трудного уровня сложности, нажмите клавишу Enter или F3.

  • Раздел«Esc-Выход»

Для возврата в главное меню нажмите клавишу Enter или Esc.

В программе предусмотрено
три уровня, но при необходимости их число может быть увеличено до требуемых пределов. Соответствующий подбор сложности позволяет изучать

различные качества внимания, например, способность быстрого переключения на различные объекты, способность выделения из общего поля зрения элементов, отвечающих заданному критерию и др.
    • Режим «Начало тестирования»


При выборе пункта «Начало тестирования» на экране появляется раскладка шаров, включаются счетчики времени, количества допущенных ошибок и использованных подсказок (рис. 6.26).



Рисунок 6.26 - Окно тестирования Рисунок 6.27 Окно подсказки
Сверху над полем с шарами располагается рабочее табло. На нем отображается шар, который Вы выбрали. Выбор осуществляется нажатием левой кнопки "мыши". Если Вы допустили ошибку, на табло загорается красная лампочка, иначе загорается зеленая лампочка.

  • Раздел«F1Подсказка»

Подсказка (рис. 6.27) вызывается нажатием клавиши «F1» в том случае, если у Вас возникает трудность с поиском очередного шара. Указывается правильный шар, напоминается порядок поиска шаров для выбранного уровня сложности.

  • Раздел«F10Конецтестирования»

При досрочном завершении тестирования происходит возврат в главное меню программы. Оценка результатов в этом случае не производится.

  • Раздел«Esc-Выход»

Происходит выход из программы. Оценка результатов не производится.

После успешного завершения тестирования (когда найдены все 49 шаров) происходит автоматический переход в окно работы с результатами (рис. 6.28).

  • Раздел«F1Оценкарезультатов»


При оценке результатов учитываются следующие критерии: затраченное время (в секундах), число ошибок и число подсказок. Суммарное количество баллов определяется по формуле

Т Ох5 Пх10 ,
где T- затраченное время; O- число ошибок; П- число подсказок.

В зависимости от набранного количества баллов выдаётся сообщение о соответствии тестируемого одной их трёх категорий:

  1. категория пригодные;

  2. категория ограниченно пригодные;

  3. категория непригодные.

  • Раздел«F10Таблицарекордов»

Содержатся данные о лучших результатах отдельно для каждого уровня сложности. Если ваш результат превосходит тот, который являлся лучшим, то запрашивается ваше имя для

занесения в таблицу рекордов.

  • Раздел«Esc-Выход»

Происходит возврат в главное меню программы.



Рисунок 6.28 – Окно работы с результатами
    1. 1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   54

Программа «Определение реакции водителя»


Совершенствование процесса обучения водителей и повышение уровня их подготовки невозможно без правильного учета психофизиологических особенностей человека, без правильного согласования взаимодействия человека и техники. В трудовой деятельности водителя основную роль играют психологические факторы, потому что затраты мускульной энергии при управлении автомобилем сравнительно невелики. Нервные же нагрузки связанные с необходимостью быстрой ориентации в сложных ситуациях, выбора правильного решения при дефиците времени, постоянное ощущение опасности и высокой ответственности весьма велики и, как утверждают некоторые исследователи, близки к стрессовым нагрузкам.

Применение технических средств позволяет объективно определить, в какой степени обучаемый по своим психофизиологическим качествам отвечает высоким требованиям. Для психофизиологических исследований применяется различная аппаратура, позволяющая в широких пределах изменять факторы, влияния которых исследуется, и с большой точностью фиксировать ответные действия обучаемого. Результаты обследования позволяют дифференцированно подходить каждому обучаемому и, учитывая его психофизиологические особенности, соответствующим образом изменять процесс обучения.

На современном уровне развития автомобильного транспорта эффективное обучение профессии водителя предполагает широкое использование технических средств. В процессе подготовки и повышении квалификации водителей наряду с изучением устройства, эксплуатации, ремонта автомобиля и правил дорожного движения у обучающихся должны формироваться навыки, способствующие повышению мастерства управления автомобилем.

Результаты многочисленных исследований зарубежных отечественных специалистов доказывают, что применение технических средств на различных этапах первоначального обучения и повышения квалификации водительского состава экономически выгодно. Эффективность применения технически средств при обучении достигается только в том случае, если они спроектированы и изготовлены с учетом инженерных, психологических и педагогических требований.


Высокие требования, предъявляемые к водителям автомобиля, придают особую актуальность изысканию наиболее информативных методов для оценки их индивидуальных психофизиологических особенностей и диагностики функциональных состояний. Психофизиологическую экспертизу проводят:

для выявления лиц в болезненном состоянии, переутомлении и алкогольной интоксикации;

для подготовки обоснованного решения вопроса о возможности дальнейшего использования водителей, которые часто допускают ошибки, приводящие к дорожно- транспортным происшествиям;

при допуске на работу прибывающих в автотранспортные предприятия молодых водителей, надежность которых при поверхностной проверке вызывает сомнение;

для психофизиологического обследования лиц, поступающих в автошколы и на курсы подготовки водителей;

при решении вопроса о продолжении обучения курсантов автошкол, которые в процессе обучения испытывают большие трудности и часто допускают грубые ошибки;

для обследования водителя, перенесшего тяжелое заболевание, а также после физической травмы и нервно-психического потрясения;

для отбора водителей, к психофизиологическим качествам которых предъявляются особо высокие требования (спортсмены, испытатели, инспектора ДПС и др.);

при решении вопроса о допуске к работе водителей преклонного возраста.

На основании обработки литературных источников выработаны принципы, которые следует закладывать в основу методов психофизиологической экспертизы водителей. Во- первых, оценивать индивидуальные психофизиологические качества необходимо в условиях предъявления высоких требований к нервной системе испытуемого. Во-вторых, методики не должны имитировать профессиональную деятельность, а предъявлять высокие требования психическим процессам, которые определяют успешность работы водителя в экстремальных условиях его деятельности. В-третьих, оценка психофизиологической надежности водителя должна осуществляться на основании результатов комплексных исследований, включая и физиологические, позволяющие косвенно судить о выраженности нервно-психического напряжения во время обследования. В-четвертых, для диагностики функционального состояния водителя надо использовать не только обычные врачебные методы, но и