Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1034

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»


С этой целью наиболее целесообразно использовать тренажеры с киноэкраном, при помощи которого можно имитировать аварийные ситуации.

Таким образом, применение тренажеров не должно ограничиваться только областью первоначального обучения. С их помощью можно успешно решать и ряд других задач: тренировка действий водителей в предаварийных ситуациях, прогнозирование дорожной обстановки, исследование психофизиологических функций водителя в обычных условиях работы и в сложных дорожных ситуациях, до учивание водителей при переходе их с одного типа транспортного средства на другой и при смене условий работы (большой город, горные дороги).

Кроме того, тренажеры могут применяться в качестве увлекательных аттракционов или для демонстрационных целей. В этих случаях с помощью тренажеров закладываются основы навыков управления автомобилем в ненавязчивой игровой ил информативной форме.

Во всех перечисленных случаях тренажер должен с достаточным приближением моделировать характерную для поставленной задачи среду, так как эффективность применения тренажера находится в прямой зависимости от степени го динамического и психологического соответствия автомобилю.

Полученные с помощью тренажера результаты исследований должны быть вполне достоверными, а сформированные навыки правильными, ибо проверить их в реальной обстановке не всегда возможно.

Проектирование и изготовление тренажеров – процессы ответственные, так как допущенные при этом ошибки повлекут за собой информирование ложных навыков у обучаемого. Поэтому к конструкции тренажеров предъявляют жесткие требования.

Конструкция тренажера должна позволять объективно судить с степени формирования у обучаемых вырабатываемых навыков при помощи объективной регистрации результатов тренировки. Конструкции некоторых тренажеров позволяют учащимся и мастерам производственного обучения при помощи приборов контролировать свои действия в процессе тренировки, осознавая ошибки и исправляя их. Для этой цели тренажер должен быть оборудован приборами для объективной регистрации деятельности обучаемого. Этими приборами мастер производственного обучения вождению пользуется как в процессе тренировки, так и после нее.

К ним относятся: приборы, регистрирующие время (латентного и моторного периодов) психомоторных реакций и число ошибочных действий тренирующихся, и приборы, регистрирующие функциональные изменения у водителя в процессе тренировки.


Приборы должны быть установлены на пульте управления мастера производственного обучения и давать ему возможность варьировать обстановку неожиданными вводными в

период тренировочного занятия, изменять ход формирования навыков и давать оценку всему тренировочному циклу.

Для расширения области применения тренажера в методическом плане следует предусмотреть возможность изменения дорожной обстановки. Полезно вводить неожиданно для обучаемого различные помехи движению или имитировать возникновение технических неисправностей у модели автомобиля, затрудняющих управление или создающих опасность для движения.

При правильно организованно процессе обучения у тренирующихся в результате систематических занятий уменьшается время психомоторной реакции число ошибочных действий, правильно организуется внимание, в особенности при дефиците времени, повышается устойчивость против влияния помех, вследствие чего разгружается внимание, а элементарные навыки сливаются с навыками более высокого порядка.

Результаты объективной регистрации дают возможность установить индивидуальные особенности каждого из обучаемых, их типичные ошибки в сложной дорожной обстановке и делать заключения об успешности проведенной тренировки.

    1. 1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   54

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров


Первые автомобильные тренажеры появились в начале 20-х годов нынешнего столетия. За это время создано много разнообразных конструкций, в том числе имеются стенды, оборудованного на шасси обычного автомобиля, которые дают возможность устранить затруднения, возникающие у обучаемого при переходе с учебного на работающий автомобиль. Выпускается оборудование для группового обучения в классе, с помощью которого обеспечивается имитация реального движения, причем наличие механизмов, регистрирующих ошибки обучаемых, ускоряет процесс обучения. Имеются также приспособления макетного типа, имитирующие движение автомобиля на дороге при помощи миниатюрных макетов автомобиля и дороги и другие конструкции. С помощью тренажеров производится как первоначальное обучение, т.е. отработка навыков манипуляция рычагами и педалями управления автомобилем, так и обучение навыкам восприятия и оценки ситуации на дороге.

Тренажеры дают возможность концентрации внимания учащегося только на рычагах управления, а не на дорожной ситуации, что необходимо при последующем этапе обучения автоматизму в процессе движения. Ряд тренажеров дает возможность осуществлять психологическую водителей, вырабатывать необходимое восприятие оценку дорожной ситуации и «своего места» на дороге как участника движения.

Обучение на тренажере экономически выгодно не только с точки зрения качественной подготовки водителей, но и потому, что позволяет снизить затраты за счет сокращения числа мастеров производственного обучения при том же количестве обучаемых и создает возможность уменьшения затрат на содержание учебных автомобилей, экономии топлива, масел и других материалов.

Наибольшая экономия достигается при применении групповых тренажеров, когда один мастер обучает одновременно нескольких учащихся. Однако даже применение одиночного тренажера экономически целесообразно. Совершенно очевидно, что наибольший ущерб материальной части причиняется именно на первых этапах обучения из-за неумелых действий учащихся. Это приводит к повышенному износу деталей, а за частую и к их поломке. С другой стороны, опасения мастера обучения, за сохранность учебного автомобиля
невольно передается и учащемуся, который и без того постоянно находится во власти действительной и мнимой опасности, возникающей на дороге. Применение тренажера позволяет уменьшить психическую нагрузку учащегося, повысить его успеваемость на первом этапе и сократить износ учебного автомобиля.

В основу классификации тренажеров в настоящее время обычно кладут характер навыков, формируемых у обучаемого, что позволяет разделить тренажеры на следующие группы: тренажеры для формирования сенсомоторных навыков, тренажеры для формирования умственных навыков, тренажеры смешанного типа.

Согласно этой классификации автомобильные тренажеры до недавнего времени относились ко второй группе, т.е. к тренажерам, предназначаемых для формирования и тренировке сенсомоторных навыков.

Однако современные условия дорожного движения ставят перед педагогами более сложные задачи, выходящие за рамки тренировок только сенсомоторной деятельности. Наряду с требованием повышения техники вождения автомобилей приобретают большое значение элементы быстрого восприятия и переработки дорожной информации.

Для работы водителя современного автомобиля большое значение имеет быстрота, точность и координированность движений. Однако не меньшее значение для управления имеет и умственная деятельность водителя, направленная на прогнозирование дорожной обстановки. Поэтому современные автомобильные тренажеры должны быть отнесены к третьей группе, т.е. к группе тренажеров, предназначенных для формирования как умственных, так и моторных навыков.

По назначению современные тренажеры можно разделить на функциональные и комплексные. Функциональные тренажеры позволяют узнавать и тренировать отдельные функции, вырабатывая необходимый навык или отдельные его элементы. Комплексные тренажеры используются для формирования комплекса навыков.

Большинство автомобильных тренажеров относится к комплексному типу и используется с целью обучения управлению автомобилем, изучения поведения водителей в определенных условиях их деятельности, выявления к способностей к вождению автомобилей, обучения водителей к выполнению необходимых действий в сложных дорожных ситуациях.

По конструкции и способу воспроизведения дорожной обстановки автомобильные тренажеры разделяют следующим образом: теневые, с подвижным полотном дороги, телевизионные, кинотренажеры. По конструкции основания различают тренажеры с
подвижным и неподвижным основанием. По количеству учащихся, обучаемых одновременно, различают тренажеры одноместные (индивидуальные) и многоместные (групповые).


      1. Теневые тренажеры. Весьма распространенным является теневой тренажер, или тренажер с теневой проекцией. Такие тренажеры существуют как в нашей стране, так и за рубежом.

Дорожная обстановка в тренажерах этого типа воспроизводится с помощью теневой проекции. Для этого может быть использован сферический диск с нанесенными на нем улицами и площадями или макет местности. Точечный источник света располагается обычно неподвижно, а макет местности перемещается, подчиняясь управляющим действиям учащегося. Теневые тренажеры отличаются большой свободой выбора направления и скорости движения и позволяют отрабатывать движение по прямой, повороты, движение задним ходом и другие элементы вождения автомобиля. Они обеспечивают довольно полный эффект присутствия учащегося в среде движения, хорошо моделируют обратную связь в отношении скорости и направления движения. С помощью теневого тренажера можно воспроизводить движение автомобиля как в условиях городских улиц при отсутствии других участников движения, так и на загородных дорогах.

В оптическую систему теневого тренажера входят три элемента: источник света, оттеняемый макет или рисунок и экран. Качество изображения определяется резкостью полутеней на границы картины и зависит от расстояния между макетом экраном и от размеров точечного источника света. Оценку разрешающей способности теневого проектора удобно производить с помощью прозрачного трафарета (миры), на которой нанесены непрозрачные линии различной толщины. Миры могут быть радиальными и линейными (рис. 7.1).

Макеты местности могут быть выполнены как на прозрачной, так и на зеркальной основе

(рис. 7.2).

При проектировании и изготовлении теневого тренажера нужно точно рассчитать масштаб макета местности. Масштаб макета выбирают в зависимости от размеров источника света, тем мельче должен быть масштаб макета. При существующих точечных источниках света (например, автомобильная лампа) разрешающая способность теневого проектора получается удовлетворительной при масштабе 1:100.