Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1009

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»

Основные требования к оценке успеваемости


  1. всесторонность оценки это учет не только объема знаний, но и степень понимания учебного материала, его осмысленность и прочность усвоения;

  2. объективность беспристрастная оценка степени успешности обучения;

  3. индивидуализация оценка успеха или неуспеха каждого обучаемого, независимо от успехов всей группы;

  4. дифференцированность чем больше баллов в системе учета знаний, тем больше возможная дифференцированность в их оценке;

  5. систематичность учет и проверка успеваемости должны проводиться регулярно.
  1. ПРАВИЛА ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ




    1. Психофизиологические основы деятельности водительского мастерства


Без понимания основных закономерностей психофизиологии обучения вождению невозможно правильно строить взаимоотношения с учащимися, осуществлять практические занятия на автомобиле. Знание психологии учащегося поможет мастеру успешно преодолеть могущие возникнуть затруднения. Мастер должен уметь анализировать поведение учащихся в процессе обучения вождению.

В основе деятельности человека лежит работа мозга. Внешние и внутренние воздействия вызывают в коре больших полушарий головного мозга процессы возбуждения (активная деятельность) и торможения (пассивное состояние), образование нервных связей. Деятельность мозга обеспечивает ответную реакцию на то или иное воздействие.

Информация поступает в мозг от мышц, выполняющих действие, а также с помощью зрительных, слуховых и других ощущений. Быстрое изменение обстановки во время движения автомобиля вызывает необходимость ускоренной переработки информации, что в свою очередь определяет эффективность реакции. Замечания и указания мастера во время движения автомобиля не должны отвлекать учащегося от наблюдения за дорогой, усложнять или замедлять переработку информации, воспринимаемой учащимся, а напротив, органически вытекая из особенностей складывающейся обстановки, всемерно содействовать принятию учащимся самостоятельных решений.


Динамический стереотип. Система нервных связей складывается и закрепляется в результате длительного и неоднократного повторения. Сложившаяся таким образом система становится привычной для организма и воспроизводится без особых усилий, распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга приобретает более устойчивый характер, возникает так называемый динамический стереотип.

Динамический стереотип - сложная форма деятельности коры больших полушарий головного мозга, имеющая существенное значение в приспособлении организма к условиям окружающей среды. Вначале новизна положения неизбежно связана с дополнительной нагрузкой нервной системы. Этим в известной мере обусловливаются трудности начального периода обучения. Но зато однажды выработавшийся динамический стереотип способствует экономному расходованию нервной энергии, привычная деятельность протекает более успешно, чем новая. Благодаря динамическому стереотипу навыки формируются устойчивыми, прочными, действия учащегося становятся уверенными, точными.

Динамический стереотип не может возникнуть мгновенно. Для этого требуется время, определяемое многими факторами и, в первую очередь способностями учащегося, условиями обучения, методической подготовленностью мастера. Стереотипными могут стать и нежелательные привычки, неправильные навыки, устранить которые потом будет нелегко. Чтобы не допустить этого, необходимо обращать внимание на своевременное исправление ошибок учащегося, особенно в начальный период обучения, когда стереотип только возникает.

Перестройка динамического стереотипа также вызывает известное напряжение нервной системы, поскольку это связано с изменением установившихся привычек, укоренившихся навыков. Чем прочнее динамический стереотип, тем длительнее сохраняется его инертность, тем упорнее сопротивление новому. Поэтому переучивать всегда труднее, чем учить.

Переход с одного автомобиля на другой, тем более разных моделей, несомненно, потребует времени на освоение. Но в данном случае приспособление динамического стереотипа протекает быстрее, так как оно находится в русле одной и той же профессии и с изменением основных навыков не связано.

Не следует забывать, что динамический стереотип обеспечивает определенную систему реакций организма. Очень важно, чтобы эта система реакций не ограничивалась техническими приемами вождения, а охватывала действия в аварийной ситуации. Иначе, динамический стереотип

может оказывать сдерживающее влияние на выбор действий в момент возникновения опасности.

Значение совместных действий. При управлении автомобилем совместные действия направлены в одну или противоположные стороны. Так, например, ноги, воздействующие

одновременно на педали сцепления и тормоза, направлены в одну сторону. Нажимая педаль газа и отпуская педаль сцепления или наоборот, ноги действуют одновременно в противоположных направлениях. В обоих случаях не исключено проявление закона совместных действий.

Одновременные действия в противоположных направлениях требуют волевого усилия; это объясняется тем, что одно действие тормозит другое.

В то же время при односторонних действиях, напротив, одно действие убыстряет другое. Об этом следует помнить, когда совместные действия выполняются в различном темпе, например, педаль сцепления нажимают быстро, а педаль тормоза - постепенно.

Может быть и так, что действие в одну сторону вызовет другое, но направленное в противоположную сторону. Например, учащийся, оглядываясь назад через правое плечо и сосредоточивая внимание на обстановке позади автомобиля, непроизвольно поворачивает рулевое колесо в левую сторону, что может привести к ошибкам в расчете и опасным последствиям.

В ином случае действие в одну сторону вызывает другое - направленное в ту же сторону. Так, снимая левую ногу с педали сцепления, учащийся, сам того не замечая, снимает и правую ногу с педали дросселей.

Обучая вождению, мастер должен учитывать значение совместных действий и предупреждать ошибки учащихся.

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на каком-либо объекте. Под вниманием в данном случае понимают сложное психическое состояние, заключающееся в активной мобилизации нравственных сил, органов чувств и мускульно-двигательного аппарата для обеспечения безопасного вождения автомобиля.

К обостренному вниманию учащегося побуждают чувство осторожности, процесс перемещения автомобиля в пространстве, понимание ответственности за безопасное вождение его, требовательность мастера.

В процессе обучения характер внимания меняется. Если, обслуживая автомобиль, внимание концентрируют на объектах работы, а при обучении на месте (автотренажер, автомобиль) внимание сосредоточивают на изучении
органов управления и приемов действия ими, то перед началом движения и с момента трогания с места внимание направлено на восприятие обстановки.

Особенность направленного внимания заключается в том, что оно должно быть охватывающим и избирательным. Наблюдая в поле зрения общую картину обстановки, учащийся выделяет отдельные объекты, могущие непосредственно повлиять на условия и безопасность движения (сигнал светофора или регулировщика, дорожный знак, указатель, находящееся поблизости транспортное средство, появление пешеходов на проезжей части, неисправность на дороге, место пересечения транспортных путей и т. п.).

Все, что привлекает или отвлекает внимание учащегося, называется раздражителями, которые могут быть внутренними или внешними.

Внешними раздражителями внимания вне автомобиля могут быть: среда движения, элементы ее составляющие (конфигурация, состояние и профиль пути, погодные условия, средства регулирования, дорожные сооружения, транспортные средства и особенно пешеходы, посторонние шумы, источники света и т. п.). К внешним раздражителям внимания внутри автомобиля относятся органы управления, контрольные приборы, внутренние шумы и т. п. Безусловно, в качестве внешнего раздражителя внимания следует рассматривать и мастера, находящегося в кабине учебного автомобиля рядом с учащимся.

Под внутренними раздражителями внимания понимают замедленное обдумывание своих действий по управлению автомобилем, а также мысли, поглощающие внимание и не имеющие отношения к вождению и среде движения, органические ощущения и т. п.

Мастеру необходимо понимать, что внутренние раздражители более устойчивы. Отвлекая внимание учащегося, они отключают его от среды движения, что, во-первых, снижает успеваемость, а во-вторых, может вызвать осложнение обстановки обучения. В связи с этим полезно вспомнить известную истину: смотреть - еще не значит видеть. Мастер должен быть

уверен в том, что внимание учащегося действительно направлено на дорогу и он своевременно учитывает изменения обстановки движения.

В активизации внимания участвуют почти все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние. Благодаря этому развивается распределенное внимание. Наблюдая за обстановкой движения, учитывая происходящие изменения, учащийся управляет автомобилем, слушает и выполняет указания мастера, реагирует на внутренние и внешние шумы и т. д. Распределение усилий при управлении автомобилем допустимо лишь при направленном внимании.


Ход занятий должен быть таким, чтобы указания мастера не отвлекали внимания учащегося от среды движения, а напротив, активизировали его. Другим учащимся, находящимся в это время в кабине или кузове, не разрешается мешать учащемуся, управляющему автомобилем.

Наблюдая за поведением и действиями учащегося, мастер должен не ослаблять своего внимания и быть готовым прервать занятие при первых признаках его переутомления или болезненного состояния.

Устойчивость внимания - удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени. Устойчивость внимания в данном случае определяется, как способность сохранять требуемую активность в обеспечении безопасного вождения автомобиля в течение длительного времени. Устойчивое внимание - важнейшее качество, от которого зависит успешность усвоения навыков вождения и безопасность движения, особенно ночью.

Рассеянность или неустойчивость внимания - серьезный недостаток и причина многих ошибок учащегося. Признаками рассеянного внимания могут быть нерешительные, неточные действия, неправильное выполнение указаний мастера. Например, мастер предлагает принять вправо, а учащийся поворачивает влево или когда учащийся говорит одно, а делает другое, прямо противоположное тому, о чем говорилось. Сказав, например, что перед красным сигналом светофора следует остановиться, учащийся тут же, буквально через несколько секунд, забыв об этом, продолжает двигаться и т. п. Признаки рассеянности более стабильны, чем признаки переутомления, хотя и сходны с ними. Мастеру нужно уметь их различать, проявляя повышенную внимательность и осторожность. Обучение вождению учащегося, страдающего рассеянностью внимания, требует особого подхода и, в частности, замедленного темпа занятий. Как показывает опыт, этот недостаток преодолевается в процессе обучения.

Мастер может встретиться с явлением, известным как «мнимое внимание» В то время, как на лице учащегося признаки сосредоточения, мысли его далеки от объяснения мастера. Другими словами, внимание учащегося поглощено внутренними раздражителями. Добиваясь успеха в обучении, мастер отличает внимание подлинное от мнимого.

Утверждение о том, что