Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1022

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»



Объективно выражением подготовленности водителя является степень автоматизации навыков при управлении автомобилем в различных дорожных условиях, их широта, прочность и динамичность. В неожиданных аварийных ситуациях, действия опытного водителя характеризуется быстротой, точностью и полным соответствием требованиям безопасности в данной конкретной обстановке.

Приобретение водительских навыков и их совершенствование могут быть ускорены, если знать общие закономерности их формирования, и проявление этих закономерностей в деятельности водителя.

    1. 1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   54

Психологическая подготовка водителей


Психологическая подготовка водителей - это целесообразное формирование психических свойств, которое обеспечивает надежное управление автомобилем в любых дорожных условиях.

К психологической подготовке относятся:

  • морально-нравственная подготовка,

  • тренировка и совершенствование психологических и личностных качеств,

  • идеомоторная и аутогенная тренировка.

Американские психологи Мосли и Макфарлянд на основании многих исследований пришли к выводу о том, что человек управляет автомобилем так, как он живет. Образ жизни человека, его отношение к труду, другим людям, самому себе в значительной степени определяется его морально-нравственными качествами. Мораль и нравственность это совокупность правил общежития, поведения людей, определяющих их обязанности по отношению друг к другу и к обществу. К морально-нравственным качествам относятся: патриотизм, коллективизм, отношение к работе и другим людям. Водителей, ведущих высоко- моральный образ жизни, отличает чувство долга, высокая дисциплинированность, добросовестное выполнение своих служебных обязанностей. За рулем автомобиля такой водитель благожелательно и предупредительно относится к другим участникам ДД, строго соблюдает ПДД.

Водители ведущие аморальный образ жизни, отличаются эгоизмом, думают только о собственном благополучии, не считаются с интересами других людей. За рулем автомобиля такие водители часто нарушают ПДД. Они нередко занимают левую полосу, не останавливаются на пешеходных переходах, ослепляют других водителей фарами своего автомобиля и т.д.

Водители, часто попадающие в ДТП и нарушающие ПДД

, более агрессивны, враждебно настроены, замкнуты, безразличны к окружающим, склонны к необоснованному риску, эгоистичные, легкомысленные, с трудом усваивают не только ПДД, но и нормы общественной жизни.

Немаловажное значение для надежности водителя имеет специальная тренировка таких психических качеств, как восприятие, внимание, мышление, память, скорость и точность СМР, эмоциональная устойчивость. Именно эти психологические особенности играют весьма важную роль в оценке дорожной обстановки, в правильном и своевременном принятии решений и выполнении адекватных управляющих действий. Тренировка и совершенствование этих качеств происходит при обучении вождению автомобиля и дальнейшей профессиональной деятельности. Этот процесс может быть ускорен, если в этих целях будут использованы специальные приборы, стенды и тренажеры. Однако эти методы могут лишь дополнить, но не заменить тренировку психологических качеств реальных.

Важное значение для надежности водителя имеет эмоциональная устойчивость и самообладание, которые помогают ему безошибочно управлять автомобилем при неожиданном возникновении критических дорожных ситуаций. При отсутствии у водителей таких качеств может возникнуть состояние напряженности, которое выражается в неуверенности, чувстве сомнения и страха. Одновременно нарушаются протекание таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, увеличение времени реакции, нарушается координация движений. Правильная оценка дорожной обстановки, своевременное принятие решения и адекватные действия при этом затруднены, что приводит к ошибкам и может быть причиной ДТП. Поэтому целенаправленное воспитание у водителей эмоциональной устойчивости имеет большое значение для повышения их надежности, а, следовательно, и безопасности движения.

К психологической подготовке водителей относятся идеомоторная и аутогенная тренировки.

Сущность аутогеннойтренировки заключается в том, что, используя специальные приемы самовнушения, человек может развить способность приводить себя в определенное состояние, которое позволяет снять или
значительно снизить нервное напряжение, неуверенность, чувство усталости.

Хорошо поставленная психологическая подготовка как в период обучения, так и при совершенствовании водительского мастерства является одним из резервов повышения надежности водителей, а следовательно, и обеспечения БД.


      1. Идеомоторика как метод подготовки водителей. Учебная езда включает ряд упражнений, на каждое из которых мастер отводит целое занятие. Однако эти занятия не всегда бывают эффективными, т.к. мастеру в течение учебного часа не удается объяснить, показать и записать с учащимися какое-либо упражнение. Используемые методы работы сводятся к тому,

что в процессе учебной езды мастер, объясняет последовательность действий, а ученик их выполняет. При таком подходе ученик к следующему занятию может что-то забыть, и тогда все начинается снова по схеме: объяснение – показ – выполнение.

При обучении вождению автомобиля очень мало времени отводится на анализ ситуации, принятие решения и его выполнение. Между тем, это очень важные элементы проф. подготовки водителя, поэтому необходимо проанализировать приемы управления автомобилем.

Начинающий водитель сталкивается со значительным потоком информации, усвоить которую необходимо за очень короткий срок. Чтобы управлять автомобилем, важно научиться выполнять множество действий в определенной последовательности. Отработка и формирование основных навыков эффективны именно в начальном периоде обучения, т.к. на 1- ых занятиях по вождению учащийся сосредотачивается на каких-либо конкретных движениях, а не на результатах их выполнения. В итоге появляется множество лишних движений, которые ведут к формированию неправильных привычек. И чтобы не сформировались неправильные навыки, целесообразно применять рациональные методы обучения. Переучивать, как известно, значительно труднее, чем научить. Мы предлагаем в процессе отработки умений исполнять оптимальные формы и методы организации учебного процесса.


Существует метод, позволяющий уменьшить трудности начального периода обучения. Речь идет об идеомоторике – способе, когда действия, которые необходимо проделать в дорожной обстановке, выполняются мысленно, что позволяет быстро сформировать двигательные навыки.

Используя этот метод, содержание упражнений необходимо наполнять поисками ответов на вопросы: что? почему? и в какой последовательности выполняется в каждом из них, какие действия, приемы используются и для чего?

Когда человек мысленно выполняет определенные движения, в двигательных центрах коры головного мозга возникают небольшие сокращения мышц, которым предстоит выполнять ту или иную работу. Мысленно повторяя приемы вождения автомобиля, человек закрепляет условные рефлексы, которые образовались при формировании двигательных навыков.

С помощью этого метода удается ускорить и облегчить приобретение практических навыков управления автомобилем, создать благоприятные условия для развития у учащегося способности правильно ориентироваться в изменяющейся дорожной обстановке.

Освоив приемы управления автомобилем можно существенно увеличить время, отводимое на отработку практических задач по ПДД в конкретных дорожных условиях и, что особенно важно, проанализировать различные ситуации, возникающие на дороге в процессе обучения.

Освоив алгоритм деятельности по пуску двигателя, началу движения, остановке и пр., ученик не растеряется в сложной ситуации на дороге. Во-первых, с помощью идеомоторики отработан навык мыслительных действий, во-вторых, с помощью практики вождения – навык практических действий в дорожной обстановке, а с помощью разбора, анализа ситуаций на дороге – способность ориентироваться в изменяющейся ситуации.

    1. 1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   54