ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 442
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
«Анализ строения знания, его структуры предполагает выявление образующих это знание эстафет и их связей. Ясна и цель этого анализа – объяснить возможности того или иного понимания. Знание, следовательно, состоит из эстафет, оно представляет собой некий волноподобный объект,
18 Труфанова Е. О. «Ситуационное знание» и идеал объективности в науке // Эпистемология и философия науки. 2017. № 4. С. 103.
19 Розов М. А.. Что такое теория социальных эстафет // Эпистемология и философия науки. 2017. № 1. С. 230–239.
социальный куматоид. Образно выражаясь, полученный результат – это
«волновая» семиотика или «волновая» теория социо-культурных явлений»20. Замечено, что теория М. А. Розова перекликается с учением У. Куайна,
положениями акторно-сетевой модели Б. Латура, идеями представителей социальной эпистемологии. При этом ТСЭ остается на позициях реализма. Ее основной вопрос: «Каким образом, анализируя «зазеркалье» (мир социальных эстафет), можно объяснить получение «зеркального отражения», т. е. каким образом из человеческой деятельности строится мир объектный? Иными словами, как из практики действий вывести рассказ о деяниях самой природы?»21.
Наука дает наиболее четкое «отражение», ее гносеологический потенциал не вызывает сомнений даже у критиков. Наука представляет собой системную познавательную деятельность, ориентированную на производство объективных, организованных, обоснованных, новых знаний. Подробно на когнитивной «архитектуре» и динамике науки мы остановимся в следующих разделах. Предварительно отметим следующее. Номотетическое
научное познание ориентировано на обнаружение общего, устойчивого, повторяющегося. Идеографическое познание направлено на анализ единичного, ситуативного, уникального. Научное знание (в виде понятия, закона, объяснения, прогноза) разворачивается как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Выделяют такие формы научного познания как проблема, факт, гипотеза, теория. Последовательные (или дискретные) теории, объединенные некоторой совокупностью базисных идей, способны трансформироваться в «парадигмы» (Т. Кун), «научно-исследовательские программы» (И. Лакатос), «исследовательские традиции» (Л. Лаудан). Рост научного знания обеспечивается за счет интеллектуальной честности, нестандартных подходов, смелых и дерзких методов, отсутствия страха перед опровержениями и ошибками, постановки и решения нетривиальных проблем.
А. И. Ракитов, дабы объяснить структуру научной дисциплины, предлагает построить «эпистемологический квадрат», рассмотрение которого поможет нам уяснить системность науки и ее отличия от других типов познавательной деятельности. Итак, представим себе квадрат. Обозначим левую вершину буквой Т (теоретические знания), правую – буквой П (проблемы), правый нижний угол квадрата – буквой Ф (факты, эмпирические знания), левый нижний угол – буквой М (метод). Компоненты Т, П, Ф, М соединены двояко заостренными прямыми линиями. Вершины квадрата соединяются также двояко заостренными диагоналями. Двоякая заостренность означает двустороннее движение знаний от одного компонента к другому. Компонент П включает
в себя знания об объекте,
20 Там же. С. 234.
21 Кузнецова Н. И. «Зазеркалье» теоретической эпистемологии // Эпистемология и философия науки. 2017. № 1. С.227.
предмете, целях, нерешенных задачах, об ограничениях и условиях, при которых должно осуществляться научное исследование. Компонент Т состоит из научных законов и гипотез, знаний о процедурах объяснения и предсказания изучаемых явлений, процессов, событий. Компонент Ф содержит опытные знания, знания о фактах, полученные с помощью эмпирических методов и подвергнутые математической обработке. Компонент М включает знания о правилах, используемых в исследовательской деятельности, о процедурах и схемах, применяемых в процессе обработки данных, формулировке законов, гипотез, объяснений, предсказаний22.
В наукоцентристских дефинициях знания и познания присутствуют пре- дикаты, выраженные прилагательными «фактуальное», «общезначимое»,
«достоверное», «аргументированное», «обоснованное». Наличие (отсутствие) и конъюнкции этих предикатов позволяют предварительно очертить специфику форм научного познания. Незнание, о котором мы знаем и/или осмысленный вопрос, пока не имеющий алгоритма разрешения, продуцирует проблематичное знание (научная проблема). Общезначимое, но тривиальное знание, входит в состав первичных допущений в качестве аксиом и постулатов. Достоверное знание о единичных сущностях именуется научным фактом. Теория представляет собой целостный, системный и исчерпывающий массив обоснованного знания. Таким массивом, в случае аргументаци и доказательства,
может стать гипотеза. До своего принятия гипотеза остается знанием вероятностным. Все эти гносеологические превращения, и в теории, и на практике, происходят под знаком истины.
«Истинность» – неустранимый предикат знания.
Выводы
Таким образом, эпистемология–этоучениеоформированииибытиизнания.С помощью категории «знание» фиксируется некоторым способом полученный, структурированный и когерентный, селективный и незамкнутый, полифункциональный информационно-смысловой ресурс, имеющий личностное и социальное значение. Познание – творческий процесс, направленный на получение достоверных (адекватных, уместных, полезных) знаний о мире и месте в нем человека. Это деятельность, ориентированная также на постижение и конструирование ценностей, смыслов, целей. Рост знания обеспечивается поиском проблем, конкуренцией объяснений и предположений, устранением ошибок.
Знание – ключевой элемент культуры, это избирательный и не- замкнутый, структурированный и когерентный, социально значимый,
22 Ракитов А. И. Рациональность и реабилитация релятивизма // Эпистемология и философия науки. 2017. № 1. С. 78–79.
полифункциональныйинформационно-смысловойресурс.«Знание» – фундаментальное и одновременно насыщенное и нечеткое по содержанию понятие, имеющее нефиксированный объем. Для его анализа необходимо апеллировать к другим концептам: «вера», «обоснованность», «достовер- ность», «истина», «реальность», «знак», «конструкция», «деятельность»,
«объект», «субъект». «Знать» – своего рода индекс. Стандарты и шкалы