ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 450
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
4 Шлик М. Позитивизм и реализм // Журнал «Erkenntnis» («Познание»). Избранное. М., 2006. С. 306–307.
5 Лосев А. Ф. Философия имени // Из ранних произведений. М., 1990. С. 181–182.
6 Шредингер Э. Мой взгляд на мир. М., 2009. С. 11, 16.
7 Агацци Э. Научная объективность и ее контексты. С. 435–436.
автономных объектов), и 3) часть, из которой состоит какое-то целое (другой автономный объект)»8. П. Фейерабенд не знал о «плоских» онтологиях, но обнаруживал их черты в архаичном сознании. Для него любые объекты – духи, сновидения, битвы, идеи, звезды, боль, минералы, разводы и т. д. – онтологически равны. Каждая сущность ведет себя специфическим образом и вопрос о том, что реально, а что нет, не ставится. «Проблема реальности» возникает тогда, когда элементы сложных миров подводятся под абстрактные понятия, а затем оцениваются»9.
«Плоские» онтологии контринтуитивны. Уже в формате обыденного сознания обнаруживается тривиальная мысль: Млечный путь и чашка с чаем, фотон и вирусная инфекция, зубная боль и хорошее настроение, химическая формула и косинус угла, герой прочитанной книги и персонаж компьютерной игры – существуют по-разному. Бытийные «атомы» появляются, изменяются, исчезают. Находятся где-то и когда-то. Или нигде и везде, как, например, объекты математики. Они «живут» сами по себе. Либо в созданных человеком мифах, научных теориях, романах, кинокартинах. Объекты – части Универсума. Возможно, это и есть платоновский Универсум эйдосов. Так, или иначе, то, что связывает все элементы мира в целостность – метафизично
и научно одновременно.
В. К. Шохин считает, что рассмотрение сущего может осуществляться не только в ракурсе оппозиции феноменальное/ноуменальное. Он обнаруживает две онтологии – реальности и бытия. В первой, сущее рассматривается не «само по себе», а в отношении к субъекту познания, который видит мир в модусах явного, доступного, количественного (квантитативного), подверженного изменению и измерению. Воображаемым объектам уделяется наименьшее внимание. Имеет место «стратификация уровней реальности». Во второй, сущее обозревается безотносительно к субъекту опыта. Конструирование ярусов бытия осуществляется в рамках логических, формалистических и метафизических классификаций. Вертикальные уровни сущего-бытия не обязательно однонаправленные и квалифицированные. Онтология бытия предшествует онтологии реальности, ибо «философский поворот к субъекту оказывается возможным только при неудовлетворенности «реистической» («вещной» – В. В.) картиной мира»10.
Оставив терминологию В. К. Шохина, позволим себе упрощение и вольную интерпретацию его глубоких рассуждений. Онтологию реальности, максимально ориентированную на эмпирию и минимально на умозрения, будем считать научной. Такое «количественное» мирообъяснение группируется в региональных (дисциплинарных) онтологиях. Построение единой
8 Ветушинский А. С. На пути к симметрии: как онтология стала плоской // Философия и культура. 2016. № 12 (108). С. 1625–1630.
9 Фейерабенд П. Прощай, разум. С. 85.
10 Шохин В. К. Стратификация реальности в онтологии адвайта-веданта. М., 2004. С. 17–
20.
естественнонаучной картины мира,
призванной заменить философию бытия, столкнулось с рядом трудностей, прежде всего с проблемой единства научного знания. Постнеклассическая онтология (есть и такой термин) вынуждена учитывать образовавшуюся пропасть между философией и естествознанием, ориентируясь на новые реалии, а именно: «Мир изменчив, сложен и множественен: нелинеен, хаотичен, фрактален, полионтичен – но един в своей изменчивости, сложности и множественности»11. Нельзя не заметить, что приписываемые миру предикаты – скорее имеют эпистемологическую природу, чем онтологическую.
Философия, в свою очередь, продолжает «курировать» традиционную
«качественную», метафизически ориентированную онтологию бытия. Следует признать, что современная философия бытия сдает позиции перед научными картинами мира. Пожалуй, последней успешной (с точки зрения самих философов) попыткой ее «спасения» от сциентизма была фундаментальная онтология М. Хайдеггера. «Гносеологизация онтологических проблем вытеснила на периферию исследовательского интереса традиционную онтологическую тематику. Больше того, построение онтологических моделей универсума стало делом конкретных наук»12. С другой стороны,
«реистическая» наука также таит в себе аномалии и истинностные провалы. И тогда она обращается к философскому опыту трансцендирования и эйдетического видения, ищет финитные смыслы.
Категориальный аппарат онтологии отличается сложностью и много- значностью, предполагает выход на высший уровень абстрагирования. Его использование требует интеллектуальной сосредоточенности
и лингвисти- ческой аккуратности. Ключевыми понятиями онтологии бытия являются
«материя», «время», «пространство», «движение».
В истории философии представления о материи изменялись. В эпоху Античности она понималась как некоторая конкретная вещь (синтез вещей), из которой состоит либо только чувственно воспринимаемый мир, либо Космос в целом. С XVII века материя трансформируется в субстанциональное начало мироздания, принцип бытия природы – неживой и живой; телесность и масса – маркеры материи, которая наполняет пространство и изменяется во времени. К. Маркс и Ф. Энгельс отвергают понимание материи как первоначала или атрибута. Они трактуют ее в качестве единственного всеобщего свойства бытьреальностью. В марксистской философии вечная и неуничтожимая материя рассматривается сквозь призму ее отношения к сознанию.
Итак, понятие «материя» может трактоваться как вещь, свойство, от- ношение. Оно фиксирует: 1) объективную реальность во всей ее полноте (сознание – производная материи); 2) сущность мироздания; 3) субстан-
11 Афанасьева В. В., Анисимова Н. С. Постнеклассическая онтология // Вопросы философии. 2015. № 8. С. 29, 31.
12 Невважай И. Д. Проблема региональных онтологий в современном естествознании.
С. 131.
циональную основу бытия. Современное естествознание заставляет кор- ректировать философские представления о материи. Доказано, что масса является одной из форм энергии, некоторые частицы, например, фотоны, не имеют массы (но имеют энергию), время и пространство искривлены, скорость
света – предел движения и передачи информации. Кроме вещества в классическом понимании существуют виртуальные частицы, антивещество и различные типы полей, Вселенная не вечна, из чего она состоит на самом деле, наука не знает до сих пор.
Важное отличие в существовании материальных и идеальных объектов в том, что последние не привязаны к пространству-времени. Время таинственный персонаж онтологии. Оно «сокрыто», и есть не только атрибут мироздания, но и несущая конструкция картины мира. Время – мера движения, «подвижный образ вечности» (Платон), «порядок последовательности» (Г. Лейбниц),
«длительность-качество» (А. Бергсон).
В христианской философии, время – сотворенная Богом арена иску- пительной деятельности, путь к Нему. С помощью времени человек находит объекты, описывает их движение, устанавливает продолжительность событий. Благодаря времени мы знаем: что-то происходит, причем, не все сразу. Время – вестник перемен, человек движется сквозь него, и оно проходит сквозь наше сознание.
Время, с одной стороны – непрерывный поток, подвижное настоящее, с другой – дискретный процесс, последовательность моментов. Человек, описывая факты и указывая, когда они имели место, обращается к после- довательности и обычной датировке. Например: «Планета Уран была открыта в 1781 году». Если требуется причинно-следственное объяснение этого открытия и его оценка, в контексте астрономических теорий, время предстает в роли потока. Аналогично, пространство может выступать как в качестве фиксируемой точки, вплоть до обычных «здесь» или «там», так и в качестве сплошной и цельной протяженности.
Время упорядочивает события физического мира, протекает через человеческое сознание, которое приспосабливается к этому порядку. Сущность