ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 434
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
«надлунного» мира. Гелиоцентризм подрывал физику Аристотеля: если Земля не находится в
центре мира, то падение тел нельзя объяснять их стремлением достичь конечной цели – «центра мира».
В 1609 – 1619 гг. И. Кеплер формулирует три эмпирических закона движения планет, дискредитирующих старую физику и космологию. Первый закон констатирует, что планеты обращаются вокруг Солнца не по «идеаль- ным» круговым орбитам (Кеплер заменил сферы орбитами), а по эллипти- ческим. Это был смелый отказ от эстетически-мистического уклона, которым страдала астрономия со времен Пифагора. Кеплер, рассуждая о небесных те- лах, различал математическую модель и действительное движения планет, стремился заменить абстрактную геометрию фактуальной физикой. В тоже время, как и Галилей, он не сомневался в математическом устройстве Уни- версума. Второй закон фиксирует изменение скорости движения, в зависи- мости от расстояния между планетой и Солнцем. В третьем законе говорится: чем дальше планета от Солнца, тем ее движение по орбите занимает больше времени. Впоследствии эти законы были использованы для обоснования
закона всемирного тяготения. Ньютон указал на необходимость учитывать массы небесных тел и доказал, что законы Кеплера – универсальны, они при- менимы к любой системе планет. Ньютон, опираясь на своих предшествен- ников, объединил небесную механику, земную механику и математику в согласованную теорию, которая стала серьезным аргументом в пользу тезиса о единстве мира и его познаваемости.
Коперником, Браге, Галилеем, Кеплером астрономия XVI – XVII вв. не исчерпывается. Заметный вклад в развитие этой науки внесли Я. Гевелий (составил первую подробную карту Луны), Х. Гюйгенс (открыл Титан и кольца Сатурна), Дж. Кассини (специалист по Юпитеру и Сатурну; доказал их осевое вращение), О. Ремер (первым измерил скорость света), Э. Галлей
(знаток звезд Южного полушария). В 70-е гг. XVII в. построены и оснащены точными приборами обсерватории в Париже и Гринвиче.
В первой половине XVII в. П. Ферма плодотворно занимается теорией чисел, П. Гульдин – комбинаторикой, Ж. Дезарг – начертательной и про- ективной геометрией. Ф. Б. Кавальери, Ж. Роберваль, Э. Торричелли работа- ют над методом неделимых – одним из источников анализа бесконечно малых. Р. Декарт разрабатывает теорию алгебраических уравнений, вносит основополагающий вклад в создание аналитической геометрии. Б. Паскаль успешно занимается теорией вероятности и проективной геометрией, откры- вает метод полной математической индукции.
Развиваются науки о «подлунном мире» – механика, оптика, гидравлика, гидростатика, баллистика. Ученые все чаще делают акцент не на описании природы, а на возможности делать предсказания на основе объяснений. Причем, последние должны конкурировать. Параллельно Ф. Бэкон критикует силлогистику Аристотеля, обосновывает социальное значение науки, импле- ментирует экспериментальный метод в естествознание (попутно он отрицает правоту Коперника, отвергает гипотезу, как форму познания). Становится очевидным, что человек может «владеть» научной идеей, но эта идея есть достояние всех ученых, главное упомянуть того, кто был первым. Появляют- ся термины plagiarize (заниматься плагиатом) и plagiarist (плагиатор).
В. Снеллиус выводит закон преломления и отражения света, первым применяет метод триангуляции в геодезии. Б. Кастелли дает геометрическое доказательство правил измерений потоков воды. Э. Торричелли плодотворно занимается динамикой и кинематикой, продолжая дело Галилея исследует движение по инерции, разрабатывает кинематический метод построения ка- сательной к кривой в данной точке, формулирует принцип движения центров тяжести и закон о скорости вытекания жидкости, опираясь на эксперимент, создает теорию атмосферного давления (побочным эффектом опыта Торри-
челли было создание вакуума).
Б. Паскаль устанавливает закон распределения давления в жидкостях, указывает на общность законов равновесия жидкостей и газов, объясняет принцип работы гидравлического пресса. Широкую известность получил инициированный им в 1648 г. решающий эксперимент на вершине потухшего
вулкана Пюи-де-Дом, подтвердивший существование атмосферного давле- ния. Это событие положило начало традиции разрешать натурфилософские споры с помощью эксперимента, апеллируя к установленным фактам. Имен- но Б. Паскаль и Р. Бойль «зародили сомнения в правомерности ссылок на субстанции, существование которых удобно с точки зрения теории, но не может быть продемонстрировано экспериментально»1
В 1645 г. И. Буйо был сформулирован закон всемирного тяготения как закон обратных квадратов. Интуиции на предмет обратных квадратов обна- руживались ранее у Кеплера. Впоследствии этот закон определяется Р. Гу- ком, Дж. А. Борелли, И. Ньютоном как фундаментальный в контексте теории тяготения (гравитации).
Р. Декарт – основоположник модерного рационализма – рассматривает законы природы как основу наших знаний о ней. Он вводит моду на понятия
«гипотеза» и «эфир», отстаивает тезис: наличие сомнения – важнейший атрибут познания. Опыту им отводится подчиненная роль по отношению к интеллектуальной интуиции и дедукции. Декарт считает протяженность сущностью тел, редуцирует все природные процессы к пространственному перемещению, создает оригинальную, пусть и ошибочную, теорию вихревого движения; формулирует принцип сохранения количества движения (1644). Отрицая наличие атомов и пустоты, он допускает существование корпускул различной формы. Декарт – механицист, даже физиологические процессы сводятся им к механическому движению. Он критикует телеологию Аристо- теля, заявляя, что «весь род тех причин, которые обыкновенно устанавли- вают через указание цели, неприменим к физическим и естественным вещам;
ибо мне кажется безрассудным исследовать и стараться разгадать неиспове- димые цели Бога»2. Наряду со своим оппонентом – Ф. Бэконом, отстаивав- шем эмпиризм, Декарт – знаковая фигура научной методологии эпохи мо- дерна. Его рационализм подвергается пересмотру и оригинальным дополне- ниям в трудах Х. Гюйгенса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Г. Лейбница.
Есть основания считать, что новая эра в истории Европы начинается не с Ренессанса, но немного позже, когда изменился внутренний мир мыслителя, структура знания, способ его получения, обработки, адаптации. «Нет такого итальянца эпохи Возрождения, которого не поняли бы Платон или Аристо- тель; Лютер привел бы в ужас Фому Аквинского, но последнему было бы нетрудно понять его. С XVII веком дело обстоит иначе: Платон и Аристо- тель, Фома Аквинский и Оккам не смогли бы понять Ньютона»3.
Заметим, что ученому XXI в. не так просто понять Ньютона или Кепле- ра. Их стиль мышления и способ подачи материала далек от современных стандартов. Ньютон, например, не только был страстным любителем алхи- мии и экзегетики, но и всерьез пытался определить дату конца света. Кеплер
1 Вуттон Д. Изобретение науки. С. 311.
2 Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 374.
3 Рассел Б. История западной философии. Т. 2. С. 44.
в работах по астрономии апеллирует к мнению своей жены, которая высту- пает в качестве свидетеля его наблюдений за небесными телами, реалистично описывает, что подается ему на ужин, и в какой посуде. Бойль на протяжении всей своей научной деятельности активно занимался миссионерством, считая, как и многие его современники, что идеальные математические кон- струкции существуют в уме Бога. Он, как и Ньютон, верил в существование философского камня, был убежден в реальности алхимической трансмутации