ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 470
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Но все это – робкие шаги первых натуралистов, сделавших ставку на точные науки. Их идеи были в диковинку. Как отмечает В. Виндельбанд, в период позднего Средневековья «для естествознания время еще не созре- ло», попытки одиночек возродить атомизм, перейти к количественным исследованиям и распространить математическое образование, «остались безрезультатны и не произвели впечатление»1. Сверхъестественное продол- жало господствовать над естественным. С другой стороны, средневековые мыслители пытаются анализировать непостижимое и потустороннее ра- ционально, что в перспективе и приведет к постепенной десакрализации смыслов. Пересмотр онтологического статуса
природы, в котором она предстанет как механизм, был очевиден, но не неизбежен.
1 Виндельбанд В. История философии. К., 1997. С. 290.
Даже на почве средневековой веры в чудеса, магии и мистицизма, астро- логии и алхимии могли, при определенных условиях, взойти ростки новой картины мира и экспериментальной науки. И они взошли, в том числе под влиянием внешних, весьма разнородных факторов. Это эпидемия чумы, рост городов, геополитические сдвиги, изменения в экономике, усложнения со- циальной структуры, географические открытия, использование артиллерии, кризис католицизма, изобретение книгопечатания. Вторая половина XIV – XV вв. стали переломными. Европа вступила в новую эру, непродолжитель- ную, но чрезвычайно насыщенную. Одним из важнейших результатов эпохи Возрождения стало изобретение той науки, которую мы знаем и понимаем намного лучше ее предшественников.
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии
В.В.Волошин
ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ
(часть вторая)
Лекция
подисциплине«Историяифилософиянауки»
Донецк, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1.Объект, предмет, структура, цель изучения и понятийно- категориальный аппарат дисциплины 3
2.Определение философии. Философия и мировоззрение 9
3.Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений. 11
4.Функции науки 14
Выводы 16
1.Предмет эпистемологии и ее типы 5
2.Определение ключевых эпистемологических категорий 8
3.Типология знания. Эпистемологическая специфика науки 20
Выводы 32
3.1.Онтология бытия и онтология реальности 5
3.2.Онтология и язык 20
3.3.Что такое сознания и как оно существует? 31
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 38
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ 38
Донецк, 2022 38
3.4.Реальность: многообразие трактовок 3
3.5.Альтернативы реальности: множественные и возможные миры 17
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 44
1.Историография науки: единство и многообразие подходов 3
2.Доклассическая наука: античность 16
3.Доклассическая наука: Средневековье 29
1.Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.) 5
2.Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.) 14
Выводы 43
В. В. Волошин 46
Лекция 46
1. Философия науки: возникновение, направления 5
2. Позитивизм 19
3. Постпозитивизм 31
Рост научного знания и концепт «научная революция» 48
Причины и типология научных революций 53
Изменение научной картины мира в результате научных революций 56
Выводы 58
Список рекомендованной литературы 59
Введение 63
Метод и методология 63
Методологические принципы 67
Эмпирические методы 80
Теоретические методы 86
Некоторые логические методы 91
Выводы 95
Введение 100
Научное понятие 100
Научный закон 108
Научное объяснение 112
Заключение 116
Научная проблема 121
Научный факт 125
Гипотеза 129
Научная теория 134
Заключение 141
- 1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 50
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Термин «Возрождение», видимо, ввел в оборот итальянский историк и искусствовед Дж. Вазари в середине XVI в. Для именования периода в истории западной цивилизации, продолжавшегося около двух столетий, кон- цепт «эпоха Возрождения» используется с XIX века. Он превратился в мета- фору культурного расцвета и гуманизма. Хорошо известны черты Ренессанса
– возвращение к ценностям и смыслам античности, антропоцентризм, эсте- тизм, натурализм. В XV– XVI вв. Европа, как утверждают историки, совер- шает переход от феодализма к капитализму, от Средневековья к Новому времени. Меняется способ производства, разрушается традиционное иерар- хичное общество, появляется буржуазия, складываются абсолютные монар- хии, трансформируются образ жизни и картина мира. Событийными марке- рами Ренессанса являются открытие Мыса Доброй Надежды (1488), Америки (1492), изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом (середина XIV в.), начало Реформации (1517), первое кругосветное путешествие (1521). В 1453 г. пал Константинополь, и на латинский Запад хлынул поток гречес- ких ученых и рукописей.
У истоков Ренессанса стояли мастера слова – итальянские поэты, про- заики, полемисты XIV – XV вв. Свой вклад внесли философы (Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола), религиозные и поли- тические деятели. Многих из них относят к числу так называемых «ренес- сансных гуманистов». Основой градации Возрождения на Раннее, Высокое, Позднее, Северное служат, прежде всего, стилевые отличия в архитектуре, живописи, скульптуре.
Формирование нового мира происходило территориально неравномерно и не одновременно, медленно и незаметно для людей, живших в то время. Революционные преобразования затронули лишь столицы, экономически значимые и университетские города,
исторические культурные центры (прежде всего, в Италии). Носителей оригинальных идей, легших в основу ренессансной мировоззренческой парадигмы, было совсем немного, их влия- ние на общество – минимально. Ученых, в современном понимании, среди интеллектуалов XIV – первой половины XVI вв. практически не было.
До середины XVI в. наука еще «спала». Уже была открыта перспектива в живописи, основанная на математических закономерностях. В Европу пришли из Персии десятичные дроби, И. Мюллер (Региомонтан) развил тригонометрию, превратив ее в самостоятельную науку; опубликовал «Эфе- мериды» (таблицы координат Солнца, Луны, планет и звезд). Лука Пачоли написал трактаты по арифметике, геометрии и бухгалтерии, К. Рудольф издал учебник алгебры (1525). Леонардо да Винчи предложил идею парашю- та и вертолета, П. Хенляйн изобрел карманные часы (1510), Н. Тарталья нашел решение кубического уравнения. Молодая натурфилософия, впитала в себя пантеизм и мистицизм, аристотелизм и неоплатонизм, астрологию и алхимию. Проснулся интерес к гуманитарному образованию (история, фило-
логия, искусствоведение, педагогика). Свои гениальные труды написали Л. Валла, Н. Макиавелли, Эразм Роттердамский. Естествоиспытатель и сто- ронник практического знания Парацельс удивлял Европу своими познаниями в медицине и фармакологии. Но это все эпизоды. Старая картина мира продолжала господствовать. Отсчет современной науки начинают позже, когда происходят более важные события.
Историки часто оперируют оценочными суждениями. Приписывание тому или иному событию предикатов «значимый», «важный», «значитель- ный», «исходный» – результат селекции, гласных и негласных соглашений. Одна из таких конвенций гласит: дата