ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 480
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
На первый взгляд, Коперник лишь продемонстрировал частичную эмпи- рическую несостоятельность геоцентризма и указал на ошибки допущенные Птолемеем в расчетах. В дальнейшем, как сторонники, так и противники Ко- перника, пытались представить его учение просто как новую математи- ческую модель Вселенной, гипотезу, дающую верные предсказания. Научно- философский смысл системы польского ученого был намного глубже: Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Следовательно, наша планета, и ее обитатели, включая человека, лишаются особого статуса, зафиксирован- ного в Библии. Под большим вопросом оказывается и дуализм «подлунного» и «надлунного». Напрашивался еще один вывод, который пришелся бы по вкусу Платону: истинный механизм явлений лежит глубже видимых прояв- лений действительности. Наши органы чувств – а это они нам говорят о неподвижности Земли и вращении небесных тел вокруг нее – не дают достоверного представления о мире. Коперник предвосхитил И. Кеплера, предположив, что чем больше орбита планеты, тем медленнее она обра- щается вокруг Солнца. Учение польского астронома получило наименование
«гелиоцентризм». Как отмечал Кеплер, это учение было скорее гелиоста- тичным. Неподвижное Солнце у Коперника смещено относительно центра, образуемого орбитой Земли, а фиксированной точкой, по которой коорди-
нировалось движения планет, было не Солнце, а воображаемая точка.
Нельзя не учитывать, то, что учение Коперника почти сто лет было известно лишь ограниченному числу специалистов (самые известные из его популяризаторов и последователей – Т. Диггес, Дж. Бенедетти, Дж. Бруно, Д. Гильберт, И. Кеплер, Г. Галилей). Гелиоцентризм был принят в качестве адекватной теории только в середине XVII в. Имели место и попытки при- мерить Коперника и Птолемея. Величайший датский астроном второй половины XVI в. Тихо Браге продолжал считать Землю центром мира, вокруг которого движется Солнце; но планеты у него вращались вокруг Солнца.
Везалий прекрасно воспользовался достижениями в книгопечатании и открытиями в изобразительном искусстве. Его работа изобилует прекрас- ными иллюстрациями. Человек представлен таким, каким он есть на самом деле, с дефектами и недостатками (такой подход затем нашел применение в ботанике и зоологи). «О строении…» дало мощный толчок развитию анато- мии. Этот труд свидетельствует: наглядность важнее текстов Галена, налич- ное знание содержит ошибки, оно фальсифицируемо, а значит познание – это процесс. Своего великого предшественника в области медицины Везалий смело критиковал, например, он отверг идею о печени как центре крове- носной системы. Важно то, что открытыми для опровержения являлись и выводы самого Везалия.
Именно после публикации анатомии Везалия и космологии Коперника, отмечает Д. Вуттон, постепенно появляется набор ценностей, связанных с по- знавательной деятельностью, которую именуют наукой. Это оригинальность, приоритет, публикация, способность выдерживать критику. Сформировался новый тип интеллектуальной культуры – инновационный, конкурентный, агрессивный, одержимый точностью. «Нет никаких априорныхоснований считать это правильным способом интеллектуальной
деятельности. Просто он практичен и эффективен, если ваша цель – получение новых знаний»1.
У 1543 г. есть «конкурент». Ряд историков считают переломным 1572 г., когда Т. Браге обнаружил на ночном небе ярчайший объект в созвездии Кас- сиопеи. Это была вспышка сверхновой – достаточно редкое явление, когда звезда резко увеличивает свою яркость. Но аристотелевская космология кон- статировала: небеса неизменны. В Дании, где тогда работал Тихо, победила Реформация, и протестанты не верили в чудеса. Сама чувственно воспри- нимаемая природа подталкивала человека к пересмотру старых концепций. Коперника читали единицы, сверхновую звезду мог наблюдать каждый. Браге известен тем, что оборудовал обсерваторию Ураниборг и в течение многих лет проводил высокоточные астрономические наблюдения. Их ре- зультатами впоследствии воспользовался И. Кеплер.
Вторая половина XVI в. богата на события. Под редакцией Ф. Комман- дино выходят малоизвестные в Европе трактаты Архимеда «О равновесии плоских фигур» и «О плавающих телах». Публикуются работы Плиния Стар- шего, который в отличие о теоретика Аристотеля, предлагал практическую версию философии природы. М. Штифель подошел к идее логарифмов (они были изобретены в начале XVII в.). Г. Ретик написал биографию Коперника и систематизировал знания по тригонометрии. Л. Феррари решил уравнение четвертой степени. Дж. Кардано опубликовал фундаментальный труд по математике «Великое искусство» и сформулировал правило построения часо- вых механизмов. Дж. Бенедетти применил алгебраические методы к реше- нию задач по геометрии. К. Геснер издал «Историю животных» (1551). Р. Бомбелли описал простейшие действия с мнимыми числами.
1 Вуттон Д. Изобретение науки С. 102.
Г. Убальди публикует «Книгу о механике» (1577), содержащую учение о статике. Г. Меркатор разрабатывает, используемую до сих пор, картографи-
ческую проекцию (1569), вычисляет координаты магнитного полюса Земли. У. Гильберт издает трактат, посвященный магнетизму и электричеству, вы- двигает гипотезу о Земле – гигантском магните (1600). Дж. Бруно возрождает атомизм Демокрита. Позже его дело продолжат П. Гассенди, Х. Гюйгенс, Р. Бойль, Р. Гук в учении о корпускулах как первокирпичиках материи.
В конце XVI в. Х. Клавиус разрабатывает методику сложения и вычи- тания дробей, С. Стевин закладывает основы современной статики и гидро- статики, усовершенствует десятичную систему, Ф. Виет радикально преобра- зовывает алгебру, модифицирует методы в геометрии, вводит символические обозначения для коэффициентов уравнений, вычисляет точное выражение для π в виде бесконечного произведения.
С 90-х гг. XVI в. Г. Галилей строит фундамент динамики, как раздела механики, начинает процесс математизации «подлунного» мира, вводит в теорию идеализированные объекты (например, «идеально гладкая поверх- ность»). Его интересует количественная, измеряемая сторона движения материальных объектов. Он считает, что знание обнаруживается не только в книгах, но в самих вещах, выступает сторонником эксперимента, в том чис- ле, мысленного. Галилей доказывает, что ни одно учение в физике не есть догма. Оно – результат наблюдений и математически просчитанных доводов. Такой подход, «дедушкой» которого был Архимед, впоследствии разделяли Д. Гильберт и И. Ньютон, Р. Декарт и Б. Паскаль. Исследования Галилеем свободного падения тел, падения по наклонной плоскости, движение тел, брошенных под углом к горизонту, демонстрировали несостоятельность аристотелевской физики. Закон падения тел был открыт им в 1604 г. (доказан опытным путем после изобретения воздушного насоса), обоснование прин- ципа относительности закончено в 1636 г. В последние годы жизни Галилей закожил основы учения о сопротивлении материалов.
Однако не стоит утверждать: физика Аристотеля
– «плохая», а Галилея –
«хорошая», ведь их разделяет 2000 лет. С точки зрения П. Фейерабенда, ди- намика Аристотеля апеллировала к здравому смыслу, была общей теорией изменения, охватывающей перемещение, качественные трансформации, за- рождение и разложение. Галилей произвольно изменил «сенсорное ядро повседневного опыта» введя в него спекулятивные элементы. Дабы доказать правоту Коперника он, опираясь на «иллюстративную метафизику», обосно- вывал «фальшивые» природные связи, свел динамику исключительно к пере- мещениям, другие виды движения им игнорировались1.
В XVI в. публикуются труды по баллистике, фортификационному и гор- ному делу, металлургии. Теоретическая натурфилософия начинает контакти-
1 Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания. М., 2007.
С. 161–162.
ровать с ремесленно-технической мыслью. Например, в Венеции открывается артиллерийская школа (1505). Появляется вид деятельности, именуемой в настоящее время инженерной. Синонимом «инженерного дела» является
«техника». Понятие «техника» также имеет своим референтом совокупность механизмов, устройств, измерительных приборов. Механические часы, дом- крат и примитивный кран были известны еще в средние века. Рождение клас- сической науки сопровождалось важными изобретениями. Это: карандаш (К. Геснер, 1565), микроскоп (вероятно, З. Янсен, ок. 1590), термометр (Г. Га- лилей, 1593), телескоп (Х. Липперсгей, 1608), логарифмическая линейка (Дж. Непер, 1617), арифметическая машина (Б. Паскаль, 1642), барометр (Э. Торричелли, 1643), вакуумный насос (О. фон Герике,