ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 594
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Научное сообщество приходит к выводам: субъект не устраним из процесса познания, между миром и разумом есть социально детерминированный посредник – деятельность. Условия и ритм «жизни» этого посредника, а также логико-методологическая территория, на которой он функционирует, определяют, в какой программе, и с помощью какого концептуального каркаса будет «написана» картина мира, или ее фрагмент.
Для неклассической науки также характерны отказ от жесткого веритизма и одномерной онтологии, множественность равноценных объяснений реальности и их математических описаний (политеоретизм); эвристика и допущения идеи возможных миров, признание того, что образ мира зависим от языка. Внутринаучные ценности выходят на первые план, хотя еще и не рассматриваются в тесной связи с ценностями социальными.
Постнеклассическая НКМ отличается невероятной новизной и незавершенностью. Ее маркерами являются: сосуществование различных, в том числе несоизмеримых, картин реальности, глобальная междисциплинарность, стирание разграничительных линий между отраслями знаний. На передний план выходят уникальные, незамкнутые и саморазвивающиеся системы, состоящие из эволюционирующих объектов. Таким объектом стала вся наша Вселенная (если, конечно, она одна), включающая 1011 галактик и 1023 звезд. Формируются представления об иерархии пространственно-временных паттернов, флуктуациях, точках бифуркации, избирательности реагирования систем на внешние воздействия. Степень и вектор такой реакции не стабильны и могут быть «растянуты» во времени.
Открыты новые «первокирпичики» материи, причем, двух типов. Это – шесть кварков (из них состоят атомные ядра и тяжелые частицы – адроны) и калибровочные бозоны – носители взаимодействия. И те, и другие имеют сложную типологию и иерархию, их существование невозможно наблюдать и объяснять, апеллируя к традиционному мировидению. Например, некоторые «первокирпичики» могут находиться одновременно в нескольких местах, а виртуальные электроны и позитроны «живут» примерно одну триллионную долю наносекунды!
Новые частицы ученые обнаруживают с завидным постоянством. В 2013 г., например, был открыт бозон Хиггса, – «ключик» к тайне возникновения массы (если это можно вообще назвать массой) у элементарных частиц, атрибутивные характеристики которых (заряд, спин, лептонное число) выразимы исключительно на языке математики. Представители этой замечательной науки находят удивительные аналогии, соответствия и соотношения. Оказалось, что гравитация (единственное из 4-х фундаментальных взаимодействий, не объясняемое в рамках Стандартной модели) в 1040 раз слабее электромагнитного взаимодействия, а видимая Вселенная, которой 13,8 млрд. лет, в 1040 раз больше протона. Жизнь возможна только если масса звезды (от массы зависит светимость) лежит в узком диапазоне между 1,6 × 10
30 и 2,4 × 1030 кг. Масса Солнца – 2,0 × 1030 кг. А каким фантастически удачным является расстояние от Земли до Солнца! Может прав М. Тегмарк, и наша Вселенная действительно является математической структурой, определяемой вычислимой функцией?
В 1981 г. А. Гут установил, что выделение сильных взаимодействий из единого поля, случившееся примерно через 10–35 сек. (вдумайтесь в эту цифру!) после рождения Вселенной, стало поворотным моментом в ее развитии. Имел место фазовый переход вещества из одного состояния в другое – своеобразная «кристаллизация» в масштабах Вселенной. Произошло скачкообразное расширение, именуемое инфляционным. Оно во много раз быстрее обычного расширения Хаббла. Примерно за 10–32 сек. Вселенная расширилась на 50 порядков (замерзая, вода расширяется всего на 10%).
60 лет назад Х. Эверетт предложил революционную многомировую интерпретацию, согласно которой, Вселенная расщепляется на множество копий самой себя и в разных копиях реализуются все возможные исходы каждого квантового процесса. Как все это объяснить? Радикальной перестройки, пожалуй, требует само понимание детерминизма.
Современная космология в корне меняет образы пространства и времени. Возьмем, например, гипотезу возникновения Вселенной из ничего в результате квантового туннелирования. Математическое описание данного процесса предполагает формат «евклидова времени». Оно выражается с помощью мнимых чисел, таких как квадратный корень из -1. В этом случае различия между тремя измерениями пространства и временем исчезают вовсе. Пространство становится четырехмерным и его можно измерять линейкой. С середины ХХ в. сторонники теории струн повели разговоры, что на самом деле, измерений 10, 11 и даже 26.
В научный оборот вошли такие абстракции как «темная энергия», «ложный вакуум», «кварковый суп», «параллельные миры», «кластеризация Вселенной». Могли ли Ньютон или Максвелл представить нечто подобное? Наверное, и Планк с Эйнштейном были бы потрясены.
Несмотря на такую «экзотику», в серьезный конфликт с неклассическим эталоном научности постнеклассическая рациональность не входит. Для нее характерны: рефлексия над деятельностью во всех ее проявлениях; детерминация средств познания и знания об объекте смысловыми и целевыми структурами; функционирование научных теорий в широком культурно-историческом контексте. Утверждается ценностный подхода к познанию (аксиологизм), формулируется антропный принцип. Триада субъект-средство-объект предстает как единое целое. Приходит осознание крайней сложности объектов современной науки и ограниченности человеческого интеллекта, а также созданных им технических средств, неизбежность ошибок и аномалий. Отсюда скептическое отношение к идее научного прогресса, признание принципиальной гипотетичности науки, ее открытости к опровержениям.
Выводы
«Картина мира», как и «НР» – метафора. НКМ – когерентная система представлений о реальности, обобщенный теоретический образ мира, концептуализация массива научных знаний, доминирующих в определенный исторический период.
Революционность в науке имеет множество взаимосвязанных измерений – предметно-логическое, гносеологическое, методологическое, номологическое, личностное, институциональное, экономическое, политическое и т. д. Результат общего анализа НР и ее типологии зависят от того, на каких аспектах акцентирует внимание исследователь.
Вопрос о том, общезначимо ли понятие «научная революция» и каковы его существенные признаки, остается открытым для дискуссии. Имеют место серьезные аргументы в пользу фиксации четырех НР. С другой стороны, есть основания ограничиться и двумя глобальными НР – второй половины XVI – XVII в. и конца XIX – начала XX в.
Имеем три исторических типа науки, связанных с НРЦ – классическая (XVII – XIX вв.), неклассическая (конец XIX – начало XX в.), постнеклассическая (с середины ХХ в.). Каждому типу соответствует не только своя картина мира, но и определенный вид рациональности. Научная рациональность – «спутник» НКМ, своеобразная матрица соответствия знания принципам разума, эталон научности, который, однако, подвержен коррекции. Механистическая НКМ классической науки, возникшая в результате первой НР, эволюционировав и впитав в себя свежие идеи дисциплинарных онтологий, вплотную подошла к формированию единой НКМ. Своим более чем трехсотлетним развитием она подготовила условия для радикального переосмысления образа мира и науки, которая этот образ конструирует. Революция, которая «привела к власти» неклассическую науку, дает о себе знать до настоящего времени.
НКМ генерируется и трансформируется в процессе развития науки. В свою очередь, динамичная наука изменяется под влиянием НКМ. Несмотря на то, что накопительные процессы достаточно часто прерываются революционными преобразованиями различных масштабов
, отрицать преемственность между историческими типами науки и научными картинами мира нет достаточных оснований.
Прогресс науки может быть как линейным, так и нелинейным. Первый может реализовываться в рамках отдельной теории или парадигмы. Второй – когда создание новой системы знаний имплицирует переход к новой области объектов, новым проблемам, новой картине мира. Независимо от того, какому решению проблемы роста знания отдается предпочтение, устранив из истории науки идею прогресса, мы элиминируем наиболее важную ее характеристику – приближение к истине. Без этой идеи наука перестанет быть таковой. Если бы даже прогресса не было, его, пожалуй, необходимо было придумать...
Список рекомендованной литературы
Вуттон Д. Изобретение науки: Новая история научной революции / Пер. с англ. Ю. Гольдберга. – М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018. – 656 с. Деар П., Шейпин С. Научная революция как событие / Пер. с англ. А. Маркова. – М. : Новое литературное обозрение, 2015. – 576 с.
Дугин А. Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. – М. : Арктогея-Центр, 2002. – 418 с.
Кун Т. С. Структура научных революций / Пер. с англ.; сост. В. Ю. Кузнецов. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2003. – С. 9–268. Микешина Л. А. Философия науки : учебное пособие. – М.: ПогрессТрадиция : МПСИ Флинта, 2005. – 464 с.
Научные революции в динамике культуры / Ред.-сост. В. С. Степин. – Минск : Университетское изд-во, 1987. – 383 с.
Порус В. Н. Научная революция // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Редкол.: И. Т. Касавин, В. А. Лекторский, А. С. Карпенко и др. – М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. – С. 284–285.
Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М. : «Прогресс», 2000. – 744 с.
Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М. :
Гардарики, 2006. – С. 267 – 330.
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии
В. В. Волошин
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
(часть первая)
Лекция
по дисциплине «История и философия науки»
Донецк, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1.Объект, предмет, структура, цель изучения и понятийно- категориальный аппарат дисциплины 3
2.Определение философии. Философия и мировоззрение 9
3.Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений. 11
4.Функции науки 14
Выводы 16
1.Предмет эпистемологии и ее типы 5
2.Определение ключевых эпистемологических категорий 8
3.Типология знания. Эпистемологическая специфика науки 20
Выводы 32
3.1.Онтология бытия и онтология реальности 5
3.2.Онтология и язык 20
3.3.Что такое сознания и как оно существует? 31
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 38
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ 38
Донецк, 2022 38
3.4.Реальность: многообразие трактовок 3
3.5.Альтернативы реальности: множественные и возможные миры 17
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 44
1.Историография науки: единство и многообразие подходов 3
2.Доклассическая наука: античность 16
3.Доклассическая наука: Средневековье 29
1.Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.) 5
2.Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.) 14
Выводы 43
В. В. Волошин 46
Лекция 46
1. Философия науки: возникновение, направления 5
2. Позитивизм 19
3. Постпозитивизм 31
Рост научного знания и концепт «научная революция» 48
Причины и типология научных революций 53
Изменение научной картины мира в результате научных революций 56
Выводы 58
Список рекомендованной литературы 59
Введение 63
Метод и методология 63
Методологические принципы 67
Эмпирические методы 80
Теоретические методы 86
Некоторые логические методы 91
Выводы 95
Введение 100
Научное понятие 100
Научный закон 108
Научное объяснение 112
Заключение 116
Научная проблема 121
Научный факт 125
Гипотеза 129
Научная теория 134
Заключение 141