ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 604
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
По мнению А. Руперта Холла, НР – серьезный сдвиг в образе мысли, спонтанное и даже где-то иррациональное «переопределение объектов философского и научного исследования». Л. А. Микешина указывает на двоякое понимание НР: как качественного изменения в системе знания и мышления, сопровождаемое изменением стратегии научного поиска, и как радикальную модификацию познавательной деятельности, скачок в способах производства знания. В. Н. Порус делает акцент на новизне происходящих процессов. НР – это стремительное изменение познавательного ландшафта, переход к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой картине мира. Параллельно преобразовываются средства наблюдения и экспериментирования, появляются новые способы оценки и интерпретации данных, инновационные схемы объяснения и обоснованности. В. С. Степин считает НР этапом развития научного знания, связанного с «перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки»1. Последние, как мы помним, включают 1) научную картину мира; 2) идеалы и нормы научного познания; 3) философский базис. Философия определяет общую структуру постигаемой естествознанием реальности, формирует образы реальности, в том числе и в модусе возможного, идеального. Будучи плоть от плоти картины мира, философия оказывает влияние на мировоззрение субъекта, идеалы и ценности познания. Если изучением природы и ее структурных элементов занимаются естественные науки, то характеристика самого знания, описывающего природу – область интересов философов. Они, рационально реконструируя прошлое науки, «достраивают» его, наделяя новыми смыслами. И НРЦ выступают в качестве «точек сборки» этих смыслов.
Революции – это движение, их цель – усложнение некой системы. НРЦ – не исключение. Черты НРЦ: высокая «плотность» открытий, интенсивный рост знаний, развитие отдельных наук, междисциплинарные взаимодействия («парадигмальные прививки», по терминологии В. С. Степина), прежде всего, в плане переноса идеалов и норм исследования из одной науки в другую. В результате НРЦ меняется архитектура знания, происходит перепрограммирование науки. Все это сопровождается модификацией исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки, которые тоже перестраиваются.
Как видим, имеются различные интерпретации НР, что не удивительно. Наука пережила и переживает различные по масштабу и содержанию радикальные трансформации, имеющие множество причин и предпосылок.
Причины и типология научных революций
Революционные изменения в науке имеют «внутренние» и «внешние» – вненаучные – причины и предпосылки. Исторические периоды, предшествующие НР нередко именуют кризисами в науке.
Решающие «внутренние» факторы НР:
-
Открытие новых объектов. Например: водород (Г. Кавендиш, 1766), кислород (Дж. Пристли, 1774), электрон (Дж. Томпсон, 1897), атомное ядро (Э. Резерфорд, 1911). -
Расширение диапазона изучаемых явлений и процессов. Например: доказательство того, что скорость электромагнитных волн равна скорости света (Дж. Максвелл, 1864), обнаружение лучей, проникающих через непрозрачные тела (В. Рентген, 1895) и гамма-лучей (П. Виллар, 1900). -
Формулировка новых законов природы. Например: законы движения планет И. Кеплера (нач. XVII в.), закон всемирного тяготения (И. Ньютон, 1665), второй закон термодинамики (Р. Клаузиус, 1850), периодический закон химических элементов (Д. И. Менделеев, 1868). -
Накопление парадоксов, аномалий и фактов, не объясняемых господствующей парадигмой. Например: явление интерференции, ставящее под вопрос адекватность корпускулярной теории света; проблема перигелия Меркурия, так и не решенная в программе классической физики. -
Появление новых методологических программ и способов познания. Например: формулировка систем дифференциального и интегрального исчисления (сер. XVII в.), формирование математической логики (сер. XIX в.), принцип неопределенности В. Гейзенберга (1927), метод радиоуглеродного датирования (У. Либби, 1946). -
Технические изобретения. Например: телескоп (нач. XVII в., Г. Липперсгей, Г. Галилей), конденсационная камера Вильсона (1911), электронный микроскоп (1940), всемирная компьютерная сеть – интернет. -
Формирование массива эффективных конкурирующих теорий. Например: матричная механика В. Гейзенберга и волновая – Э. Шредингера, а также теория преобразований в квантовой механике П. Дирака (20-е гг. ХХ в.); пролиферация («размножение») теорий неклассической логики (20–70 гг. ХХ в.); дискуссии вокруг неравенства Белла, согласно которому любая теория со скрытыми параметрами, предсказания которой согласуются с предсказаниями квантовой механики, должна быть нелокальной (начались в 1964 г. и продолжаются до сих пор).
Некоторые научные явления синтезируют в себе несколько аспектов. Их «жизнь» в формате новых фактов, законов, констант, приборов, математических экспликаций, гипотез растягивается на годы и десятилетия. Например: теория эволюции,
неевклидова геометрия, общая теория относительности, копенгагенская интерпретация квантовой механики, разработка модели структуры ДНК, концепция расширяющейся Вселенной.
В качестве «ускорителя» революционных процессов могут выступать публикации научных трудов – «Размышления о движущей силе огня»
Н. Карно (1824), «Происхождение видов» Ч. Дарвина (1859), три статьи
А. Эйнштейна, положившие начало специальной теории относительности (1905), «Основания математики» Б. Рассела, А. Уайтхеда (1913) и т. д.
Кроме того, констатируем диалектическую взаимосвязь факторов. Создание более совершенных средств измерения, усложнение техники наблюдения, позволяет открывать новые объекты. Это, в свою очередь, приводит к изменению методологии и понятийно-категориального аппарата. Чем сложнее методы и разнообразнее ландшафт изучаемых явлений и процессов, тем выше вероятность появления научных аномалий, которые требуют новых технологий, концептов, методов т. д.
«Внешние» факторы НР формируются в пространстве политики, морали, права, философии, религии, социально-экономической жизни. Например, Т. С. Кун, считал движущей силой НР научное сообщество. Наука детерминирована культурным климатом, вплетена в геополитический контекст. Французская революция и реформы Наполеона, позже – объединение Германии Бисмарком, привели к тому, что Англия приобрела мощных политических и промышленных конкурентов и вынуждена была уступить пальму научного первенства континентальной Европе. В 20-е гг. ХХ в., в силу ряда социально-экономических и идеологических причин, в группу лидеров мировой науки входят США. После прихода к власти Гитлера и захвата нацистами Австрии этот процесс ускорился по причине эмиграции ведущих ученых за океан. Освоение космоса в 50–80 гг. ХХ в., пожалуй, не было бы столь стремительным и продуктивным без «холодной войны» и идеологического противостояния СССР и США.
Изменения в формах общественного сознания и картине мира способствуют деформации идеалов, норм научного исследования, появлению ученых-новаторов и, в результате, дают определенный импульс развитию науки. Например: появление протестантской парадигмы в христианстве (XVI в.) или секуляризация общественного сознания (ХIХ в.). Однако, научная событийность (формулировка законов, фиксация неизвестных природных явлений, рождение новых теорий, технические ноу-хау и т. д.) и трансформации картин мира – не тождественны, они имеют разные временные и ценностные параметры. Далеко не всегда революционные преобразования в науке – причина мировоззренческих сдвигов и, наоборот.
Если изучением природы и ее структурных элементов занимаются естественные науки, то характеристика самого знания, описывающего природу – область философии. Философско-методологическая рефлексия – важнейший атрибут переформатирования научной картины мира (НКМ) в эпохи НР. Эмпирического материала и математических экспликаций явно недостаточно. Необходима эвристическая программа мировидения, включающая нестандартные онтологические допущения, новые порождающие модели и понятия, нестандартные типологии и способы концептуализации. Философия, в свою очередь, испытывает давление со стороны науки и других форм общественного сознания.
Понятие «НР» отличается нестабильным объемом, содержательной насыщенностью и вариативностью. Поэтому естественная классификация НР – невозможна. Допустима лишь типология, в результате которой, классы (типы) формируются искусственно, с помощью обобщенных идеализированных моделей. Приведем традиционную типологию, получив три класса, с последующим делением последнего класса на четыре подкласса.
I.Микрореволюции представляют собой конструирование инновационных и эффективных методологий и теорий в отдельных научных областях. Примеры: теория вероятности П. Лапласа (1812); создание в 1999 г. фемтохимии – лазерной спектроскопии, позволяющей изучать процессы, протекающие за фемосекунды (одна квадриллионная часть сек.). II.Дисциплинарные революции преобразуют основы одной или нескольких фундаментальных наук, но не ведут к смене мировоззренческой парадигмы. Корректируются лишь специальные картины мира. Такие революции сопровождаются трансформацией дисциплинарной онтологии, но не изменяют существенно идеалы, ценности, нормы науки. Остается преемственность в методологии, хотя старые способы постижения реальности подвергаются критике и модернизируются. Понятийно-категориальный аппарат – стабильный, но появляется и массив новых концептов. Классические примеры таких революций в XIX в. – переход от механики к термодинамике и отказ от атомистических представлений Дальтона – Берцелиуса в пользу периодической системы элементов Д. И. Менделеева.
В. С. Степин указывает на революционность процессов междисциплинарных взаимодействий. Во время таких взаимодействий происходят «парадигмальные прививки» – экстраполяция продуктивных идей и логико-методологических инноваций из одной науки в другую. В первой половине ХХ в. множество таких «исцеляющих» от аномалий «прививок» со стороны релятивистской и квантовой физики получили химия, астрономия, астрофизика, космология.