ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 603
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Теоретические методы
Способности нашего мышления – необъятны. Оно продуцирует мно- жество вариантов связи между эмпирическими данными, наличным знанием, возникшими проблемами, новыми познавательными целями. Поэтому, теоретические методы отличаются большим разнообразием. От дифферен- циального исчисления, матричного метода и факторного анализа до герме- невтического, сравнительно-исторического методов и таксономии. Отсюда – сложности при классификации. Теоретические методы – структурные элементы познавательных подходов, которые дополняют и копируют друг друга, тесно встроены в эмпирию; границы между уровнями познания и методами не всегда очевидны. С помощью одного термина нередко фик- сируются не тождественные эпистемологические сущности, в чем мы убеди- лись выше, на примере понятия «моделирование», а ранее – «гипотеза».
Следующий вопрос: существуют ли чисто логические методы? Их рассматривают и как автономный корпус, и как подкласс теоретических методов. Имеет право на существование и своего рода методологический панлогизм: все методы логические, ибо являются результатом рациональной работы. Отличия только в степени их общности, наличии эмпирических «примесей», предпочтениях методолога. Следует, однако, демаркировать ме- тоды теоретизирования, иногда не правомерно отождествляемые с видами умозаключений (дедукция, индукция, аналогия и т. д.) и собственно логи- ческие операции и процедуры (определение и деление понятий, построение таблиц истинности и пр.). Логические и математические методы нередко используются в комплексе, дополняются концептуализацией и философской интерпретацией смысловых массивов. Параллельно исследователь может оперировать опытными данными. Во многих познавательных ситуациях, философские рассуждения – излишни. Идеальную картину методов познания написать нельзя. Что-то всегда будет гипертрофировано или упущено; всегда найдется другой вариант репрезентации способов познания.
Абстрагирование – универсальный теоретический метод, состоящий в замещении чувственно воспринимаемого объекта идеальным объектом. Предполагает два действия. Первое: мыслительная разбивка объекта на составляющие и отвлечение от некоторых частей в пользу гносеологически ценного конструкта. Второе: наделение результата отвлечения неким онтоло- гическим статусом. Сконструированный идеальный объект (абстракция), полученный в результате анализа свойств, связей, отношений материального объекта, начинает жить собственной жизнью. Затем он «облекается в одежды»
научных понятий и категорий, которые служат для построения гипотез и теорий, входят в формулировки законов. Другими словами, от анализа, с помощью абстракций совершается переход к синтезу.
С точки зрения сторонников платонизма такие объекты существуют изначально, человек не создает их, а открывает. Они – элементы особой реальности, предшествующей реальности материальной, либо существующей параллельно с ней. Следовательно, смысл абстракций обнаруживается не в чувственном мире, а с помощью апелляций к другим абстракциям. Перед нами методология объективного идеализма в его платонистской версии. Номиналисты считают, что абстракции не имеют онтологического содержа- ния, они – лингвистический инструментарий, необходимый для построения теории; смысл абстракций раскрывается в познавательном контексте. С точ- ки зрения концептуалистов, абстракции продукты сознания, мир предстает перед нами в форме различных концептуальных схем. Абстракции можно трактовать как приближения к реальности, способ адаптации к ней, порож- дение новых смыслов, фундамент языка науки, основу моделирования и т. д.
Имеется два основных типа абстрагирования. Первый – абстракция отождествления – позволяет выделить у объектов некоторое общее свойство, относительно которого данные объекты рассматриваются как тождествен- ные. «Плотность», «валентность», «наследственность», «число», «четность» – результат такого отождествления. Второй – изолирующая абстракция – способствует рассмотрению некоторых выделенных свойств и отношений в качестве автономных объектов («соизмеримость», «полнота», «справедли- вость», «эстетичность», «яркость»). В математике используются специфи- ческие типы абстракции – актуальной бесконечности и потенциальной осуществимости. В первом случае отвлекаются от принципиальной невоз- можности зафиксировать и описать каждый элемент бесконечного множест- ва. Одновременно такая задача условно считается решенной: с бесконечными множествами начинаем оперировать как с конечными. Подобная абстракция дает «возможность бесконечное рассматривать как «актуально» данное, как конечное и применять к таким множествам все законы формальной логики, выявленные в результате оперирования с конечным»1. Во втором случае имеет место отвлечение от реальных границ наших конструктивных возмож- ностей, обусловленных пространственно-временными границами. Такая аб- стракция не предполагает
индивидуализации каждого элемента бесконечного множества, не ориентирована на бесконечное число операций. Она исходит из того, что может быть осуществлено любое конечное число операций.
Разновидностью абстрагирования является идеализация. В основе этого метода – идея о чем-то предельном, финитном, совершенном. Результатом этого метода является идеализированный объект, в природе не существую- щий, но вобравший в себя в гипертрофированном виде некоторые реальные свойства и отношения. Примеры таких объектов: «абсолютно непроводящее тело», «идеальный газ», «неизменный вид», «прямая линия», «материальная точка». У этих понятий нет референтов в материальной действительности, с объектами которой они, однако, сопоставимы. Роль таких понятий в по знании огромна. В математике они позволяют производить вычисления с любой наперед заданной точностью. В естествознании – они элемент мысленного эксперимента и атрибут моделирования. С их помощью упро- щаются, схематизируются данные опыта. Благодаря идеализации были совер- шены революционные прорывы в механике (Г. Галилей), электродинамике (М. Фарадей, Дж. К. Максвелл), генетике (Г. Х. Харди, В. Вайнберг), космо- логии (С. Хокинг). Идеализация применима к процессам, условиям задач, измерительным процедурам, методологическим нормам. Фундаментальные схемы, лежащие в основании развитой теории, отмечает В. С. Степин, можно интерпретировать как «предельно идеализированное изображение типовых черт экспериментальных ситуаций, обобщаемых и предсказываемых в рам- ках этой теории»1.
Синтетический характер имеет генетически-конструктивный метод. Суть этого метода в создании идеальных объектов (конструктов) и прове- дение с ними мысленных экспериментов. В данном случае объект действий не высказывания о чем-то эмпирически фиксируемом или теоретически очевидном, а конструирование идеальных сущностей и манипуляции с ними.
Следующий теоретический метод также связан с абстрагированием. Речь идет о формализации, в результате которой осуществляется отвлечение от конкретного содержания некоторого массива знания и перевод его на более точный язык. Например, искусственный (формализованный) язык математи- ки или логики. Язык, в котором все знаки имеют однозначные референты. Формализация позволяет глубже исследовать логические особенности и вы- разительные возможности содержательного знания, уточнить его структуру, компактно репрезентировать ключевые свойства и отношения, присущие исследуемой предметной области. Формализация элиминирует интуитивные представления, сокращает и «сжимает» исходные положения гипотезы или теории, стандартизирует их язык, способствует уточнению понятийно-кате- гориального аппарата. В процессе формализации вводятся дополнительные символические средства,
позволяющие с помощью формальных преобра- зований, получать новую информацию об изучаемом объекте. Особую роль в науке играет дедуктивная формализация, отражающая взаимосвязи между элементами содержательного знания с помощью дедуктивно упорядоченной символической системы. Такая формализация предполагает наличие тер- минов исходных понятий и отношений между ними, переменных и правил построение на их основе формул, введение аксиом и правил вывода, позво- ляющих получать из аксиом теоремы.
При всех преимуществах формализации в точных науках и естество- знании, необходимо помнить о вторичности и искусственности формальных систем, не злоупотребляя ими и не забывая об их связи с конкретикой. Как отмечает Х. Карри, такие системы не приходят к нам первоначально в чистом виде, чтобы потом приобрести интерпретацию. «Скорее наоборот: сначала
мы имеем содержательную дисциплину, а из нее уже с помощью процесса формализации строим формальную систему»2. Философия науки, в лице нео- позитивизма, знает примеры фетишизации данного метода. Тщетными оказа- лись попытки чисто формальными способами решить проблему индукции и элиминации теоретических терминов, дать определение закона природы и научного объяснения. Весьма дискуссионной явилась неопозитивистская трактовка научной теории как эмпирически интерпретируемого формализма. Эти неудачи, отмечает А. А. Ивин, явились результатом «ошибочности фило- софских установок, и прежде всего абсолютизации формальных методов в познании, провозглашения примата формального над содержательным, ста- тичного над динамичным»3.
Спутником формализации является аксиоматический метод, изобре- тенный и успешно апробированный Евклидом. Суть этого метода проста. Берутся первичные утверждения – аксиомы или постулаты. Аксиомы описы- вают нечто, с помощью постулатов нечто конструируется. Мы их принимаем в качестве истинных, не устанавливая каким-либо образом их достоверность, в силу интуитивной очевидности. Затем соглашаемся признавать правильным знание, истинность которого следует из аксиом, определений и тех утвер- ждений, истинность которых установлена с помощью некоторых правил. Такие утверждения называются доказанными положениями – теоремами. «Говоря более общо, если мы устанавливаем в логике или математике какое- либо положение на основании других положений, мы прибегаем к такому способу, как
выведение или дедукция, а о положении, установленном таким способом, говорится, что оно выведено или дедуцировано из других поло- жений»1. Поэтому данный метод также именуют дедуктивно-аксиомати- ческим. Его фундамент составляют первичные термины (их смысл не тре- бует объяснения), заданные с их помощью определения, аксиомы и теоремы. Он обеспечивает четкую связь между используемыми понятиями и выска- зываниями, устраняет многозначность, не оставляет места для интуитивных предпосылок, значительно повышает строгость рассуждений. Данный метод хорошо работает в тех предметных областях, которые могут быть представ- лены в виде формализованных структур. В естественнонаучной теории аксиомы выполняют не только формальную (математическую) и семан- тическую (смысловую) функции, но и физическую. Они определяют физи- ческое содержание и статус первичных понятий внутри физической системы, ориентированы на репрезентацию законов природы. «Аксиоматизировать теорию – значит изложить множество ее первоначальных предположений таким образом, чтобы они: (а) обеспечивали достаточную характеристику
всех основных понятий данной теории и (b) давали в итоге все стандартные утверждения (формулы) данной теории»1.
Результаты чувственного опыта и тем более философские темы и про- граммы с трудом поддаются аксиоматизации. Они содержательно многопла- новые с большой модальной нагрузкой; однозначная связь между ключевыми понятиями не очевидна. Элиминация интуитивных положений часто прин- ципиально невозможна. Формальный аппарат логики и математики – важный инструмент, который ничего не говорит о содержании научной теории. Тео- рия, подчеркивает М. Бунге, включает идеи, которые не освещаются ни в точных науках, ни в специальных эмпирических науках. «Аксиоматическая реконструкция научной теории предполагает определенное число понятий и гипотез, которые, будучи далеко не чисто формальными или синтаксичес- кими, все же являются намного более общими и важными, чтобы быть част- ным свойством любой конкретной науки. Это определенные философские идеи, такие, как идеи значения и истины, а также некоторые протофизи- ческие идеи – как, например, идеи системы и времени»2.
Об ограниченности данного метода свидетельствует теорема К. Геделя:
всякая система, средствами которой можно построить арифметику, – су- щественно неполна, для любой непротиворечивой системы аксиом, имеются истинные предложения, не выводимые из аксиом этой системы. Методоло- гическая заслуга Геделя в том, что привлек внимание к поразительному факту: «можно доказать в качестве теоремы невозможность доказательства некоторых утверждений средствами данной системы»