Файл: Лекция по дисциплине История и философия науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 624

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Определение философии. Философия и мировоззрение

Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.

Функции науки

Выводы

В. В. Волошин

Лекция

по дисциплине «История и философия науки»

Определение ключевых эпистемологических категорий

Типология знания. Эпистемологическая специфика науки

Выводы

Онтология бытия и онтология реальности

Онтология и язык

Что такое сознания и как оно существует?

ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ

Лекция

Донецк, 2022

Альтернативы реальности: множественные и возможные миры

Выводы к теме 3

ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Доклассическая наука: античность

Доклассическая наука: Средневековье

Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)

Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)

Выводы

В. В. Волошин

Лекция

3 76 лет, прошедшие после окончания войны, характеризуются в истории науки событийным многообразием, содержательной «плотностью», революционными изменениями в самой ткани познавательной деятельности, трансформациями науки как формы общественного сознания. Это позволяет, вслед за В. С. Степиным, рассматривать послевоенную науку как уникальное явление в жизни цивилизации и присвоить ей новое имя – постнеклассическая. Есть аргументы и в пользу другого тезиса: послевоенная неклассическая наука претерпела существенные изменения, но ее фундамент остался прежним, и нет необходимости дробить ХХ столетие на два автономных периода. Аберрация близости не позволяет пока адекватно оценить процессы, происходившие в минувшем столетии, тем более, имеющие место сейчас. Поэтому уместно ограничиться нейтральными терминами: «современный этап в развитии неклассической науки» или «современная наука». Период 1945–2021 годов отличается временной «компактностью» и столь сложной событийной архитектурой, что разбить его на промежутки – невозможно. Выделим несколько взаимодействующих трендов, ключевых концептуальных структур, знаковых событийных массивов современной научной жизни. Их анализ позволит репрезентировать образы той науки, которая создавалась и создается на наших глазах. Рассмотрим 1) эволюцию современной физики и содержание Стандартной модели (СМ), 2) историю освоения космического пространства и достижения новейшей космологии, 3) компьютеризацию и изменения в информационно-коммуникационной сфере. Из трех основных структурных элементов теоретической физики – классической механики, релятивистской механики (СТО, ОТО), квантовой механики – наибольшие успехи были достигнуты в области последней. Говоря о структуре современной физики необходимо иметь в виду, что ее деление на дисциплины проводится по различным критериям и весьма вариативно. Например, по объекту физику можно поделить на физику элементарных частиц (ФЭЧ) и полей; ядра и плазмы; атомов и молекул; твердых, жидких, газообразных тел. Бурное развитие в последние десятилетия получила физика высоких энергий – раздел ФЭЧ. Квантовая механика описывает явления микроскопического масштаба, обусловленные существованием наименьшего кванта действия (h). Это явления излучения, феномены атомной и ядерной физики, физики конден сированных сред и т. д. Основой ФЭЧ, которая занимается описанием элементарных частиц (из них, в том числе, состоят ядра атомов), их взаимодействий (и взаимопревращений), является квантовая теория поля (КТП). В ней квантовые принципы экстраполируются на системы с бесконечным числом степеней свободы. Такие системы именуются «физическими полями». Они были известны уже классической физике XIX века. Квантовое поле – фундаментальная форма материи, основа ее конкретных проявлений. Понятие поля возникает при отказе от принципа дальнодействия. Этого требует СТО с ее положением о постоянстве скорости света. «Считая, что пространство между частицами заполнено полем, мы возлагаем на поле функцию передачи возмущений с конечной скоростью от одной частицы к другой»1. Вклад в изучение квантовых полей внесли Н. Н. Боголюбов, С. Вайнберг, Д. Д. Иваненко, Р. Миллс, Р. Фейнман, В. А. Фок, Ч. Янг и др. Частицы обладают следующими свойствами: масса (измеряется в энергетической шкале), спин, наличие электрического заряда, время жизни (абсолютно стабильными являются электрон, протон, фотон, электронное нейтрино, а также их античастицы). Нестабильность частиц – важнейшее свойство микромира. Частицы взаимопревращаются и взаимодействуют. Взаимопревращения частиц возможны, только если они не запрещены законами сохранения (энергии, импульса, электрического заряда и т. д.). Эти законы – следствие тех или иных симметрий. Например, закон сохранения энергии – проявление симметрии относительно непрерывной операции сдвига времени. Взаимодействий в природе четыре: электромагнитное, слабое, сильное, гравитационное. Довоенная физика знала только первое и последнее. СМ – квантовополевая калибровочная теория, формирование которой началось в 50-е гг. и завершилось в 70-е гг. Она описывает три взаимодействия всех частиц. Вне ее компетенции находится гравитация, а также темная материя и темная энергия. Появление СМ связано с реализацией США и СССР проектов по созданию атомного и термоядерного оружия. «В терминах акторно-сетевой теории (АСТ), наверное, допустимо сказать, что акторами или актантами в процессе создания СМ были, помимо прочих, атомная и водородная бомбы, а также большие ускорители заряженных частиц и соответствующие детекторы. Можно говорить и о других, более общих, «внешних» социокультурных факторах, таких как начавшаяся в 1946 г. холодная война и характерный для 1950-60-х гг. культ атома (или ядерный культ)»2. Переносчиками взаимодействий являются бозоны (спин целый, равен 1; у фермионов – полуцелый спин). Фотон – квант света – переносчик электромагнитного взаимодействия. Это безмассовая, нейтральная, стабильная частица, известная уже более ста лет. Не будем забывать, о корпускулярно-волновом дуализме: фотон еще и поперечная волна. КТП электромагнитного взаимодействия именуется квантовой электродинамикой. Ее основы были заложены П. Дираком в 20-е гг., оформилась она в 40-е гг. (Р. Фейнман, Ю. Швингер, В. А. Фок). С именем Фейнмана связывают рождение нанотехнологий – области науки и техники, изучающей, проектирующей, применяющей объекты, имеющие масштаб 1–100 нм. Наноматериалы широко используются в микроэлектронике, робототехнике, медицине, фармакологии, химии и биологии. Благодаря сильному взаимодействию образуются атомные ядра. Его переносчиком являются безмассовые глюоны (от английского «клей»). Их восемь типов. Предсказаны М. Гелл-Манном и Дж. Цвейгом (1964), обнаружены экспериментально в 1979 г. Данное взаимодействие описывает квантовая хромодинамика. Ее главный «персонаж» – кварки – фундаментальные (бесструктурные) частицы из семейства фермионов. Именно они «склеиваются», образуя нуклоны – протоны и нейтроны. Всего три поколения кварков (в каждом по два типа – «аромата»): верхний и нижний; странный и очарованный, прелестный и истинный (необычные для физики наименования). Ароматы – это квантовые числа, характеризующие кварки и лептоны. Наличие первых трех типов было теоретически обосновано Гелл-Манном и Цвейгом (1964), последний и самый массивный кварк – истинный – обнаружен в 1994–1995 гг. Время жизни этого кварка всего 5 × 10–25 с. Кварки различают не только по аромату, но и «цвету» (отсюда – «хромодинамика»). Это условно желтый, синий и красный цвета. Каждый аромат кварка может проявляться в трех различных цветовых состояниях, характеризуемых одинаковыми массами, электрическими зарядами и другими свойствами. Антикварки тоже имеют цвета, точнее, антицвета. Число кварков, включая антикварки, таким образом, равно 36. Нуклоны состоят только из самых «легких» кварков первого поколения: протон – из двух верхних и одного нижнего, нейтрон – из двух нижних и одного верхнего. Из кварков (и антикварков) состоят и другие «составные» частицы, подверженные сильному взаимодействию (их именуют адронами). Наличие особенной «цветной» симметрии предопределяет то, что «все наблюдаемые адроны являются связанными состояниями либо трех кварков, либо кварка и антикварка. Ненарушенность цветной симметрии ответственна за то, что свободные кварки и (цветные) глюоны не наблюдаются»1. Т. е., получить «чистые» кварки нельзя. Об их наличии мы знаем косвенно, они, скорее, математические объекты. «Вырвать» кварки, например, из протона – невозможно; чем дальше кварки друг от друга, тем сильнее они взаимодействуют благодаря глюонам. Это явление именуется конфайнментом (удержанием). Наряду с кварками, бесструктурными фермионами – частицами вещества – являются лептоны. Их тоже шесть, и тоже три поколения. Первое – электрон и электронное нейтрино (предсказано в 30-е гг., обнаруже-но в 1956 г.), второе – мюон (1936) и мюонное нейтрино (1964), третье – тау-лептон (1965) и тау-нейтрино (2000). Нейтрино – таинственный объект мироздания, родившийся в первую секунду жизни Вселенной и имеющий удивительную проникающую способность. А. Мак-Дональд и Т. Кадзита (2015) доказали наличие нейтринных осцилляций. Это свидетельствует: нейтрино имеет массу, правда, в миллион раз меньше массы электрона. Слабое взаимодействие значительно уступает в интенсивности сильному и электромагнитному. Его уникальная особенность – нарушение ряда законов сохранения. Как и сильное взаимодействие – оно короткодействующее (проявляется в масштабах, меньших размера атомного ядра). В слабом взаимодействии участвуют все фермионы, они обмениваются энергией, массой и т. д., превращаясь друг в друга. Процессы, «инициированные» этим взаимодействием протекают медленно, имеют меньшие вероятности. Однако оно слабо лишь при сравнительно низких энергиях взаимодействующих частиц. При высоких энергиях оно «становится даже несколько сильнее электромагнитного»1. Слабое взаимодействие обеспечивает водородный цикл – последовательность термоядерных реакций в звездах, приводящий к превращению водорода в гелий без участия катализаторов. Этот процесс – основа эволюции звезд, источник их энергии, препятствие для стабильности и широкого распространения «нежелательных» для обычного вещества частиц (мюоны, π-мезоны и т. д.). Переносчиками данного взаимодействия являются бозоны W +, W –, Z 0, открытые в 1983 г. Они, в отличие от фотонов и глюонов, имеют массу. Первая попытка объяснить превращения нуклонов при бета-распаде (самый распространенный процесс при данном взаимодействии) была предпринята Э. Ферми (1934). Вклад в исследование слабого взаимодействия в 50-е гг. внесли Ли Цзундао, Янг Чженьнин, М. Гелл-Манн, Р. Фейнман, Р. Маршак, Л. Д. Ландау. В 1968 г. С. Вайнберг, Ш. Глэшоу и А. Салам разработали теорию, в которой электромагнитное и слабое взаимодействия получили общее описание. При высоких энергиях они представляют собой единое электрослабое взаимодействие. Последняя, предсказанная СМ еще в 1964 г., частица – бозон Хиггса – экспериментально обнаружена на Большом адронном коллайдере (БАК) в 2012 г. Названа в честь шотландского физика Питера Хиггса. Этот бозон – единственная скалярная фундаментальная частица (остальные – векторные) с нулевым спином. Т. е. она остается неизменной при вращении или при движении относительно некоторой системы отсчета. Хиггсовский бозон имеет огромную по меркам микромира массу. Он обеспечивает механизм спонтанного нарушения электрослабой симметрии, объясняет наличие массы у W +, W –, Z 0 бозонов, кварков и лептонов, и отсутствие массы у фотона и глюонов. Поле Хиггса пронизывает вакуум и превращает его в нечто, напоминающее вязкую «жидкость». Частицы, несущие слабый заряд взаимодействуют с этой «жидкостью» и теряют скорость. «Такое замедление говорит об обретении частицами массы – ведь безмассовые частицы путешествуют сквозь вакуум со скоростью света»2. БАК, на котором был обнаружен бозон Хиггса, пожалуй, наиболее значимое творение научно-технической мысли XXI века. Сооружение этого гигантского ускорителя заряженных частиц было завершено в 2008 г. БАК, расположенный на границе Франции и Швейцарии, – международный проект под эгидой Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН), основанной в 1954 г. Длина туннеля 26,7 км, глубина 150– 175 м. Вдоль двух параллельных кольцевых каналов расположено более 1600 сверхпроводящих магнитов. Они работают при температуре менее 2 К. После разгона по туннелю протоны движутся со скоростью всего на 3 метра в секунду медленнее, чем свет. Ученые почти 100 государств, проделывают на БАКе колоссальную работу. Например, в 2012 г. они проанализировали 6 × 1015 только протон-протонных столкновений3. Гравитационное взаимодействие (сила тяготения), наряду с электромагнитным взаимодействием, – дальнодействующее, но необычайно слабое. Гравитация слабее электрических сил на число N, которое составляет 1046. N измеряет слабость притяжения в масштабе атома. Известные всем черные дыры – объекты, в которых тяготение подавляет все другие силы, ни один фотон не может вырваться из черной дыры. Для того чтобы сформировалась черная дыра, размером с атом, 1036 атомов должны сжаться до размеров одного. Будь N хоть немного меньше, «могла бы существовать только короткоживущая миниатюрная вселенная: ни одно существо не могло бы стать больше насекомого, и времени на биологическую эволюцию не хватило»3. Переносчик гравитационного взаимодействия науке не известен. Гипотетические кванты возмущений в гравитационном поле именуют гравитонами. Согласно квантовой теории, электромагнитное поле квантуется на отдельные элементы – фотоны. «При разложении поля на его частотные составляющие, компонента с частотой v может входить в это разложение только в виде целого числа фотонов, каждый с энергией равной hv. Предполагается, что аналогичные правила должны быть также применимы и к гравитационному полю. Один гравитон – это минимальная единица кривизны, допускаемая квантовой теорией»1, – пишет лауреат Нобелевской премии по физике 2020 г. Р. Пенроуз. Из гравитонов состоят гравитационные волны – своего рода, «рябь» пространства-времени, наличие которой предсказывает ОТО. «Рябь» порождается очень массивными объектами, и распространяются со скоростью света. Гравитационные волны были экспериментально обнаружены в 2015 г. детекторами обсерватории LIGO (Б. Бэриш, Р. Вайс, К. Торн). Освоение космоса – триумф теоретической, экспериментальной и инструментальной науки. Оно началось в СССР запуском первого искусственного спутника (1957), достижением поверхности Луны автоматической станцией «Луна-2» и фотографированием ее обратной стороны «Луной-3» (1959). Советский Союз выполнил первый орбитальный пилотируемый космический полет (Ю. А. Гагарин, 1961); осуществил первый полет женщины-космонавта (В. В. Терешкова, 1962) и выход в открытый космос (А. А. Леонов, 1965). Ключевая фигура начального этапа освоения космоса – С. П. Королев – выдающийся ученый и конструктор. Советский космический аппарат «Венера-3» совершил жесткую посадку на ближайшую к нам планету (1965), а спускаемый аппарат «Марс-3» – мягкую посадку на поверхность «красной планеты» (1971). В настоящее время (февраль 2021 г.) на Марсе работает несколько автоматических станций. У СССР был соперник – США. Конкуренция двух великих космических держав оказалась продуктивной. Первый пилотируемый полет НАСА осуществлен в 1962 г. (Дж. Глен). В 1969 г. астронавты Н. Армстронг и Б. Олдрин совершили посадку на поверхность Луны. С 1998 г. и до сегодняшнего дня на орбите постоянно функционирует пилотируемая Международная космическая станция – проект 14 государств. В его реализации ведущую роль играет Россия. США только в 2020 г. возобновили полеты своих пилотируемых космических кораблей. С 2003 г. такие полеты осуществляет Китай. Отметим, что китайская автоматическая станция «Чанъэ-4» совершила мягкую посадку на обратной стороне Луны (2019). США преуспели в деле покорения «дальнего» космоса. Аппарат «Пионер-10» пролетел мимо Юпитера (1973), «Маринер-10» – Меркурия (1974), «Пионер-11» – Сатурна (1979). С 1977 г. до сегодняшнего дня исследуют Солнечную систему зонды «Вояджер-1» и «Вояджер-2». Они сделали качественные снимки Юпитера, Сатурна и их спутников (1979–1980), Урана (1986) и Нептуна (1989). Благодаря гравитационному маневру «Вояджеры» развили огромную скорость (сейчас составляет около 16 км/с) и достигли пояса Койпера. Он находится от нас на расстоянии 30–55 астрономических единиц (а. е.). Одна а. е. равна 150 млн. км (расстояние между Землей и Солнцем). В 2012 г. «Вояджер-1» вышел на границу межзвездного пространства. В ноябре 2020 г. он находился на расстоянии 141 а. е. от Земли; «Вояджер-2» – 117 а. е. Когда-то зонды достигнут границ облака Оорта – сферической области, находящейся на расстоянии 50000 – 150000 а. е. Гипотеза о существовании этой области Солнечной системы выдвинута в 1950 г. нидерландским астрономом Я. Оортом. Основными «обитателями» облака являются кометы. Иногда они, под действием темной материи, покидают свою обитель и оправляются в центральную часть Солнечной системы. 66 млн. лет назад одна из комет столкнулась с Землей. Это имело катастрофические последствия для жизни на нашей планете, в частности, привело к гибели динозавров. Л. Рэндалл предположила, что массовые вымирания биологических видов, происходящие с определенной периодичностью, связаны с «визитами» комет из облака Оорта2. В 2006 г. НАСА запустило межпланетную станцию «Новые горизонты», которая в 2015 г. провела исследования Плутона и его спутников. В 2018 г. зонд «Паркер» приблизился к Солнцу на рекордное расстояние – 15 млн. км. Успешным является совместный проект НАСА и Европейского космического агентства (ЕКА) «Кассини-Гюйгенс». Орбитальная станция «Кассини» стала первым искусственным спутником Сатурна (2004), зонд «Гюйгенс» совершил единственную в истории мягкую посадку на объект Внешней Солнечной системы – крупнейший спутник Сатурна Титан. В 2005 г. японский зонд «Хаябуса» доставил на землю образцы грунта с астероида Итокава, а в 2020 г. зонд «Хаябуса-2» – с астероида Рюгу. Межпланетная автоматическая станция ЕКА «Розетта» в 2014 г. совершила первую в истории посадку аппарата на поверхность кометы – 67Р / Чурюмова – Герасименко. В 2025 г. должен достигнуть поверхности Меркурия, запущенный ЕКА и Японией аппарат «Бепи Коломбо». Большую роль в развитии астрономии (и ее разделов – астрофизики, космологии, космохимии), а также физики играют аппараты на орбите Земли. Это обсерватория COBE – Cosmic Background Explorer (выведена на орбиту в 1989), телескоп «Хаббл» (1990 г.), гамма-обсерватория «Комптон» (1991), рентгеновская обсерватория «Чандра» (1999), аппарат WMAP – Wilkinson Microwave Anisotropy Probe (2001), инфракрасный телескоп «Спитцер» (2003), телескоп «Кеплер» (2009), радиообсерватория ЕКА «Планк» (2009), российский радиоинтерферометр «Радиоастрон» (2011), российско-германская астрофизическая обсерватория «Спектр-РГ» (2019). На 2021 г. НАСА и ЕАК планируют запуск орбитальной инфракрасной обсерватории «Джеймс Уэбб». Космические исследования позволяют наблюдать Вселенную в очень широком диапазоне волн. Теперь, когда не мешает земная атмосфера, надежность результатов астрономических наблюдений сравнима с результатами лабораторных опытов. Важные открытия были сделаны в космологии, которая теснейшим образом взаимодействует с квантовой механикой и КТП. В 1948 г. Г. А. Гамов выдвинул теорию «горячей Вселенной», предсказав реликтовое излучение – остаточное излучение, возникшее на ранней стадии расширения Вселенной, имевшей сингулярное начало. В 1965 г. А. Пензиас и Р. Вильсон зафиксировали реликтовое излучение (космическое микроволновое фоновое излучение), равномерно заполняющее Вселенную. Его температура – 2,725 К (-270,4 C). Это открытие подтверждало теории нестационарной эволюционирующей Вселенной и Большого взрыва. Я. Б. Зельдович и Р. А. Сюняев в 1969 г. установили изменение интенсивности излучения реликтового фона. С помощью эффекта Сюняева – Зельдовича можно измерять диаметр скопления галактик, а затем строить шкалы расстояний во Вселенной. В 1992 г. российскими учеными с помощью спутника «Реликт» открыта анизотропия реликтового излучения (разница температуры в различных направлениях на небе). Тот же результат был получен COBE и WMAP. Анализ анизотропии дает информацию о рождении мироздания и его текущем состоянии, позволяет строить модели Вселенной. В 70-е гг. советские и американские астрономы обнаружили доказательства, предсказанной Ф. Цвикки в 1932 г., «скрытой массы» или темной материи. Имеется, как минимум, десять независимых свидетельств ее существования: движение галактик в скоплениях и их плоские кривые вращения, горячий газ в скоплениях, гравитационное линзирование и т. д.1 В начале 80-х годов А. Д. Линде, В. Ф. Муханов, А. А. Старобинский (СССР), А. Гут (США) формулируют гипотезу инфляционного периода в истории Вселенной. Он начался через 10–43 с после появления классического пространства-времени. В интервале от 10–43 до 10–36 с происходило экспоненциальное раздувание Вселенной. После этого началось возрастание энтропии и рождение частиц. Что представляло собой мироздание до этого (и было ли это чем-то), наука ответить не может. При «Большом взрыве» (ясно, что это метафора) вакуумоподобная материя («ложный вакуум») имела планковские энергию (2 × 109 Дж или 1019 ГэВ), радиус (10−35 м), температуру (1032 К), плотность (1097 кг/м³). Другие планковские величины2: масса – 2 × 10−8 кг., время – 5,4 × 10−44 с. При такой огромной плотности пространство и время, вероятно, квантуются, а вещество находится в состоянии «кипящего вакуума». Такой вакуум способен порождать «пузыри» – раздувающиеся вселенные, подобные нашей Вселенной, или живущие по другим физическим законам. В 1998–1999 гг., благодаря наблюдениям за вспышками далеких сверхновых, было установлено, что Вселенная расширяется с ускорением (А. Рис, С. Перлмуттер, Б. Шмидт). Это свидетельствовало о наличии некой субстанции нового типа, которая обладает гравитационным отталкиванием (антитяготением) и доминирует во Вселенной. Субстанция была названа темной энергией. В ее пользу свидетельствовали анизотропия реликтового излучения и возраст старых шаровых звездных скоплений (12 – 13 млрд. лет), которые «всего» на один миллиард лет младше Вселенной. Рассмотренные выше открытия и гипотезы нашли отражение в стандартной ΛCDM (Lambda-Cold Dark Matter) космологической модели. Напомним, Λ – космологическая постоянная. Ее величина соответствует плотности энергии вакуума (темной энергии) и составляет 10−29 г/см³. Темная энергия (70% состава Вселенной) – невидимая космическая субстанция, физическая природа и структура которой неизвестна. Она имеет положительную плотность и отрицательное давление (обладает антигравитацией). Видимо, благодаря ей Вселенная, являющаяся плоской, изотропной, однородной (космологический принцип), ускоренно расширяется. Cold Dark Matter – темная материя (25% состава Вселенной), как и темная энергия, ничего не излучает и не поглощает, являясь невидимой (поэтому ее пока невозможно обнаружить). Темная материя обладает гравитацией и концентрируется вблизи значительных масс барионного вещества, составляющего 4–5% состава Вселенной. Из них лишь 0,5% – это звезды, 0,3% – нейтрино. Остальное – свободные водород и гелий. Тяжелые химические элементы составляют

1. Философия науки: возникновение, направления Есть все основания связывать рождение философии науки (далее – ФН) с британским мыслителем Уильямом Хьюэллом (Уэвеллом), опубли- ковавшем в 1840 г. труд «Философия индуктивных наук, опирающаяся на их историю». Название работы свидетельствует: философия и история – тесно связаны, «ИФН» и «ФН» условно можно считать равнозначными.У популяризатора термина «ФН» Е. Дюринга есть серьезный конку- рент1 – У. Хьюэлл. Он пишет: «Выявление и рассмотрение фундамен- тальных идей каждой науки можно с полным правом назвать философиейтакой науки. Эти идеи содержат в себе элементы тех истин, которые открывает и формулирует наука; и в мире вообще, и в мышлении каждого отдельного ученого наиболее важные шаги заключаются во все более яс- ном осознании этих идей и в приведении их в соответствие с наблюдаемы- ми фактами». Хьюэлл актуализирует вопрос И. Канта – «Какова природа познания?», дает систематический и глубокий обзор истории физических наук. Цель новой дисциплины он видит в проникновении в сущность и условия подлинного познания, в открытии новых истин. Практическими же «результатами философии науки должны быть скорее классификация и анализ, а не предписания и метод»2.Хьюэлл входил в сообщество выдающихся интеллектуалов своего вре- мени: астроном Дж. Гершель, эволюционный геолог Ч. Лайель, математик Ч. Бэббидж, поэт-романтик С. Кольридж; Ч. Дарвин и М. Фарадей (не нуж- даются в представлении). Хьюэлл придумал термины «ученый», «катод»,«анод», «электрод», «катастрофизм» «униформизм». Он изобретал терми- нологию в самых разных областях. «Тем самым Хьюэлл наглядно про- демонстрировал ту роль, которую может играть философ науки в самой науке. Он способствовал развитию этой науки, он способствовал концеп- туализации тех экспериментальных явлений, которые ученые наблюдали, конструировали в лаборатории, но не знали, как назвать»3.В отличие от своего современника О. Конта, Хьюэлл не видит основа- ний для того, чтобы ученый не доверял богослову или философу, ибо доказательства неизбежности краха метафизики отсутствуют. «Нет науки, в которой открытие законов явлений, раз оно началось, осуществлялось бы независимо от обсуждения идей, которые должны быть названы метафизи- ческими, если уж их как-то надо называть. Нет науки, в которой выра- жение законов явлений можно было бы отделить от идей, занявших свое место в науке благодаря метафизическим соображениям. Нет науки, в1 На роль автора словосочетания «философия науки» претендует также физик А.-М. Ампер.2 См.: Хьюэлл У. Истории индуктивных наук // Эпистемология и философия науки. 2015.№ 1. С. 243; Хьюэлл У. Философия индуктивных наук, опирающаяся на их историю // Эписте- мология и философия науки. 2014. № 2. С. 208, 211.3 Касавин И. Т. Рождение философии науки из духа Викторианской эпохи // Эпистемология и философия науки. 2019. № 1. С. 31.которой самое активное исследование идей происходило бы до или после первого открытия законов явлений»4.Наряду с Хьюэллом, у истоков ФН стояли О. Конт, Дж. Гершель, У. Джевонс, П. Дюгем, Ч. Пирс, А. Пуанкаре. Рефлексия философов над наукой и ученых над философией, начавшаяся 180 лет назад привела к появлению ряда относительно автономных направлений. Дадим харак- теристику тем из них, которым не отводятся отдельные подразделы.Неокантианская ФН сложилась на рубеже XIX – ХХ в. Ее предста- вители (В. Дильтей, Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер; В. Виндельбанд, Г. Риккерт) исходили из того, что целью науки является не поиск сущности объектов исследования, а установление функциональных связей между ними. Содержание науки формируют не столько факты, сколько способы их унификации. ФН должна быть теорией познания и методологией, пре- ломленными сквозь аксиологическую призму. Задачи ФН – адаптировать концепции исторической динамики научного познания, поставить вопрос о соотношении его рациональных и исторических параметров. Неокантиан- цами проведена четкая демаркация «наук о природе» и «наук о духе»,«объясняющего» естествознания и «понимающих» социально-гуманитар- ных дисциплин. В. Виндельбанд предложил разграничить номотетические методы естествознания и идиографические методы исторических наук. У Г. Риккерта под природой и историей «разумеются не две различные реальности, но одна и та же действительность, рассматриваемая с двух различных точек зрения»5. Он переименовывает номотетический метод в генерализирующий, а идеографический – в индивидуализирующий. Такая дихотомия является искусственной и логически уязвимой. «Единичные и общие признаки существуют и в натуре, и в культуре, а методы обобщения и индивидуации работают в науках и о натуре, и о культуре»6. Идеи нео- кантианцев не утратили актуальности. Например, программу преодоления разрыва между двумя «науками» с помощью метода интерпретационных конструктов разрабатывает современный немецкий философ науки и тех- ники Х. Ленк.Во Франции, подарившей миру одного из крупнейших историков науки А. Койре, с начала ХХ века ведущим направлением является ис- торическая эпистемология. Ее основатель А. Рей утверждал: изучение истории науки, эволюции инструментов мышления предшествует ее фило- софскому постижению. Философ должен быть, прежде всего, скрупулез- ным и преданным своей профессии историком. Задача историка тяжела, ибо наука многовекторна. Другой представитель данного направления – Г. Башляр – отмечал: «Научная истина – это понятая истина. Из одной истинной идеи, понятой в качестве истинной, нельзя вывести ложную идею. Темпоральность науки проявляется в росте числа истин, углублении4 Хьюэлл У. Конт и позитивизм // Эпистемология и философия науки. 2017. № 4. С. 211.5 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 75.6 Левин Г. Д. Номотетический и идиографический методы познания. Современный взгляд // Эпистемология: перспективы развития. М., 2012. С. 459.соотношения этих истин друг с другом. История науки – рассказ об этом росте и углублении»7. Известными эпистемологами были Л. Брюнсвик, Ж. Кангилем, М. Фуко. Во Франции термин «эпистемология» до сих пор отождествляют с термином «ФН»; эпистемология противопоставляется общей (ненаучной) теории познания.Кратко сформулируем содержание и задачи данного направления: Наука представляет собой квинтэссенцию человеческой познава- тельной деятельности, а содержание научных теорий – ее основной резуль- тат. Поэтому история становления научных теорий и развития научных дисциплин является основным рабочим материалом, анализируя который можно сделать выводы относительно человеческого разума, не полагаясь при этом на безосновательные умозрения. Необходимо переосмыслить позитивизм, определить роль филосо- фии по отношению к естественным наукам. Создание общей ФН невозможно, т. к. каждая научная дисциплина обладает своим предметом и методологией, которые постоянно трансфор- мируются. Речь может идти только о философии отдельных наук. Целесообразно отказаться от метафизики как устаревшей догма- тичной формы философского познания. Унифицированная методология устарела. Она навязывает наукам нормативную модель развития, что противоречит сути научного поиска8. Данная программа имеет ряд недостатков: дисциплинарный «сепара- тизм», устранение логико-методологических стандартов и философского базиса. Историческая эпистемология – это «концептуальное пространство, лишенное строгих границ и четких очертаний, где размещаются вслед- ствие отказа от фундаментальных философских очевидностей в отношении знания его новые проблематизации и где пытаются с ними каким-то обра- зом работать, в том числе в режиме радикального теоретического вообра- жения и экспериментирования»9.Существенное влияние на развитие ФН оказала аналитическая фи- лософия, которая начинает формироваться в конце ХIХ века. Термин утвердился в 50-е гг. прошлого века. Основатели аналитической филосо- фии – Г. Фреге, Б. Рассел, Дж. Мур, Л. Витгенштейн. Они сформулировали важнейшие научно-философские проблемы соответствия 1) чувственного данного физическому объекту и 2) структуры мышления и языка структуре мира в целом. Аналитическая философия – многогранна. Ее определяют по-разному – как совокупность установок, метаметодологию, особый стиль мышления, разновидность сциентистской философии и т. д.«Библия» аналитической философии – опубликованный в 1921 г.7 Башляр Г. Актуальность истории науки // Эпистемология и философия науки. 2016. № 2.С. 222.8 См.: Соколова Т. Д. Историческая эпистемология во Франции: к истории формирования дисциплины // Эпистемология и философия науки. 2019. № 1. С. 150–168.9 Гавриленко С. М. Историческая эпистемология: зона неопределенности и пространство теоретического воображения // Эпистемология и философия науки. 2017. № 2. С. 26.(Германия) и 1922 г. (Англия) «Логико-философский трактат» Л. Витген- штейна. Его влияние на сциентистскую философию огромно, до сегод- няшнего дня это самый цитируемый в англоязычном мире философский труд. «Трактат» состоит из семи кратких, но содержательно чрезвычайно глубоких, пронумерованных утверждений («афоризмов») с комментариями и комментариями к комментариям.Приведем ключевые афоризмы: Мир есть все то, что имеет место. Мир – совокупность фактов, а не предметов. 1.13. Мир есть факты в логическом пространстве.1.2 Мир членится на факты. То, что имеет место – факт, – есть совокупность позиций. 2.01. Позиция определяется связями между объектами (предметами, вещами).2.014. Объекты содержат возможности всех ситуаций.2.02. Объекты просты. Объекты образуют субстанцию мира. Очевидно, что мир воображаемый, сколько угодно отличный от реального, должен иметь с последним нечто общее – форму. 2.04. Совокупность текущих позиций и есть мир.2.063. Реальность в целом есть мир. Мы создаем себе картину фактов. 2.221. То, что отображает картина, есть ее смысл. Логической картиной фактов служит мысль. В суждении мысль находит выражение, доступное органам чувств. Совокупность истинных мыслей есть картина мира. Мысль содержит возможность ситуации, которая ею мыслится. Что мыслимо – то возможно. Мысль не может быть нелогичной, поскольку иначе мы должны были бы мыслить нелогично. 3.203. Имя означает объект. Объект есть его значение.3.3. Лишь суждения обладают смыслом; имя приобретает значение только в контексте суждения.3.41. Пропозициональный знак (суждение–естьзнак–В.В.)с логи- ческими координатами образует логическое место. Мысль есть суждение, наделенное смыслом. Совокупность суждений есть язык. <…> Язык облекает мысли в разные одежды <…>. Большинство суждений и вопросов об объектах философских не ложны, но бессмысленны. 4.01. Суждение есть картина реальности. Суждение представляет мо- дель реальности, какой мы воображаем себе последнюю. Суждение представляет существование или не-существование по- зиции. 4.11. Совокупность истинных суждений есть наука в ее полноте (сводестественных наук). Философия не принадлежит к естественным наукам. (Слово «философия» должно обозначать нечто, чье место выше или ниже естественных наук, а не рядом с ними). Цель философии – логическое прояснение мыслей. Философия – не учение, а деятельность. Философская работа состоит прежде всего в объяснении. Философия не сводится к «философским суждениям», но служит прояснению суждений. Без философии наши мысли туманны и неотчетливы; ее задача – прояснить мысли и придать им четкие границы. Философия ставит пределы спорной территории естественных наук. Она должна ставить пределы мыслимому и, в процессе поста- новки пределов, также тому, что не мыслимо. Она должна ставить пределы тому, что не мыслимо, посредством преодоления мыслимого. Она обозначает то, что не может быть сказано, ясно представляя то, что может быть сказано. 4.12. Суждения могут представлять реальность в ее полноте, но не мо- гут представлять то общее, что они должны иметь с реальностью, чтобы обладать способностью ее представлять – логическую форму. Чтобы пред- ставлять логическую форму мы должны вынести суждения куда-то за пре- делы логики, то есть за пределы мира.4.121. <…> Что находит свое отражение в языке, язык не может пред- ставлять. Что выражает себя в языке, мы не можем выразить посредством языка <…>. Возможность истинности элементарных суждений означает воз- можность существования или не-существования позиций. Суждение есть выражение соотнесенности или несоотнесенности с возможностями истинности элементарных суждений. 4.462 Тавтология и противоречие не могут быть картинами реаль- ности. Они не отображают возможные ситуации. Потому что первая признает все возможные ситуации, а последняя не признает ни одну.4.464. Истинность тавтологии достоверна, суждения – возможна, про- тиворечия – невозможна. Суждение – функция истинности элементарных суждений. (Элемен- тарное суждение есть собственная функция истинности). 5.01. Элементарные суждения выступают аргументами истинности суждений.5.3. Все суждения суть результаты истинностных действий над эле- ментарными суждениями.5.6. Границы моего языка суть границы мира. Логика заполняет мир: пределы мира являются ее пределами. Это замечание дает ключ к пониманию того, насколько истинен солипсизм. Мир – мой мир: это проявляется в том факте, что границы языка (языка, который понимаю я один) означает границы моего мира. Я есть мой мир. (Микрокосм.) 5.632. Субъект не принадлежит миру; скорее, он предел мира.5.634. <…> Никакая часть нашего опыта не является априорной. Все, что мы видим, может быть иным. Все, что мы способны описать, может быть иным. Не существует априорного порядка мироздания.5.64. <…> Солипсизм, когда ему следуют строго, совпадает с чистым реализмом. «Я» солипсиста сжимается в точку, не имеющую расширения, и остается реальность, с ним соотнесенная.5641. <…> Философское «Я» – не человеческое существо, не челове- ческая душа, с которой имеет дело психология, но скорее, метафизический субъект, предел мира – а не его часть. В общем виде функция истинности представляется как [р, ξ, N (ξ)]10. Логические суждения суть тавтология. 6.13. Логика не учение, а зеркальное отражение мира. Логика транс- цендентальная.6.2. Математика есть метод логики. Суждения математики – уравне- ния, которые являются псевдосуждениями.6.21. Математические суждения не выражают мысль. <…> Невозможны априорные законы. Закон причинности есть не закон, а форма закона. 6.341. Ньютоновская механика предусматривает общую форму описа- ния мироздания.6.343. Механика – попытка сконструировать согласно единому плану все истинные суждения, которые требуются для описания мира.6.3431. Законы физики, со всем их логическим аппаратом, говорят, пусть не впрямую, об объектах мира.6.371. Все современные представления о мире основаны на иллюзии, будто так называемые законы природы объясняют природные феномены. Смысл мира должен находиться за пределами мира. В мире все есть, как оно есть, и случается все, как случается; в нем не существует ценности – а если бы она и была, то не имела бы ценности. Невозможны этические суждения. Ведь суждения не могут выра- жать высшее. 6.421. Ясно, что этику не облечь в слова. Этика трансцендентальна. (Этика и эстетика суть одно и то же.)6.432. Как обстоят дела в мире, совершенно безразлично для высшего. Бог открывает себя миру.6.44. Мистическое заключено не в том, как явлен мир, а в том, что он есть.6.5. Когда ответ нельзя облечь в слова, вопрос тоже нельзя задать сло- вами. Тайны не существует. Если вопрос может быть сформулирован, на него возможен ответ.10 Эта формула говорит: «Возьмите всю совокупность элементарных пропозиций р, выберите из них, сколько хотите (

2. Позитивизм

3. Постпозитивизм

Рост научного знания и концепт «научная революция»

Причины и типология научных революций

Изменение научной картины мира в результате научных революций

Выводы

Список рекомендованной литературы

Введение

Метод и методология

Методологические принципы

Эмпирические методы

Теоретические методы

Некоторые логические методы

Выводы

Введение

Научное понятие

Научный закон

Научное объяснение

Заключение

Научная проблема

Научный факт

Гипотеза

Научная теория

Заключение

подтвердить. Без наличия теоретических проблем, когнитивный потенциал фактов минимален. Факт уместно трактовать как выделенное в результате конвенции событие, произошедшее в объективной реальности, хотя и интерпретируемое субъектом познания. Научный факт имеет однозначный референт. Исторический факт находится в пространстве объективно-субъ- ективного, событийно-смыслового континуума. Исторический факт указы- вает на действительное существование в прошлом некоторого события. Оно преломляется сквозь призму целей, ценностей, наличного знания, а затем репрезентируется в утверждении. Эпистемологический аспект факта – уязвим. Здесь кроется угроза искажения. В естествознании имеет место иерархическая система фактов. Начиная со второго уровня, факты теоре- тически нагруженные.

Гипотеза представляет собой частично обоснованное и отли- чающееся новизной предположение, цель которого – вывести научное знание на новый уровень адаптационных возможностей, расширить горизонт поиска, мобилизовать когнитивные ресурсы. Нет алгоритма проверки гипотезы, ее принятие сопряжено с риском. Генезис науки – борьба гипотез за существование. Такая конкуренция насыщает информационно- смысловой ландшафт оригинальными идеями, способствует росту научного знания. Нет «идеальных» научных предположений, отсутствует единая архитектура и деонтология научной гипотезы. В социально-гуманитарных науках гипотеза специфична. Она, как правило, не нуждается во внешних (естественнонаучных) логико-методологических заимствованиях. Но именно естествознание дает эталонные образцы трансформации вероятностного знания в систему знаний обоснованных и достоверных.

Теория – максимально развитая форма научного познания, целост- ная, логически связная, содержательно насыщенная концептуальная система. Теория дает исчерпывающую и достоверную на определенном этане развития науки информацию о структуре, существенных атрибутах и связях, закономерностях и функциях некоторого объекта, будучи его мо- делью. Теория опирается на факты. Она – результат рациональной деятель- ности по решению проблем, возникающих при освоении некоторого сегмента реальности, который в полном объеме исследователю никогда не дан. Поэтому интерпретация теории в качестве суммы согласованных и принятых научным сообществом гипотез видится приемлемой. Теория имеет основание, смысловое ядро и приложения. Их содержание и резуль- тативность зависит от конкретного предметно-проблемного поля. Основные функции теории – объяснение и предсказание. Поглощая огромное количество информации в форме проблем, аксиом, математических объектов, фактов, гипотез и т. д., научная теория излучает с высокой частотой новые нетривиальные знания. Она – итог научной деятельности и одновременно ее исходная точка.


Тема 9. Наука как социальный институт



  1. Наука, социум, познание.

  2. Знание в современном социуме.

  3. Институционализация науки в политическом контексте.

  4. Этическое измерение науки.



1

Наука – социоцентрична по своей природе. Она – неотъемлемый атрибут общественного бытия и форма общественного сознания. Социальный институт – это исторически сложившийся, устойчивый способ взаимодействия людей, характеризующийся:

  1. профессионализацией деятельности;

  2. разделением функций в научной деятельности;

  3. создание специализированных организаций и учреждений;

  4. возникновение норм, правил, регулирующих эту деятельность; 5) признание обществом в целом ценности, значимости этого рода деятельность.

Например, возникает разделение функций – одни учат, другие учатся. Учеба – упорядоченный процесс; возникают разные учреждения – школы, гимназии и т. д. Чем более институциализирована деятельность человека, тем более она организована. Социальные институты: государство (как социальный институт), экономические учреждения и т. д.

Наука как социальный институт стала формироваться в XVII – XVIII вв., когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже начиная с XVIII века наука постепенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце XVIII в. и продолжавшийся до середины XIX в., привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное – стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет. На рубеже XIX–XX вв. достижения науки начинают все больше применяться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине XX века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах мира. Именно достижения науки определили возникновение научно-технической революции в XX столетии, которая коренным образом изменила современную технологию производства посредством его механизации, автоматизации и роботизации, широкого использования компьютеров и другой информационной техники. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами общества.



Социальное познание есть познание общественных явлений с определенных социальных позиций. Здесь поиск истины связан не только с познавательными интересами, но и с интересами социальными. Исследователь всегда, сознательно или подсознательно, проявляет определенную позицию.

С одной стороны мы исследуем сам процесс (онтологическая сторона социального познания), с другой стороны – гносеологической – каким образом мы познаем процесс, какие методы мы применяем. Все науки – социальные и гуманитарные, есть результат социального познания. К способам производства К. Маркс подходил с классовых позиций, Смит – с позиций частной собственности. Ценностная сторона играет решающую роль в социальном познании (была для Гоббса ценна монархия – он ее и вывел из теории естественного права).

Интегральная идея Платона: государство – это лучшее, что может быть, справедливое государство – то, где человек будет обеспечен. Интегральная идея Платона – идея справедливости. Идеи государства Платона близки к русской духовности – государство обеспечивает безопасность людей, их нормальное существование. Государство существует для людей. Но и люди должны своим трудом обеспечить функционирование государства. Аристотель создал теорию социалистического государства: государство создано для того, чтобы жить счастливо, а не только для наведения порядка.

«От каждого по способностям – каждому по труду» – идея Аристотеля. Всегда существуют идеи интегрального характера, которые утверждают направления социальных исследований. При изучении социальных наук необходимо признать значимость идеи. По Канту, развитие общества носит дуалистический характер. В обществе есть два начала: мир явлений и мир вещей в себе. Феномен: мир, свободный от сущностей, и мир необходимости. Суть гегелевского подхода – разум в истории. Разум каждого из нас – проявление мирового разума через человека. История – развитие мирового духа. Начало человеческой истории – создание государства, до этого была предыстория, подготовка к истории. Предметом анализа является не мир вещей, а сознание людей, которое является проявлением мирового духа.

Интегральная идея: прогресс общества – сознание свободы. Свобода для человека – это основное. Сущность человека в свободе – если человек раскован, свободен – он может творить. Свобода есть условие для творчества. Главная идея – прогресс общества в сознании свободы – основополагающая идея, на которой можно строить какие-либо концепции.


2

С XVII века натурфилософия – в классической форме механико-математического естествознания – утвердилась в качестве эталонного познавательного процесса. Впоследствии, в англоязычном мире она получила имя «science» (от латинского sciencia – знание), приобрела «родственников» в лице социально-гуманитарных дисциплин, а в XIX веке стала предметом систематической рефлексии, что положило начало философии науки и эпистемологии (У. Уэвелл, Дж. Ферье, О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер, А. Пуанкаре, П. Дюгем). Трудно отрицать, что наука – образец интеллектуальной деятельности и один из «локомотивов» общественного прогресса. Эпистемологические проблемы занимают лидирующие позиции в современном философском дискурсе, сциентизм – подкрепленная и апробированная мировоззренческая позиция, а история и философия науки – неотъемлемая составляющая образовательных программ. Однако научную картину мира нет оснований считать доминирующей. Стремительно «расширяющуюся вселенную» знаний проблематично квалифицировать как гармоничную, функции познания – объяснение и прогнозирование – далеки от адекватной реализации. Ученые не являются главными арбитрами на поле современной цивилизации знаний. В качестве «провайдеров» информационных услуг выступают СМИ и социальные сети, законодателей sciencia-моды – политики, блогеры, «аналитики», «эксперты», в большинстве своем, очень далекие от науки. Элитарная и массовая культура имплицируют специализированное («эзотерическое») и обыденное (популярное, традиционное, «экзотерическое») знание. По своему объему и количеству носителей последнее намного превосходит первое. Агентам специализированного знания сложно находиться в эпистемологической «резервации», их влияние и возможности ограничены малочисленностью и давлением общества массовой культуры. Более того, они тоже продуцируют, транслируют, используют обыденное знание, являющееся господствующим, пожалуй, в любую историческую эпоху. Тем не менее, наука имеет существенное преимущество: обыденное знание, как идеальный тип, легитимно исследуется носителями элитарного специализированного знания. Но, не наоборот, ибо концептуализация, типология, идеализация, моделирование – органон исключительно научного и философского исследования.

Цель раздела – фиксация и селективная интерпретация атрибуций и импликаций знания, доминирующего в современном обществе.

Как отмечалось ранее, концепт «знание» не имеет четко фиксируемого объема и конвенционально определенного содержания. Типологии знания весьма разнообразны, причем, таксономические группы неизбежно пересекаются. Фиксируют «знание-как» и «знание-что»; знание-знакомство и знание-умение; перцептивное и рецептурное знание; знание «о …» и «свидетельств о …»; знание о Боге, мире, человеке; знание теоретическое и эмпирическое; практическое, духовно-практическое и теоретическое; откровенное и ординарное; знание достоверное, проблематичное, вероятностное, аксиоматическое, виртуальное, ложное, бессмысленное; знание символически-образное, традиционно-обыденное, догматическое, концептуальное, номологическое; знание научное, вненаучное, псевдонаучное и т. п.


Знание существует (да простят нас теологи за такую метафору) нераздельнои неслиянно, не смешиваясь и не обособляясь, в двух качествах – ментальном (субъективном) и объективном («третий мир» К. Поппера). Субъективное «знать» – индексикальное, ситуативное и зависимое от артикуляции. Это значит, пишет И. Т. Касавин, что «знать» в сложных лексических конструкциях, в свою очередь, влияет на их семантический контекст, в том числе и на семантический контекст эпистемических атрибуций (высказываний, приписывающих знания чему-либо)». Следовательно, варьируются эпистемические стандарты, в т. ч. критерии истинности, что приводит к гносеологическому сепаратизму и релятивизму. «Я знаю» – не стабильно, «есть знание» – устойчиво. Человек может 1) знать нечто (знание первого порядка), 2) знать, что он знает нечто (знание второго порядка), 3) знать, что он не знает нечто (незнание первого порядка), 4) не знать того, что он не знает нечто (незнание второго порядка), 5) знать, что он не знает нечто, но утверждать, что он знает нечто (незнание первого порядка, мимикрирующее под знание второго порядка).

Субъективное знание (часть «второго мира») наряду с внешней ему физической реальностью («первым миром») является источником и основой «третьего мира» объективного знания. Последнее, в свою очередь, коррелирует и придает эпистемологическую легитимность миру сознания. Мир 2 взаимодействует не только с миром 1, как полагал Декарт, но и с миром 3, а объекты мира 3 могут действовать на мир 1 только через посредство мира 2, который функционирует как посредник. Знание в объективном смысле автономно и реально, оно состоит из проблем, интерпретируемых фактов, рассуждений, аргументов, гипотез, теорий. Это знание не зависит от чьего-либо требования или желания нечто знать; не зависит от личной веры, ориентаций и мотиваций, диспозиции соглашаться или действовать. Такое знание не может быть «неявным», оно всегда незамкнуто, претендует на достоверность и может быть поставлено под сомнение. Причем, объективное знание не обязательно истинно. Достаточно, если оно есть предположение, которое подвергается критике и проходит определенные испытания». Объективное специализированное знание представляет собой селективный, когерентный, стандартизированный, конвенционально адаптированный информационно-смысловой ресурс, имеющий долговременную социальную значимость. Наука – тип объективного специализированного знания. Ее маркер – бесконечный поиск новых, все более глубоких и общих проблем, движение к повторным, все более строгим проверкам наших всегда временных, пробных решений». Наука избегает закрытых вопросов, делая ставку на скептицизм, вероятность, фальсифицируемость, высокоинформативное содержание. Она позволяет узнать, в силу наших собственных критических исследований, что мир совсем не таков, каким мы его воображали до тех пор, пока наше воображение не было подстегнуто опровержением прежних наших теорий». Научные проблемы, допущения, гипотезы и теории, являются инструментами, посредством которых мы пытаемся внести некоторый порядок в тот хаос, в котором живем, чтобы сделать его рационально предсказуемым. Ненаучное знание тоже вносит порядок и предсказуемость в общественное бытие. Научные проекты и исследовательские программы теряют смысл в пустом социальном мире, в социальном вакууме». Будучи отчужденными от других форм общественного сознания, традиций, институтов они утрачивают свой потенциал.