ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 602
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
А. Эйнштейн формирование фундаментальных теорий видит следую- щим образом: «Исходные гипотезы становятся все более абстрактными, все более далекими от ощущений. Но зато мы все ближе подходим к важнейшей цели науки – из наименьшего числа гипотез или аксиом логически получить дедуктивным путем максимум реальных результатов. При этом мысленный путь от аксиом к ощущаемым результатам или проверяемым следствиям становится все длиннее, все утонченнее»4.
В философии науки XX века теория трактуется преимущественно в дедуктивно-номологической программе. Ее положения: «(a) теории в науке предлагаются для решения задачи объяснения; (b) теории есть множество пропозиций, или высказываний; (c) поэтому объяснение состоит в логичес- ком выводе некоторых высказываний (объясняемых) из других высказываний (объясняющих) более высокого уровня общности; (d) теории, во всяком случае, должны соответствовать эмпирическим данным»5.
К. Поппер отдает предпочтения интересным, смелым, рискованным и высокоинформативным теориям, которые дают точные утверждения, учитывают максимальное количество фактов, предлагают новые экспериментальные проверки, не обсуждавшиеся ранее. Чем выше степень эмпирического содержания, чем больше объяснительная и предсказательная сила теории, тем более строго она может быть независимо проверена (на непро- тиворечивость, наличие тавтологий и аd hос, новизну, эмпирическое ис- пользование выводимых следствий и т. д.). Критерием научного статуса теории является ее невероятность, открытость, рискованность, и, конечно, опровергаемость. Теория является фальсифицируемой или «эмпирической», если она однозначно разделяет класс всех возможных базисных высказываний на два непустых подкласса: высказываний, с которыми теория несовместима (запрещает, устраняет их), и высказываний, которые ей не противоречат. Несовместимые с теорией высказывания есть ее потен- циальные фальсификаторы. Выделяя три типа теорий, Поппер отмечает: философские или метафизические теории (1) неопровержимы. Это принци- пиально отличает их от логических и математических теорий (2), эмпи- рических и научных (3). Теория должна исходить из оригинальной, плодотворной, простой и объединяющей идеи относительно связей или отношений, существующих между, на первый взгляд, не связанными вещами, или фактами, или новыми «теоретическими сущностями»
1.
Принципиальная гипотетичность теорий, позволяет трактовать их в качестве W. Но теории, отмечает Э. Агацци, хотя и являются структурными описаниями W, строятся как описания или репрезентации «реального мира», по крайней мере, в следующем смысле: «Возможный мир, описываемый данной теорией, должен включать черты области объектов, о которых строится теория, а отсюда следуют не только эмпирически известные черты, но также и те, которые еще не известны, но должны существовать в соответствии с моделью. Чтобы удовлетворить этому требованию, теория должна пройти некоторые проверки референциальности, касающиеся этих дополнительных черт; т. е. она должна предстать перед судом эксперимен- тов, которые, помимо поддержки или ослабления ее претензий на референ- циальность, имеют непосредственным результатом увеличение количества эмпирических данных, которые теория должна объяснить»2. Другими сло- вами, речь идет о достижимости W из действительного мира.
«Хорошая» теория содержит набор правил и требований, определяющих, что может и чего не может случиться в определенном сегменте мироздания.
В рамках теории объясняются запреты, накладываемые на природу законами. Однако теория не сводима к набору эмпирических закономерностей и предсказаний. Общепризнанные теории регулируют весь процесс научного познания, они – суровый цензор, пусть и временный, ибо все теории рано, или поздно, сменяются другими; теории совершенствуются и
«размножаются». Хотя естественнонаучная теория – это некая модель мироздания, в ее рамках описывается широкий класс объектов, имеющих независимые от теории референты, а также прогнозируются их состояния. Как отмечает П. Фейерабенд, если одна модель имеет предсказательные преимущества относительно другой, это не значит, что образ мира, который она конструирует, соответствует действительности. «Тот факт, что модель работает, сам по себе не означает того, что реальность устроена в соответствии с данной моделью»3.
Чем меньше в модели произвольных элементов, тем лучше. Это не значит, что каждый абстрактный объект должен быть сопоставлен с фраг- ментом действительности. Если идеальные сущности упрощают и схема- тизируют эмпирически наблюдаемые ситуации, под обязательства авторов теории, они смело могут в нее вводится. Речь идет о четкой демаркации идеализаций и фикций, рациональных границах возможного, устанавли- ваемых самой теорией из практических соображений.
Выделяют следующие компоненты теории.
-
Исходный эмпирический базис. Включает зафиксированные в данной предметной области факты и результаты их первичной логико-матема- тической обработки. Эволюция и функционирование теории осуществляется в тесной связи с эмпирическими исследованиями, которые порождают проблемы и требуют объяснений. Данный компонент оценивается по- разному. С. В. Илларионов считает его главным для естественнонаучных теорий. Противоположной точки зрения придерживается Д. Дойч: положение о том, что знания имеют эмпирическую природу, он считает ложным. Источник теории – догадка, чередующаяся с критикой (здесь Дойч повторяет Поппера). «Теории создаются путем перестановки, комбинирования, варьирования и расширения существующих идей с целью усовершенствовать их. Роль эксперимента и наблюдения заключается в том, чтобы выбрать одну из нескольких теорий, а не породить новые»1. -
Теоретический базис. Включает онтологические допущения, законы и принципы, аксиомы, определения, типологии, позволяющие полно и непротиворечиво описать идеализированный объект теории. Без него не- возможно математизированное естествознание. Данный объект является не только моделью изучаемой реальности. Он задает правила построения самой теории. Мыслительные эксперименты с такими объектами способны порождать теоретические законы. Идеализированный объект, отмечает
В. С. Швырев, выступает в роли КК основополагающей структуры, на основе которой формируются новые ярусы и слои теоретического знания, впоследствии способные приобрести самостоятельность2. Следует различать идеализированные и абстрактные объекты. Первые синтезируют в себе предельные случаи реальных объектов, они конструируются учеными, их существование условно (например, «прямая линия» или «идеальный раствор»). Вторые – отражают свойства и отношения объектов, существующих во времени и пространстве. Например, «расстояние от Солнца до Меркурия» – абстракция, фиксирующая отношения между эмпирическими объектами. Особую роль играют абстрактные объекты математики, а также правила, связывающие части математической структуры с частями эмпи- рической сферы.
-
Логическое основание. Представляет собой совокупность приемле- мых в рамках теории правил логического вывода и доказательства. Эти правила – вариативны и зависят от многих факторов: специфики предметного поля и номологии, мощи аргументов, способности использовать дедукцию, доступности идеализированного объекта для математических описаний и т. д. Так или иначе, теория должна быть системой взаимосвязанных утверждений. Логическая связь позволяет из одних принятых утверждений в рамках теории получать другие, являющиеся их следствиями. С логической точки зрения, «теория есть в первую очередь система утверждений, связанных отношением логического следования или выводимости, т. е. под теорией в самом общем виде понимается множество предложений, замкнутое относительно выводимости»3.
Нельзя не отметить роль интеллектуальной интуиции в создании теорий. Она парадоксальным образом дополняет рационально-теоретические, и эмпирические структуры. По словам Н. Бора, революционная теория начинается с «сумасшедшей идеи». Иррациональное, т. е. спонтанное, неконтролируемое, неосмысленное, индетерминированное присутствует в процессе создания (но не принятия!) теории. Природа этого феномена – не ясна и остается открытой для объяснительных гипотез.
-
Массив потенциально допустимых и непосредственно выводимых из теории утверждений о том, что существует в мире и обществе, как протекают фиксируемые нами процессы. Теория имплицируют множество приложений второго плана, которые впоследствии могут породить новые проблемы, гипотезы и теории. Одна теория может быть сведена к другой. Пример: теория валентности редуцируема к квантовой механике. Редукция осуществляется преимущественно с помощью дедуктивного вывода и «правил соответствия» (мостиковых положений), связывающих термины редуцируемой теории и теории, к которой редукция осуществляется.
В контексте предпринятого выше микроанализа структуры научной теории, нельзя не упомянуть и другие подходы. И. В. Кузнецов выделяет основание теории, сумму основных утверждений («ядро») и воспроизведение конкретного в понятиях, иногда трактуемое как совокупность следствий и/или приложений теории1. «Ядро» можно, опираясь на терминологию В. С. Степина, трактовать как «фундаментальную теоретическую схему» (включает, в том числе уравнения, выражающие основные законы теории). Данная схема есть когерентная сеть идеализированных и/или абстрактных объектов, облеченных в понятия и отражающих существенные черты исследуемой в теории предметной области. В естествознании такая схема дополняется соответствующими математическими формализмами. Степин выделяет еще один слой организации абстрактных объектов – уровень частных теоретических схем. Они конкретизируют схему-«ядро» применительно к познавательным ситуациям, «обеспечивают переход от анализа общих характеристик исследуемой реальности и ее фундамен- тальных законов к рассмотрению отдельных конкретных типов взаимо- действия, в которых в специфической форме проявляются указанные законы»
2. Ш. Кэрролл считает, что физическая теория включает 1) характе- ристики объектов, из которых состоит Вселенная или ее часть, 2) область действия, по которому эти объекты распределены (четырехмерное про- странство-время), 3) правила (в том числе законы природы), которым под- чиняется поведение объектов. Трехчленное деление традиционно для философии физики. Теория часто трактуется как состоящая из математи- ческой и эмпирической сфер, а также набора правил их сопоставления3.
С. В. Илларионов расширяет структуру физической теории до пяти элементов. Это: 1) теоретические объекты (основные понятия, выраженные в символах; на них строится теория); 2) математический аппарат как способ оперирования теоретическими объектами; 3) связи между теоретическими объектами, устанавливаемые при помощи математического аппарата (уравнения связи состояний составляют структурообразующее ядро теории); 4) правила интерпретации, при помощи которых мы ставим в соответствие теоретическим объектам и следствиям из теории элементы реальности, эмпирические данные; 5) дополнительные элементы (различные упрощения; специальные гипотезы о механизме того или иного конкретного явления, не вытекающие из общего содержания теории и т. д.)4.
Выше представлено структурирование научной теории, релевантное в отношении математизированного естествознания. Объекты социально-гу- манитарных наук – иные. Эмпирический базис теорий в этих науках меньше и слабее, классификации – искусственные, идеализированные объекты – не стабильны, законы и математические структуры – редкость, правила логического вывода – либеральные, теоретические схемы – размыты.
В философии науки предлагаются различные способы классификации теорий. Элементарным является их деление на физические и математические. Предметная классификация дает химические, биологические, космологические и прочие теории. Такая констатирующая классификация – тривиальна. Большинство же эвристических классификаций, на первом этапе деления, являются дихотомическими.
Конструктивные теории и теории принципов (по терминологии А. Эйнштейна). Теории принципов претендуют на универсальность, они устанавливают систему взглядов, которая делает возможным описание мироздания