ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 438
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Системность знания – не есть результат элементарного отражения объек- та. Содержание «голой» осмысленной информации о нем – не является системой. Системность заложена в самой познавательной деятельности чело- века, его способности обнаруживать некие связи, даже если носители этих связей не являются чувственно воспринимаемыми объектами. Субъект пер- воначально с помощью интуиции схватывает сложные и противоречивые характеристики объектов, «достраивая» их в своем сознании, сортируя и ком- бинируя, переходя от констатации феноменов к конструированию модели, воплощающей в себе сущность и строение взаимодействующих объектов. Но проводимого в онтологической плоскости анализа системных признаков объектов – недостаточно. Такой анализ должен быть дополнен методоло- гической работой, «позволяющей получить средства для теоретического воспроизведения объекта как системы»1. Другими словами, важно различать исследование системного объекта и системное исследование объекта.
Нужно также учитывать, что кроме материальных систем – органи- ческой, неорганической природы и социума, человек формирует абстракт- ные, в том числе, формализованные логические и математические системы. Совокупности научных понятий, объяснений, гипотез, заключенных в некую теорию, – тоже изменяющиеся системы, они упорядочены и организованы. Теория должна быть согласована 1) с эмпирическими данными, 2) внутри самой себя (предполагает непротиворечивость, интерпретируемость, запрет на объяснение каждого явления локальной гипотезой), 3) с другими тео- риями, что позволяет выходить на уровень полисистемности всего научного знания.
Мир и знания о нем – это системы разных типов сложности и целостности. Нет однозначного ответа на вопрос, каков статус систем, – онтологический или эпистемологический (конструктивный). Где бы ни обнаруживались параметры системы, – вне нас, или в нашем сознании, – без принятия таких параметров, пусть даже конвенциональных, познание проблематично. Аналогично, признавая или отрицая онтологическую при- роду причинно-следственных связей и закономерностей, ученый прямо или косвенно, в полном объеме или с ограничениями, вынужден следовать
принципу детерминизма.
Детерминизм (лат. determinо – определяю) – учение о взаимосвязи и взаимовлиянии всех процессов, происходящих в мироздании; каждый фраг- мент бытия в своих содержательных и фукциональных характеристиках чем- то детерминируется. Принцип детерминизма ориентирует на обнаружение и анализ проявлений объективной причинности и закономерностей, которые предзаданы, достаточны и необходимы, чтобы определять все изменения материального и идеального сущего. Данный принцип выполняет организа- ционную, контролирующую, объяснительную, прогностическую функции. Есть два типа детерминации – горизонтальная (причинно-следственные отношения и связи состояний внутри некоторого уровня реальности) и вертикальная (между уровнями реальности; здесь уже нельзя ограничиться причинностью, приходится использовать категории «целое», «часть», «эле- мент», «структура»).
В качестве доминирующей детерминанты могут выступать судьба, Бог, законы природы, закономерности общественного развития, свободная воля человека. Соответственно имеем фатализм, теологический, космологический, социальный, антропологический детерминизм. Возможны их комбинации. Детерминизм классической науки исходил из того, что природа развивается по имманентно присущим ей законам, выражающим однозначные связи между единицами бытия. Наличие причинно-следственных связей – главный аргумент в пользу детерминизма. Цель науки – обнаружение и обоснование каузальных законов.
В программе онтологического индетерминизма наличие объективной причинности отрицается, либо редуцируется к неким субъективным факто- рам. В методологическом индетерминизме нивелируется познавательная цен- ность каузального объяснения и динамической номологии.
Анализ детерминизма порождает проблему, характерную и для систем- ности. Каков статус детерминизма, имеют ли его интерпретации незави- симый референт? Как отмечает И. С. Алексеев, в современной физике гносеологические и онтологические характеристики детерминации настолько тесно связаны, что противопоставлять их друг другу неправомерно2. Это связано с тем, что в классической физике нет места случайности, если известны состояния системы и действующие в ней силы – ее будущее пред- определено. Методы познания объектов не изменяют их свойств. В кванто- вой теории способы и средства исследования детерминируют состояния тех фрагментов реальности микромира, на который направлены. Это стало одной из причин дискуссии между Н. Бором и А. Эйнштейном. Последний стоял на позициях детерминизма, первый – отрицал таковой в жизни квантовых объектов, отстаивая вероятностную интерпретацию законов квантовой физики. В дальнейшем позиции детерминизма были несколько поколеблены космологией, молекулярной биологией, генетикой, синергетикой. Данные современной науки свидетельствуют в пользу следующей гипотезы: в момент рождения
Вселенной были заданы лишь основные законы, эволюция органической и неорганической природы происходила во многом случайно, согласно вероятностным закономерностям.
Говорить о том, что доказана несостоятельность этого принципа нельзя. Вероятностные позиции вполне укладываются в идеологию детерминизма. Волновое уравнение Э. Шредингера соответствует принципу детерминизма и является линейным. Синергетика, будучи индетерминистской концепцией, тем не менее, исходит из того, что все множество состояний и структур, которые она может приобрести в будущем, потенциально уже в ней содер- жаться1. Наконец, имеются разные типы детерминации, многие причинно- следственные связи между уровнями реальности недоступны человеку, либо принципиально, либо из-за отсутствия необходимых знаний.
Теперь дадим краткую характеристику частным естественнонаучным принципам, хотя многие из них работают, пусть и с некоторыми ограниче- ниями, и на территории социально-гуманитарных наук.
Принцип причинности предупреждает: в мире имеют место объективно допустимые пределы влияния событий (процессов) друг на друга, а причин- ность имеет связь с понятием пространства-времени. Во-первых, событие А может влиять на событие В, только если В имеет место позже А; событие А не может оказывать влияние на события, произошедшие раньше него (будущее не детерминирует прошлое, следствие не может предшествовать причине). В этой части, принцип причинности действенен для всех наук. Во-вторых, если классическая физика допускает произвольно большую скорость переноса взаимодействий, то в теории относительности скорость любого сигнала не может превышать скорость света (интервал между событиями A и B должен быть времениподобен, событие A предшествует событию B в любой системе отсчета). В этой части релевантность данного принципа ограничивается реля- тивистской физикой.
Принцип наблюдаемости выражает требование: теория обязана иметь в качестве своих оснований эмпирически фиксируемые фрагменты. Большая часть ее следствий должна предполагать указание на очевидные чувственно воспринимаемые сегменты действительности. Этот принцип тесно связан с принципами верификации и фальсификации (их содержания мы уже касались), составляя с ними в комплексе
принцип проверяемости и одно- временно выступая в качестве критерия демаркации научного знания и ненаучного. Элиминация или минимизация ненаблюдаемых объектов улуч- шает структуру теории, увеличивает ее системность и простоту. Э. Мах абсо- лютизировал данный принцип, требуя исключить из научной теории все ненаблюдаемые объекты, в том числе, атомы. Свои особенности наблю- даемость имеет в геологии, космологии, палеонтологии и, разумеется, квантовой теории. Невоспроизводимость многих объектов социальной реаль- ности, сингулярность исторического факта вносит свои коррективы. Историк может лишь реконструировать прошлое, но опираясь на чувственно воспри- нимаемые объекты – археологические артефакты, письменные, устные, изобразительно-графические, этнографические источники.
Принцип простоты констатирует: предпочтительна более простая теория. Он известен с эпохи позднего средневековья как «бритва Оккама». Принцип простоты отнюдь не прост, простота не тождественна тривиаль- ности. Его требования следующие.
-
Минимизация исходных онтологических предпосылок и допущений («не следует преувеличивать сущности без необходимости»). -
Отказ от пролиферации частных гипотез (нельзя каждое явление объяснять собственной отдельной гипотезой); число независимых гипотез, составляющих теорию, должно быть минимальным. -
Номологическая простота: сведение разноплановых и многоярусных эпистемологических конструкций к ограниченному количеству законов.
Эти требования коррелируют с принципом системности: исследуемые явления – не конгломерат разных случаев, а внутренне взаимосвязанная система, ее теоретическая «достройка» чревата разрушением здания теории.
«Немногими законами объясняются многие явления» (О. Френель).
-
Дескриптивная простота; выбор наиболее доступной и простой схемы объяснения и предсказания. -
Математическая простота: а) не использовать уравнения высокого (больше второго) порядка, дабы не расширять пространство начальных усло- вий; б) использовать степенные нелинейности наинизшей допустимой физи- ческими соображениями степени.
С. В. Илларионов указывает на полезность итеративного понимания простоты, действенного при моделировании. Ученый изучает простейшие ва- рианты не потому, что считает их истинными, а для того, чтобы определить, какие усложнения ввести в теорию. «Такой способ исследования напоминает метод итераций в математике: простой вариант играет роль первого (или даже нулевого) приближения и на его основе мы строим более высокие приближения»
1. В контексте данного принципа, можно вспомнить «эко- номию мышления» Э. Маха; отметить, что простая теория доступнее для понимания и более эстетична. К. Поппер связывал простоту с фальсифи- кацией: чем меньше необходимо новых эмпирических данных, чтобы опровергнуть теорию, тем лучше.
Принципы системности, наблюдаемости, простоты конфликтуют с принципом Дюгема-Куайна, согласно которому любую теорию можно спасти от опровержения путем введения новых гипотез, коррекции фонового знания, «перезагрузки» содержания теоретических терминов. Эти действия, сопровождающиеся игнорированием части эмпирических данных, услож- няют и рассогласовывают теорию, открывая дорогу релятивизму и нивелируя ценность принципа проверяемости.
Сугубо физическим является принцип соответствия. Рассматривая взаимоотношения старых и новых теорий, он сыграл важную роль в создании квантовой механики. Суть его в том, что эмпирически подкрепленные старые теории не отбрасываются, а сохраняются как частный и предельный случай новой теории. В структуру последней вводятся новые ограничения, но фун- даментальные ограничения старой теории остаются. Это гарантирует естес- твеннонаучную преемственность, не препятствуя появлению новых теорий. Что, в частности, позволяет соединить квантовый и классический миры. Элементарные частицы живут по своим правилам, но полученные с их помощью выводы не должны противоречить данным наблюдений на макро- скопическом уровне, а законы и уравнения квантовой физики переходят в законы и уравнения классической физики в тех случаях, когда можно не учитывать постоянную Планка.
Принципы системности, соответствия и простоты тесно связаны с прин- ципом инвариантности (симметрии). Он констатирует, что определенные характеристики и связи объектов, находящие отражения в законах, величины и соотношения некоторой физической системы остаются неизменными при изменении условий (параметров). Другими словами, они инварианты отно- сительно преобразований (групп симметрии). Симметрия – преобразование, которое сохраняет структуру объекта. Если во Вселенной заменить все положительные заряды на отрицательные и наоборот, она будет выглядеть и функционировать так же, как и прежде. «В определении симметрии имеются три ключевых слова: «преобразование», «структура» и «сохраняет»2. В 1918 г. Э. Нетер установила связь между свойствами инвариантности и за- конами сохранения, которые справедливо рассматриваются в качестве «веч- ных» законов природы. Например, инвариантности относительно трансляций во времени (однородности времени) соответствует закон сохранения энергии, относительно трансляции в пространстве – закон сохранения импульса. Об- наружению новых симметрий и нарушение симметрий установленных – важнейшие задачи естествознания.