Файл: Лекция предмет, метод и система трудового права (2 часа) 1 становление и развитие трудового права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА

1.2. ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА

1.3 МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.4 ОТГРАНИЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА ОТ ДРУГИХ ОТРАСЛЕИ

Трудовое право и гражданское право

Трудовое право и административное право

Трудовое право и право социального обеспечения

1.5 СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА

1.6 ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА

Задачи трудового права

2.1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.3 ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПР АВОВЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ

2.6 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

ОТНОШЕНИЯ И ИНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ

2.9 АКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

2.10ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.11РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ ОТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ, В ДОГОВОРНОМ ПОРЯДКЕ

2.13ДЕИСТВИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА. ДЕИСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СССР НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

2.14 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.15 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

3.2 ПРАВОВОИ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.3 РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.4 РАБОТОДАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.5 ПОНЯТИЕ «ПРОФСОЮЗ»

3.6 ПРАВОВОИ СТАТУС ПРОФСОЮЗА

3.7 ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОФСОЮЗОВ

4.1 ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИИ

4.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

4 . 3 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИИ

4.4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВЫМИ

4.5 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.6 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.7 УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.8 СТОРОНЫ И ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.9 ПРЕДСТАВИТЕЛИ Р АБОТНИКОВ И Р АБОТОДАТЕЛЕИ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

4.9 КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

4.10 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЛИЦАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРАХ

5.1 ПОНЯТИЕ И СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

5.2 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

5.3 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

5.4 ДЕИСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

5.5 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЯ

5.6 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОГЛАШЕНИЯ

5.7 ДЕИСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ

5.8 РЕГИСТР АЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ

5.9 КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ

5.10 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕИ

5.11 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОИСТВО (1 час)

5.12 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

5.13 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

5.14 ОРГАНЫ ЗАНЯТОСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

5.15 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОИСТВА

5.16 КРУГ ГРАЖДАН, СЧИТАЮЩИХСЯ ЗАНЯТЫМИ

5.17 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ТРУДОУСТРОИСТВА ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ РАБОТЫ

6.1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНЫХ: ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ

6.2 ПОНЯТИЕ ПОДХОДЯЩЕИ И НЕПОДХОДЯЩЕИ РАБОТЫ

6.3 ПРАВОВОИ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО

6.4 ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

6.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

ТРУДОВОИ ДОГОВОР (1 час)

6.6 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

6.7 СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

6.8 СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.1 СРОК ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.2 ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.3 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.4 ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.5 ТРУДОВАЯ КНИЖКА: ОФОРМЛЕНИЕ, ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ

7.6 ФОРМА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.7 ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

7.8 ВСТУПЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В СИЛУ

7.9 ФАКТИЧЕСКИЙ ДОПУСК К РАБОТЕ

7.10 СОВМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ)

7.11 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕРЕВОДОВ. ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПЕРЕВОДЫ

7.12 ИЗМЕНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТОРОНАМИ УСЛОВИЙ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ПРИЧИНАМ, СВЯЗАННЫМ С ИЗМЕНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДА

8.1 ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ СМЕНЕ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ, ИЗМЕНЕНИИ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ

8.2 ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ

ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (1 ЧАС)

8.3 ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКР АЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

8.4 РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТНИКА (ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ)

8.5 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ВСЛЕДСТВИЕ ВИНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ РАБОТНИКА

8.6 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ ВИНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ РАБОТНИКА

8.7 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ВСЛЕДСТВИЕ НАСТУПЛЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИЧНОСТЬЮ Р АБОТНИКА



Учет мнения представительного органа работников требуется при принятии работодателем решении: о введении и об отмене ре- жима неполного рабочего времени (ст. 74); о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ст. 99; определение перечня должностеи работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101); о разделении рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленнои продолжительности ежедневнои работы (ст. 105); об определении порядка и условии выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностнои оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительного вознаграждения (ст. 112); о привлечении работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ТК РФ (ст. 113); об установлении с учетом производственных и финансовых возможностеи работодателя дополнительных отпусков для работников (ст. 116); об утверждении графика отпусков (ст. 123); установлении системы оплаты труда (ст. 135) и др.

Рассматривая предложенные работодателем решения, представительные органы работников должны проверять их соответствие деиствующему законодательству и существующему в организации порядку подготовки и принятия подобных решении.

Формои участия работников в управлении организациеи ТК РФ называет проведение представительными органами работников консультации с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Проведение консультации предусмотрено Рекомендациеи МОТ № 94 «О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия» (1952 г.): в частности, должны приниматься надлежащие меры с целью содеиствия консультациям и сотрудничеству между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия по вопросам, представляющим общии интерес и не охватываемыи процедурои коллективных переговоров или какои- либо другои процедурои, обычно применяемои при определении условии труда.

Если после проведения консультации с представительным органом работников стороны социального партнерства не пришли к соглашению, работодатель вправе принимать необходимые управленческие решения, а представительные органы работников вправе обжаловать эти решения в государственную инспекцию труда или начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотрен- ном ТК РФ.

Представители работников имеют право потребовать необходимую им информацию для реализации своих прав по представительству и защите интересов работников.


Право на информацию состоит в том, что для осуществления своеи уставнои деятельности представительные органы работников (и прежде всего профессиональные союзы) вправе беспрепятственно и бесплатно получать от работодателеи, их объединении (союзов, ассоциации), органов государственнои власти и органов местного самоуправления информацию по социальнотрудовым вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменении, влекущих за собои изменение условии труда работников; подготовки и дополнительного профессионального образования работников; по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

ТК РФ не устанавливает исчерпывающего перечня форм участия работников в управлении организациеи. Иные формы участия могут быть закреплены в законодательстве, учредительных документах организации, коллективных договорах и локальных нормативных актах организации.

5.11 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА


За нарушение законодательства о коллективных договорах, соглашениях (уклонение от коллективных переговоров, непредставление информации, невыполнение коллективных договоров, соглашении и др.) может последовать дисциплинарная, материальная, административная ответственность.

К дисциплинарнои ответственности привлекаются лица, в трудовые обязанности которых входит соблюдение трудового законодательства, в том числе законодательства о коллективных договорах и соглашениях.

К материальнои ответственности привлекаются лица, виновные в причинении организации-работодателю материального ущерба неисполнением или ненадлежащим исполнением коллективного договора, соглашения.

Административная ответственность предусмотрена, если имеют место:

  • уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 5.28 КоАП РФ);

  • непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленныи законом, информации, необходимои для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 5.29 КоАП);

  • необоснованныи отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения – влечет наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб. (ст. 5.30 КоАП РФ);

  • нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению – влечет наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб. (ст. 5.31 КоАП РФ);

  • уклонение от получения требовании работников и от участия в примирительных процедурах – влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 5.32 КоАП РФ).

  • невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительнои процедуры, – влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 4 000 руб. (ст. 5.33 КоАП РФ).


В Уголовном кодексе РФ отсутствуют статьи об уголовнои ответственности за нарушение трудового законодательства (в том числе законодательства о коллективных договорах, соглашениях), однако, ст. 143 предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда, ст. 145.1 – за невыплату заработнои платы, пенсии, стипендии, пособии и иных выплат.

ТК РФ предусматривает, что лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или не- выполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом (ст. 55).

ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОИСТВО (1 час)

5.12 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ


Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) рассматривает защиту от безработицы как один из элементов права на труд. Международныи пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) декларирует достижение полнои производительнои занятости в качестве важнеишего элемента реализации права на труд.

Конвенция МОТ №122 «О политике в области занятости» (1964 г.) провозглашает главнои целью государственнои деятельности активную политику, направленную на содеиствие полнои, продуктивнои и свободно избраннои занятости трудоспособного населения в целях роста экономики, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностеи в рабочеи силе и решения проблемы безработицы.

Данные позиции более подробно рассматриваются и уточняются в Конвенциях МОТ № 122, 142, 168; Рекомендациях МОТ № 87, 122, 150, 169 и др.

В ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и в ст. 2 ТК РФ сказано, что защита от безработицы и содеиствие в трудоустроистве являются конституционным правом россииских граждан, одним из основных принципов отечественного трудового законодательства.

Статья 5 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Россиискои Федерации» предусматривает, что государство проводит политику содеиствия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в области содеиствия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов и повышение их мобильности; защиту национального рынка труда; обеспечение равных возможностеи всем гражданам РФ в реализации права на добровольныи труд и свободныи выбор занятости независимо от национальности
, пола, возраста, социального положения, политических убеждении и отношения к религии; поддержку трудовои и предпринимательскои инициативы граждан, осуществляемои в рамках законности, содеиствие развитию их способностеи к производительному, творческому труду; осуществление мероприятии, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждении, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за 2 года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военнои службы, и члены их семеи; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детеи, детеи-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздеиствию радиации вследствие чернобыльскои и других радиационных аварии и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые); предупреждение массовои и сокращение длительнои (более одного года) безработицы.

Государственная политика РФ в области занятости населения предусматривает: создание условии, обеспечивающих достоиную жизнь и свободное развитие человека; поощрение работодателеи, сохраняющих деиствующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; объединение усилии участников рынка труда и согласованность их деиствии при реализации мероприятии по содеиствию занятости населения; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономическои и социальнои политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателеи в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.

Международное сотрудничество, являясь одним из направлении государственнои политики в области занятости населения в Россиискои Федерации, позволяет решать