Файл: Лекция предмет, метод и система трудового права (2 часа) 1 становление и развитие трудового права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА
1.3 МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.4 ОТГРАНИЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА ОТ ДРУГИХ ОТРАСЛЕИ
Трудовое право и гражданское право
Трудовое право и административное право
Трудовое право и право социального обеспечения
2.1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.3 ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПР АВОВЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ
2.6 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ
ОТНОШЕНИЯ И ИНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ
2.9 АКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
2.10ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.11РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ ОТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ, В ДОГОВОРНОМ ПОРЯДКЕ
2.14 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.15 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
3.2 ПРАВОВОИ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.3 РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.4 РАБОТОДАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.7 ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОФСОЮЗОВ
4 . 3 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИИ
4.4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВЫМИ
4.5 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.6 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.7 УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.8 СТОРОНЫ И ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.9 ПРЕДСТАВИТЕЛИ Р АБОТНИКОВ И Р АБОТОДАТЕЛЕИ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
4.10 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЛИЦАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРАХ
5.1 ПОНЯТИЕ И СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.2 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.3 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
5.4 ДЕИСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.5 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЯ
5.6 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОГЛАШЕНИЯ
5.7 ДЕИСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ
5.8 РЕГИСТР АЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ
5.9 КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ
5.10 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕИ
5.11 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОИСТВО (1 час)
5.12 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
5.13 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
5.14 ОРГАНЫ ЗАНЯТОСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
5.15 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОИСТВА
5.16 КРУГ ГРАЖДАН, СЧИТАЮЩИХСЯ ЗАНЯТЫМИ
6.1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНЫХ: ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ
6.2 ПОНЯТИЕ ПОДХОДЯЩЕИ И НЕПОДХОДЯЩЕИ РАБОТЫ
6.3 ПРАВОВОИ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО
6.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
6.6 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
6.7 СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
6.8 СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.2 ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.3 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.4 ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.5 ТРУДОВАЯ КНИЖКА: ОФОРМЛЕНИЕ, ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ
7.7 ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
7.8 ВСТУПЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В СИЛУ
7.9 ФАКТИЧЕСКИЙ ДОПУСК К РАБОТЕ
7.10 СОВМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ)
7.11 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕРЕВОДОВ. ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПЕРЕВОДЫ
ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (1 ЧАС)
8.3 ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКР АЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
8.4 РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТНИКА (ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ)
Когда на работников распространяется сразу несколько соглашении (например, отраслевое соглашение, заключенное на федеральном уровне, и территориальное соглашение), необходимо избрать положения, наиболее благоприятные для работников.
После заключения соглашения (как правило, отраслевого (межотраслевого)) к нему добровольно могут присоединиться любые работодатели, оформив присоединение соглашением сторон – работодателеи и профсоюзов, желающих распространить деиствие соглашения на соответствующие организации.
До публикации предложения о присоединении должно быть опубликовано само соглашение,
т. е. работодатели должны иметь возможность ознакомиться с содержанием данного правового акта.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующеи отрасли, в течение 30 календарных днеи со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральныи орган исполнительнои власти, осуществляющии функции по выработке государственнои политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированныи письменныи отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателеи со дня официального опубликования этого предложения (п. 8 ст. 48 ТК РФ). К указанному отказу должен быть приложен протокол консультации работодателя с выборным органом первичнои профсоюзнои организации, объединяю- щеи работников данного работодателя.
Протокол консультации с выборным органом первичнои профсоюзнои организации должен быть приложен к письменному мотивированному отказу от присоединения к отраслевому соглашению. Процедура консультации определяется по соглашению между работодателем и выборным органом первичнои профсоюзнои организации. Когда работники соответствующего работодателя объединены в несколько профсоюзных организации, консультации проводятся с единым представительным органом, представительнои первичнои профсоюзнои организациеи либо организациеи, избраннои общим собранием (конференциеи).
Соответствующии орган исполнительнои власти может провести дополнительные консультации с участием всех заинтересованных сторон (ч. 9 ст. 48 ТК РФ). Социальные партнеры (как стороны заключенного соглашения, так и работодатель, отказавшиися присоединиться, и профсоюзная организация, объединяющая его работников) не могут уклониться от участия в этих консультациях.
Цель консультации – оценка реальных возможностеи работодателя выполнять отраслевое соглашение и принимать решение о его распространении на основании объективного и всестороннего изучения всех обстоятельств.
Все соглашения подлежат опубликованию в официальных изданиях. Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашении утвержден приказом Минтруда РФ от
12.11.2015 г. № 860н.
Соглашение любого вида может быть изменено и дополнено в процессе проведения коллективных переговоров.
Стороны вправе самостоятельно определить порядок внесения изменении и дополнении в заключенное ими соглашение (например, предусмотреть, что изменения вносятся по согласованию сторон после проведения консультации либо по решению отраслевои комиссии по ведению коллективных переговоров).
5.8 РЕГИСТР АЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ
Коллективныи договор, соглашение в течение 7 днеи со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателеи) на уведомительную регистрацию в соответствующии орган по труду (ч. 1 ст. 50 ТК РФ).
Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительнои регистрации.
Соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются на регистрацию в Федеральную службу по труду и занятости, другие соглашения и коллективные договоры – в территориальные органы по труду (территориальные органы Роструда).
Порядок регистрации отраслевых соглашении, заключенных на федеральном уровне, предусматривает занесение соглашении в специальныи журнал регистрации, присвоение соглашениям регистрационных номеров, выдачу сторонам соглашения уведомления о регистрации.
Регистрация носит уведомительныи характер, т. е. не порождает правовых последствии для сторон. Коллективныи договор, соглашение вступают в деиствие с момента, определенного сторонами, факт регистрации не влияет на их юридическую силу.
Уведомительная регистрация позволяет получить информацию о количестве и содержании заключенных коллективных договоров и соглашении, а также выявить положения коллективнодоговорных актов, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством.
5.9 КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ
Порядок и формы осуществления контроля устанавливаются сторонами самостоятельно, в том числе могут быть определены в самом коллективном договоре или соглашении. Допустимо использовать форму отчета о выполнении коллективного договора, соглашения на общем собрании (конференции) работников, профсоюзнои конференции и т. п.
Выполнение коллективного договора, соглашения контролируют представители социальных партнеров. Для проведения контроля стороны обязаны предоставлять друг другу информацию о выполнении условии договорного акта, финансово-экономическом состоянии и т. д.
Правило о предоставлении информации относится главным образом к работодателю (работодателям), поскольку именно на него возложено выполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Информацию должны предоставлять и органы исполнительнои власти, и органы местного самоуправления, которые принимали участие в коллективных переговорах по заключению соглашения.
Порядок и сроки предоставления информации следующии: заинтересованная сторона должна направить запрос и имеет право получить соответствующую информацию в течение месяца со дня получения запроса партнером.
Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашении, а также выявление условии коллективных договоров и соглашении, ухудшающих положение работников по сравнению с деиствующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, осуществляют органы по труду (территориальные органы Роструда), которые проводят плановые проверки, о результатах которых сообщают представителям работодателеи и работников (для внесения необходимых изменении) и в соответствующую государственную инспекцию труда (для усиления контроля за соблюдением трудового законодательства).
Инспекция труда может выдать предписание об устранении нарушения трудовых прав работников.
Условия коллективных договоров, соглашении, ухудшающие положение работников по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами о труде, недеиствительны с момента принятия коллективных договоров, соглашении.
5.10 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕИ
Право работников на участие в управлении организациеи непосредственно или через свои представительные органы регулируется ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями (ст. 52 ТК РФ) и закреплено в качестве их основных трудовых прав (ст. 21 ТК РФ).
Это право конкретизировано в ст. 52 и 53 ТК РФ и может быть реализовано двумя основными способами:
-
непосредственно (на собрании, конференции, путем подачи предложении работодателю, обсуждения и одобрения (утверждения) коллективного договора и т. д.); -
через свои представительные органы (первичную профсоюзную организацию, иных избранных на общем собрании, конференции представителеи).
ТК РФ прямо закрепляет обязанность работодателя принимать отдельные решения с учетом мнения представительного органа работников (например, при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 8 ТК РФ)).
Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителеи в
коллегиальных органах управления организациеи. Это право реализуется с учетом законодательства об организациях различных организационно-правовых форм, их учредительных документов.
В соответствии со ст. 53 ТК РФ основными формами участия работников в управлении организациеи являются:
-
учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ,
коллективным договором, соглашениями (например, ст. 8, 82, 99, 105 и др.);
-
проведение представительным органом работников консультации с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов; -
получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; -
обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложении по ее совершенствованию; -
обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации; -
участие в разработке и принятии коллективных договоров; -
иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Порядок учета мнения представительного органа работников закреплен законодательно и не может быть произвольно изменен или проигнорирован работодателем: необходимо запросить мнение в письменнои форме, получить ответ и приобщить его к материалам дела. В противном случае, локальныи акт, принятыи работодателем с нарушением этои процедуры, должен быть признан недеиствующим.
Учет мнения представительного органа работников не ограничивает возможностеи работодателя принять то или иное управленческое решение. Законодатель ставит необходимость учета мнения представительного органа работников в зависимость от двух условии: акты или решения, при принятии которых необходимо учитывать мнение представительного органа работников, должны содержать нормы трудового права, т. е. создавать, изменять или прекращать трудовые правоотношения; учет мнения представительного органа работников требуется только в случаях, определенных законодательством, локальными актами организации или коллективным договором, соглашениями. В остальных случаях учет мнения представительного органа не является обязательным.