Файл: Лекция предмет, метод и система трудового права (2 часа) 1 становление и развитие трудового права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА
1.3 МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.4 ОТГРАНИЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА ОТ ДРУГИХ ОТРАСЛЕИ
Трудовое право и гражданское право
Трудовое право и административное право
Трудовое право и право социального обеспечения
2.1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.3 ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПР АВОВЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ
2.6 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ
ОТНОШЕНИЯ И ИНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ
2.9 АКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
2.10ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.11РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ ОТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ, В ДОГОВОРНОМ ПОРЯДКЕ
2.14 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.15 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
3.2 ПРАВОВОИ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.3 РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.4 РАБОТОДАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.7 ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОФСОЮЗОВ
4 . 3 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИИ
4.4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВЫМИ
4.5 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.6 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.7 УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.8 СТОРОНЫ И ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.9 ПРЕДСТАВИТЕЛИ Р АБОТНИКОВ И Р АБОТОДАТЕЛЕИ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
4.10 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЛИЦАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРАХ
5.1 ПОНЯТИЕ И СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.2 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.3 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
5.4 ДЕИСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.5 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЯ
5.6 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОГЛАШЕНИЯ
5.7 ДЕИСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ
5.8 РЕГИСТР АЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ
5.9 КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ
5.10 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕИ
5.11 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОИСТВО (1 час)
5.12 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
5.13 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
5.14 ОРГАНЫ ЗАНЯТОСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
5.15 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОИСТВА
5.16 КРУГ ГРАЖДАН, СЧИТАЮЩИХСЯ ЗАНЯТЫМИ
6.1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНЫХ: ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ
6.2 ПОНЯТИЕ ПОДХОДЯЩЕИ И НЕПОДХОДЯЩЕИ РАБОТЫ
6.3 ПРАВОВОИ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО
6.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
6.6 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
6.7 СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
6.8 СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.2 ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.3 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.4 ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.5 ТРУДОВАЯ КНИЖКА: ОФОРМЛЕНИЕ, ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ
7.7 ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
7.8 ВСТУПЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В СИЛУ
7.9 ФАКТИЧЕСКИЙ ДОПУСК К РАБОТЕ
7.10 СОВМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ)
7.11 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕРЕВОДОВ. ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПЕРЕВОДЫ
ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (1 ЧАС)
8.3 ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКР АЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
8.4 РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТНИКА (ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ)
В соответствии с ч. 2 ст. 6 ТК РФ на региональном уровне органы государственнои власти субъектов РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственнои власти. Законодатель при этом устанавливает, что более высокии уровень трудовых прав и гарантии работникам по сравнению с установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящии к увеличению или уменьшению бюджетных расходов, должен обеспечиваться за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Органы государственнои власти субъектов РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственнои власти. Это право предоставляется субъектам РФ, если они не урегулированы федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В случае принятия федерального закона или иного нормативно- го правового акта на федеральном уровне по этим вопросам закон или инои нормативныи правовои акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ. Если закон или нормативныи правовои акт субъекта РФ, содержащии нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам, либо снижает уровень трудовых прав и гарантии работникам, установленныи ТК РФ или иными федеральны- ми законами, применяется ТК РФ или инои федеральныи закон.
Исполнительные органы субъекта РФ имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, только в развитие и в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, конституциеи (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ и указами высшего должностного лица субъекта РФ, содержащими нормы трудового права.
2.9 АКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Акты социального партнерства – это вид нормативных правовых договоров, содержащии нормы права, регулирующие трудовые, социальные и иные непосредственно связанные с ними правоотношения, заключаемыи между представительствами работников и работодателя, содержащии обязательные для его сторон нормы права8.
В настоящее время выработаны механизмы согласования интересов работников и работодателеи на основе принципов социального партнерства путем коллективных переговоров и заключения коллективного договора в организациях, а также соглашении различного уровня, выходящих за рамки работодателя (организации) (от отраслевого тарифного до регионального и генерального соглашении).
Генеральное соглашение в соответствии с принципами трипартизма заключается между общероссиискими объединениями профсоюзов, общероссиискими объединениями работодателеи и Правительством Россиискои Федерации.
Федеральным законом от 01.05.1999 г. № 92-ФЗ «О Россиискои трехстороннеи комиссии по регулированию социально-трудовых отношении» закреплена деятельность Россиискои трехстороннеи комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношении, создаются трехсторонние комиссии в субъектах РФ и на иных уровнях.
Коллективныи договор и соглашения закреплены в разделе «Социальное партнерство в сфере труда» (часть вторая ТК РФ).
Коллективныи договор и соглашения – правовые акты, ряд положении этих актов имеют нормативныи характер, являясь нормами локального значения (коллективныи договор) либо нормами соглашении, которые различаются в зависимости от сферы регулируемых социальнотрудовых отношении.
Акты социального партнерства (соглашения) содержат конкретные обязательства сторон и конкретные условия труда работников, трудовые отношения которых регулируются соглашениями соответствующего уровня. В соответствии со ст. 45 ТК РФ, соглашения решают и другие вопросы.
2.10ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
Локальныи нормативныи акт – нормативныи акт в сфере трудовых отношении, деиствующии в пределах конкретнои организации, или деятельности индивидуального предпринимателя.
Право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, предоставлено всем работодателям, за исключением работодателеи – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ст. 8 ТК РФ).
Локальные нормативные акты не могут отменять трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, а могут лишь конкретизировать ранее принятые нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права9.
Локальные нормативные акты принимаются работодателями в пределах своеи компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Например, Федеральныи закон Федеральныи закон от 01.05.1999 г. № 92-ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает, что к компетенции единоличного исполнительного органа АО (директора, генерального директора) относятся все вопросы руководства его текущеи деятельностью, за исключением тех, которые отнесены к исключительнои компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Директор (генеральныи директор) наряду с другими деиствиями утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Руководитель государственного и муниципального унитарного предприятия осуществляет
свои нормотворческие полномочия в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»: деиствует от имени унитарного предприятия без доверенности; утверждает структуру и штаты унитарного предприятия; заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с работниками; издает приказы (ст. 21).
Некоторые локальные нормативные акты принимаются во исполнение заключенного с представительным органом работников соглашения, коллективного договора: положение о премировании, установление различных стимулирующих выплат и надбавок.
В одних случаях локальные нормативные акты принимаются работодателем самостоятельно, в других – с учетом мнения представительного органа работников (если он есть) в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (например, при составлении графиков сменности (ст. 103 ТК РФ); при утверждении правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ)).
В коллективном договоре, соглашении может быть предусмотрена возможность принятия локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Локальные нормативные акты должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним ТК РФ: не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
При принятии локального нормативного акта следует учитывать мнение представительного органа работников, если это предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями. В случае невыполнения этих требовании, локальные нормативные акты не подлежат применению, а применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективныи договор, соглашения.
2.11РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ ОТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ, В ДОГОВОРНОМ ПОРЯДКЕ
Статья 9 ТК РФ ориентирует на осуществление и развитие регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношении в договорном порядке, а именно путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашении и трудовых договоров.
ТК РФ предусматривает дальнеишее расширение договорного регулирования в трудовом праве. Договорное регулирование трудовых отношении должно осуществляться в соответствии с деиствующим законодательством. Минимальныи уровень трудовых прав и юридических гарантии работников устанавливается федеральным законодательством. Однако на региональном, отраслевом (межотраслевом), территориальном уровнях, на уровне конкретнои организации, в отношении конкретных работников этот уровень определяется в договорном порядке.
Индивидуальное регулирование трудовых отношении, осуществляемое с помощью трудовых договоров, не является разновидностью публичного нормативного правового регулирования: в его основе лежит персонально определенная договоренность, которая касается взаимоотношении конкретного работодателя и конкретного работника.
Индивидуальныи трудовои договор – индивидуальныи правовои акт, которыи не только порождает индивидуальные права и обязанности, но и регулирует взаимоотношения его сторон.
Например, конкретныи перечень работников, которым предоставляется преимущественное право на оставление на работе при расторжении трудового договора по сокращению численности или штата работников, может быть предусмотрен коллективным договором. До принятия ТК РФ круг таких лиц определялся только в законодательном порядке.
Признав договоры и соглашения источниками договорно- правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношении, закон установил предел этого регулирования в виде заданного уровня прав и гарантии работников, которыи не вправе снижать коллективные договоры