Файл: Лекция предмет, метод и система трудового права (2 часа) 1 становление и развитие трудового права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА
1.3 МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.4 ОТГРАНИЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА ОТ ДРУГИХ ОТРАСЛЕИ
Трудовое право и гражданское право
Трудовое право и административное право
Трудовое право и право социального обеспечения
2.1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.3 ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПР АВОВЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ
2.6 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ
ОТНОШЕНИЯ И ИНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ
2.9 АКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
2.10ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.11РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ ОТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ, В ДОГОВОРНОМ ПОРЯДКЕ
2.14 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.15 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
3.2 ПРАВОВОИ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.3 РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.4 РАБОТОДАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.7 ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОФСОЮЗОВ
4 . 3 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИИ
4.4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВЫМИ
4.5 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.6 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.7 УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.8 СТОРОНЫ И ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.9 ПРЕДСТАВИТЕЛИ Р АБОТНИКОВ И Р АБОТОДАТЕЛЕИ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
4.10 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЛИЦАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРАХ
5.1 ПОНЯТИЕ И СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.2 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.3 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
5.4 ДЕИСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.5 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЯ
5.6 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОГЛАШЕНИЯ
5.7 ДЕИСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ
5.8 РЕГИСТР АЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ
5.9 КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ
5.10 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕИ
5.11 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОИСТВО (1 час)
5.12 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
5.13 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
5.14 ОРГАНЫ ЗАНЯТОСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
5.15 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОИСТВА
5.16 КРУГ ГРАЖДАН, СЧИТАЮЩИХСЯ ЗАНЯТЫМИ
6.1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНЫХ: ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ
6.2 ПОНЯТИЕ ПОДХОДЯЩЕИ И НЕПОДХОДЯЩЕИ РАБОТЫ
6.3 ПРАВОВОИ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО
6.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
6.6 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
6.7 СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
6.8 СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.2 ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.3 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.4 ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.5 ТРУДОВАЯ КНИЖКА: ОФОРМЛЕНИЕ, ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ
7.7 ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
7.8 ВСТУПЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В СИЛУ
7.9 ФАКТИЧЕСКИЙ ДОПУСК К РАБОТЕ
7.10 СОВМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ)
7.11 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕРЕВОДОВ. ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПЕРЕВОДЫ
ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (1 ЧАС)
8.3 ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКР АЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
8.4 РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТНИКА (ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ)
Финансовое обеспечение осуществления переданного полномочия осуществляется за счет субвенции, зачисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ (далее – субвенции).
Субвенция (от лат. subvenire – приходить на помощь) – денежное пособие, выделяемое центральными органами или одними субъектами другим на целе- вое финансирование определенного мероприятия, объекта.
Субвенции имеют целевои характер и не могут быть использованы на другие цели.
При нарушении целевого использования или неиспользовании в срок субвенция подлежит возврату выдавшим ее органам.
Порядок расходования и учета субвенции устанавливается Правительством РФ20.
В случае использования субвенции не по целевому назначению уполномоченныи Правительством РФ федеральныи орган исполнительнои власти, осуществляющии функции по контролю и надзору в финансово-бюджетнои сфере, вправе осуществить взыскание средств в порядке, установленном законодательством РФ.
Контроль расходования субвенции осуществляется уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительнои власти и Счетнои палатои РФ.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственнои власти субъекта РФ переданного полномочия, это полномочие может быть изъято Правительством РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительнои власти.
5.15 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОИСТВА
Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностеи, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовои доход (далее – заработок) (ст. 1 Закона о занятости населения).
Трудоустроиство – способ содеиствия занятости, которыи относится к мероприятиям по активнои политике
занятости.
Нередко к трудоустроиству относят все процессы, предшествующие заключению трудового договора, в том числе и так называемыи индивидуальныи поиск гражданами работы, а организациями – работников требуемои квалификации и специальности.
В настоящее время на россииском рынке труда возрастает роль и негосударственных организации, оказывающих услуги по трудовому посредничеству. Государственная политика в этои области направлена на создание условии для взаимодеиствия и сотрудничества таких организации с органами государственнои службы занятости.
Частные агентства занятости – это юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительнои власти в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Россиискои трехстороннеи комиссии по регулированию социально-трудовых отношении (подп. 1 ч. 3 ст. 18.1 Закона о занятости населения).
Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого об- ращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организации по содеиствию в трудоустроистве населения (ст. 8 Закона о занятости населения).
Одним из признаков трудоустроиства является участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных). Трудоустроиство служит юридическои гарантиеи реализации прав граждан в сфере труда и занятости, выступает гарантиеи реализации права на труд.
Международно-правовое определение права на труд подразумевает, что это право должно обязательно гарантироваться государством посредством установления им путеи и средств, обеспечивающих полное осуществление этого права, к числу которых относится и трудоустроиство.
В соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, которыи он свободно выбирает или на которыи он свободно соглашается.
Подобныи подход воспринят и современным ТК РФ, ст. 2 которого в числе основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношении называет защиту от безработицы и содеиствие в трудоустроистве.
Трудоустроиство является также гарантиеи осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
5.16 КРУГ ГРАЖДАН, СЧИТАЮЩИХСЯ ЗАНЯТЫМИ
В соответствии со ст. 2 Закона о занятости населения занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени; имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ и осуществления полномочии членов избирательных комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса не на постояннои (штатнои) основе; зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателеи; нотариусы, занимающиеся частнои практикои, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственнои регистрации и (или) лицензированию; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско- правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелеи); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственнои противопожарнои службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительнои системы; обучающиеся по очнои форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
, включая обучение по направлению государственнои службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкои, повышением квалификации, приостановкои производства, вызваннои забастовкои, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкои к военнои службе (альтернативнои гражданскои службе), исполнением других государственных обязанностеи или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организации, за исключением учредителеи (участников) общественных и религиозных организации (объединении), благотворительных и иных фондов, объединении юридических лиц (ассоциации и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организации; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяиства.
5.17 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ТРУДОУСТРОИСТВА ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ РАБОТЫ
Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содеиствия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организации (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами (ст. 13 Закона о занятости населения).
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальнои защите инвалидов в Россиискои Федерации».
Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочнои численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочнои численности работников (ст. 21 Закона о социальнои защите инвалидов в РФ»).
Специальные рабочие места для трудоустроиства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностеи инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустроиства инвалидов устанавливается органами исполнительнои власти субъектов Россиискои Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленнои квоты для приема на работу инвалидов.
Гражданам, увольняемым из организации, от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условии) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям – дошкольными образовательными организациями на равных условиях с гражданами, работающими в даннои организации.