Файл: Лекция предмет, метод и система трудового права (2 часа) 1 становление и развитие трудового права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА
1.3 МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.4 ОТГРАНИЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА ОТ ДРУГИХ ОТРАСЛЕИ
Трудовое право и гражданское право
Трудовое право и административное право
Трудовое право и право социального обеспечения
2.1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.3 ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПР АВОВЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ
2.6 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ
ОТНОШЕНИЯ И ИНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ
2.9 АКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
2.10ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.11РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ ОТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ, В ДОГОВОРНОМ ПОРЯДКЕ
2.14 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.15 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
3.2 ПРАВОВОИ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.3 РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.4 РАБОТОДАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.7 ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОФСОЮЗОВ
4 . 3 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИИ
4.4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВЫМИ
4.5 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.6 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.7 УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.8 СТОРОНЫ И ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.9 ПРЕДСТАВИТЕЛИ Р АБОТНИКОВ И Р АБОТОДАТЕЛЕИ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
4.10 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЛИЦАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРАХ
5.1 ПОНЯТИЕ И СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.2 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.3 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
5.4 ДЕИСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.5 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЯ
5.6 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОГЛАШЕНИЯ
5.7 ДЕИСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ
5.8 РЕГИСТР АЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ
5.9 КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ
5.10 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕИ
5.11 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОИСТВО (1 час)
5.12 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
5.13 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
5.14 ОРГАНЫ ЗАНЯТОСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
5.15 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОИСТВА
5.16 КРУГ ГРАЖДАН, СЧИТАЮЩИХСЯ ЗАНЯТЫМИ
6.1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНЫХ: ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ
6.2 ПОНЯТИЕ ПОДХОДЯЩЕИ И НЕПОДХОДЯЩЕИ РАБОТЫ
6.3 ПРАВОВОИ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО
6.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
6.6 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
6.7 СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
6.8 СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.2 ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.3 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.4 ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.5 ТРУДОВАЯ КНИЖКА: ОФОРМЛЕНИЕ, ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ
7.7 ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
7.8 ВСТУПЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В СИЛУ
7.9 ФАКТИЧЕСКИЙ ДОПУСК К РАБОТЕ
7.10 СОВМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ)
7.11 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕРЕВОДОВ. ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПЕРЕВОДЫ
ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (1 ЧАС)
8.3 ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКР АЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
8.4 РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТНИКА (ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ)
4.5 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Социальное партнерство в сфере труда (далее – социальное партнерство) – система взаимоотношении между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателеи), органами государственнои власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателеи по вопросам регулирования трудовых отношении и иных непосредственно связанных с ни- ми отношении (ст. 23 ТК РФ).
Государство оставляет за собои решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателеи, – установление минимальных социально-трудовых стандартов, предоставляя все большии простор для коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношении.
Сотрудничество между работодателями и работниками, вовлечение последних в принятие управленческих решении способствуют повышению их заинтересованности в результатах своего труда и, как следствие, росту совокупного производственного результата. Это позволяет реализовать интерес работников к повышению заработнои платы, работодателя – к получению более высокои прибыли, государства – к росту налоговых поступлении.
Социальное партнерство осуществляется как на двустороннеи (в условиях так называемого «бипартизма»), так и на трехстороннеи основе (в условиях «трипартизма»)
На сегодняшнии день государство выступает гарантом социального партнерства, обеспечивающего равноправие участников социально-партнерских отношении и защиту их прав. Конституционнои основои развития отношении социального партнерства в нашеи стране являются нормы ст. 7 Конституции РФ, определяющеи Россиискую Федерацию как социальное государство. Это позволяет говорить о признании необходимости социального сотрудничества.
Правовое регулирование социального партнерства в кодификационном акте впервые нашло отражение разд. II ТК РФ «Социальное партнерство в сфере труда». О том, что отношения по социальному партнерству в сфере труда, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашении регулируются трудовым законодательством, прямо сказано в ст. 1 ТК РФ.
4.6 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Законодательныи перечень принципов социального партнерства сформулирован в ст. 24 ТК РФ.
Равноправие работников и работодателеи – право каждои из сторон инициировать коллективные переговоры, предлагать вопросы для обсуждения и закрепления в социальнопартнерских актах, свободно излагать свое мнение, участвовать в принятии решении.
Характер отношении социального партнерства предполагает уважение, учет интересов и заинтересованности сторон, согласование их воль в целях достижения соглашения .
Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях является формои достижения необходимого уровня условии труда и его оплаты.
Содеиствие государства в укреплении и развитии социального партнерства в России стало важнеишеи составляющеи государствен- нои политики: создана законодательная база, обеспечивающая регулирование социально-трудовых отношении, на всех уровнях сформированы трех- или двусторонние комиссии.
Соблюдение законов и иных нормативных правовых актов сторонами и их представителями обеспечивает законность взаимоотношении между социальными партнерами и их представителями при строгом соблюдении ими правил и процедур, установленных в соответствующих законах и иных нормативных правовых актах.
Полномочность представителеи сторон является одним из необходимых условии признания коллективного договора или соглашения в качестве правового акта. Независимо от уровня переговоров по подготовке указанных правовых актов необходима обязательная проверка легитимности (законности) каждои из сторон социального партнерства.
Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, предполагает возможность самостоятельного определения представителями сторон социального партнерства круга вопросов для обсуждения в ходе коллективных переговоров, а также содержания социальнопартнерских актов. Этот принцип учтен законодателем при определении круга вопросов, включаемых в коллективные договоры и соглашения (ст. 41, 46 ТК РФ).
Добровольность принятия сторонами на себя обязательств следует из предыдущего принципа свободы сторон в обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. В силу данного принципа никакие третьи лица, в том числе и государственные органы, не вправе вмешиваться в процесс коллективных переговоров, обязывать субъектов социального партнерства провести переговоры по определенным вопросам и принять на себя определенные обязательства.
Реальность обязательств предполагает, что сторонам следует включать в коллективныи договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить.
Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашении предполагает обязанность сторон неуклонно исполнять добровольно взятые на себя обязательства. Соблюдение данного принципа обеспечивается установлением юридическои ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.
Осуществление контроля выполнения принятых коллективных договоров, соглашении является одним из способов, обеспечивающим развитие отношении социального партнерства. Без постоянного контроля выполнения коллективных договоров, соглашении невозможно обеспечить их выполнение.
Ответственность сторон, их представителеи за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашении следует из принципа обязательности выполнения коллективного договора, соглашения и обеспечивает реализацию указанного принципа. Его значимость связана с юридическои ответственностью в договорном праве применительно к субъектам, допустившим виновное невыполнение принятых обязательств, и характером соответствующих нарушении.
4.7 УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Согласно ст. 26 ТК РФ уровни социального партнерства устанавливают основы регулирования отношении в сфере труда:
– федеральныи – в Россиискои Федерации; – межрегиональныи – в двух и более субъектах РФ; – региональныи – в субъекте РФ; – отраслевои – в отрасли (отраслях); – территориальныи – в муниципальном образовании; – локальныи – в организации/учреждении. На локальном уровне социальное партнерство выражается прежде всего в форме коллективных договоров, содержащих не только обязательства сторон, но и нормативные положения, направленные на регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношении, а также информационные положения – наиболее важные нормы, воспроизведенные из ТК РФ, других актов трудового законодательства.
Перечисленные в ст. 26 ТК РФ уровни социального партнерства складываются в определенную систему, структура которои обусловлена взаимосвязанными элементами.
Формы социального партнерства – способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодеиствия субъектов социального партнерства в целях согласованного регулирования социально-трудовых отношении.
Формы социального партнерства (ст. 27 ТК РФ): коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и заключению коллективных договоров, соглашении; взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношении и иных непосредственно связанных с ними отношении, обеспечения гарантии трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участие работников, их представителеи в управлении организациеи; участие представителеи работников и работодателеи в разрешении трудовых споров.
Коллективные переговоры – любые переговоры, которые проводятся между работодателем, организациями работодателеи, с однои стороны, и однои или несколькими организациями работников – с другои, в целях определения условии труда и занятости, регулирования отношении между работодателями и работниками либо их организациями (Конвенция МОТ No 154 «О содеиствии коллективным переговорам»).
Коллективные переговоры могут проводиться на всех уровнях социального партнерства. Общии порядок их проведения установлен в гл.6 ТК РФ. Результатом коллективных переговоров является принятие правовых актов социального партнерства – коллективных договоров, соглашении.
Консультации – процедура, проводящаяся представителями работников и работодателя, для обсуждения вопросов
регулирования социально-трудовых отношении.
Основания и порядок проведения консультации определяются сторонами социального партнерства самостоятельно. Проведение консультации может осуществляться как путем прямого взаимодеиствия субъектов социального партнерства, так и путем создания специальных формализованных органов социального партнерства.
Участие работников в управлении организациеи – включение работников (их представителеи) в процесс принятия работодателем управленческих решении, затрагивающих интересы работников.
Об основных формах участия работников в управлении организациеи см. п. 7.17 данного пособия.
Общие нормы об участии представителеи работников и работодателеи в досудебном разрешении трудовых споров (гл. 60 ТК РФ). На основе паритетного участия представителеи субъектов социального партнерства формируется орган досудебного рассмотрения трудовых споров – комиссия по трудовым спорам (ст. 384 ТК РФ).
Социально-партнерское взаимодеиствие может осуществляться и в иных не предусмотренных ст. 27 ТК РФ формах. Распространеннои формои является осуществление контроля исполнения обязательств социального партнерства временными органами, рабочими группами, состоящими из представителеи сторон социального партнерства.
4.8 СТОРОНЫ И ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Необходимо различать стороны социального партнерства и участников соответствующих отношении.
Стороны социального партнерства – работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителеи (ст. 25 ТК РФ).
Органы государственнои власти и органы местного самоуправления выступают сторонами социального партнерства тогда, когда они являются работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 25 ТК РФ).
Так как представитель деиствует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельнои сторонои социального партнерства не является. Представители участвуют в отношениях социального партнерства не самостоятельно, а как уполномоченные надлежащим образом выразители интересов соответствующеи стороны.