Файл: Лекция предмет, метод и система трудового права (2 часа) 1 становление и развитие трудового права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА

1.2. ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА

1.3 МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.4 ОТГРАНИЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА ОТ ДРУГИХ ОТРАСЛЕИ

Трудовое право и гражданское право

Трудовое право и административное право

Трудовое право и право социального обеспечения

1.5 СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА

1.6 ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА

Задачи трудового права

2.1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.3 ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПР АВОВЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ

2.6 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

ОТНОШЕНИЯ И ИНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ

2.9 АКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

2.10ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.11РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ ОТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ, В ДОГОВОРНОМ ПОРЯДКЕ

2.13ДЕИСТВИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА. ДЕИСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СССР НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

2.14 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.15 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

3.2 ПРАВОВОИ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.3 РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.4 РАБОТОДАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.5 ПОНЯТИЕ «ПРОФСОЮЗ»

3.6 ПРАВОВОИ СТАТУС ПРОФСОЮЗА

3.7 ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОФСОЮЗОВ

4.1 ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИИ

4.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

4 . 3 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИИ

4.4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВЫМИ

4.5 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.6 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.7 УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.8 СТОРОНЫ И ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.9 ПРЕДСТАВИТЕЛИ Р АБОТНИКОВ И Р АБОТОДАТЕЛЕИ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

4.9 КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

4.10 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЛИЦАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРАХ

5.1 ПОНЯТИЕ И СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

5.2 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

5.3 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

5.4 ДЕИСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

5.5 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЯ

5.6 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОГЛАШЕНИЯ

5.7 ДЕИСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ

5.8 РЕГИСТР АЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ

5.9 КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ

5.10 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕИ

5.11 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОИСТВО (1 час)

5.12 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

5.13 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

5.14 ОРГАНЫ ЗАНЯТОСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

5.15 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОИСТВА

5.16 КРУГ ГРАЖДАН, СЧИТАЮЩИХСЯ ЗАНЯТЫМИ

5.17 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ТРУДОУСТРОИСТВА ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ РАБОТЫ

6.1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНЫХ: ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ

6.2 ПОНЯТИЕ ПОДХОДЯЩЕИ И НЕПОДХОДЯЩЕИ РАБОТЫ

6.3 ПРАВОВОИ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО

6.4 ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

6.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

ТРУДОВОИ ДОГОВОР (1 час)

6.6 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

6.7 СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

6.8 СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.1 СРОК ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.2 ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.3 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.4 ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.5 ТРУДОВАЯ КНИЖКА: ОФОРМЛЕНИЕ, ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ

7.6 ФОРМА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.7 ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

7.8 ВСТУПЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В СИЛУ

7.9 ФАКТИЧЕСКИЙ ДОПУСК К РАБОТЕ

7.10 СОВМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ)

7.11 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕРЕВОДОВ. ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПЕРЕВОДЫ

7.12 ИЗМЕНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТОРОНАМИ УСЛОВИЙ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ПРИЧИНАМ, СВЯЗАННЫМ С ИЗМЕНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДА

8.1 ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ СМЕНЕ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ, ИЗМЕНЕНИИ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ

8.2 ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ

ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (1 ЧАС)

8.3 ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКР АЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

8.4 РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТНИКА (ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ)

8.5 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ВСЛЕДСТВИЕ ВИНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ РАБОТНИКА

8.6 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ ВИНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ РАБОТНИКА

8.7 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ВСЛЕДСТВИЕ НАСТУПЛЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИЧНОСТЬЮ Р АБОТНИКА

вопросы, связанные с трудовои деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ, а также контролировать соблюдение международных трудовых норм.

5.13 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ


Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Россиискои Федерации» состоит из 45 статеи, сгруппированных в 7 глав.

В главе I «Общие положения» (ст. 1–7.2) определяются понятия занятости (кто считается занятым), безработного, подходящеи и неподходящеи работы, государственнои политики в области занятости; разграничиваются полномочия Россиискои Федерации, ее субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Глава II «Права граждан в области занятости» (ст. 8–11) закрепляет права граждан на выбор места работы, получение консультации, профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации и получение информации о профессиональнои деятельности за границеи. Статья 11 предусматривает право граждан обжаловать решения, деиствия или бездеиствие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящии орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Глава III «Гарантии государства в области занятости» (ст. 12, 13) закрепляет общие для всех граждан гарантии реализации права на труд и дополнительные гарантии занятости для отдельных категории населения.

Глава IV «Регулирование и организация занятости населения» (ст. 14–24) предусматривает организацию работы по содеиствию полнои, продуктивнои и свободно выбраннои занятости. Государственная служба занятости населения включает: уполномоченныи Правительством РФ федеральныи орган исполнительнои власти; органы исполнительнои власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в области содеиствия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; государственные учреждения службы занятости населения. В РФ устанавливаются федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функции в области содеиствия занятости населения, представляющие собои совокупность требовании, обязательных при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функции в об- ласти содеиствия занятости населения органами службы занятости.

Глава V «Участие работодателеи в обеспечении занятости населения» (ст. 25–26) определяет участие работодателеи в обеспечении занятости населения, их права и обязанности.



Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональнои реабилитации и содеиствию занятости инвалидов;информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностеи, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустроиства инвалидов в соответствии с установленнои квотои для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.

Глава VI «Социальные гарантии и компенсации» (ст. 27–37) устанавливает социальные гарантии и компенсации.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице (в том числе в период временнои нетрудоспособности безработного); выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости (в том числе в период временнои нетрудоспособности); возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительнои власти.

Социальные выплаты безработным гражданам осуществляются субъектами РФ.

5.14 ОРГАНЫ ЗАНЯТОСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ


К полномочиям федеральных органов государственнои власти в сфере занятости населения относятся: разработка и реализация государственнои политики в сфере занятости населения; принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в сфере занятости населения; разработка и реализация государственных программ Россиискои Федерации в сфере занятости населения и контроль за их исполнением; установление норм социальнои поддержки безработных граждан; разработка и реализация мер в сфере занятости населения, за исключением мер в области содеиствия занятости населения, реализация которых отнесена к полномочиям органов государственнои власти субъектов РФ; формирование средств на социальную поддержку безработных граждан и контроль за их целевым использованием; координация деятельности по созданию экономических условии для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости; разработка прогноза баланса трудовых ресурсов РФ,
осуществляемая в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 1 ст. 7 Закона о занятости населения).

Правительство РФ вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на: снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ; оказание содеиствия в трудоустроистве многодетных родителеи, родителеи, воспитывающих детеи-инвалидов, незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; повышение мобильности трудовых ресурсов. Правительство РФ вправе утверждать перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.

Полномочия уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительнои власти: принятие нормативных правовых актов в сфере занятости населения по вопросам, установленным Законом о занятости населения; обобщение практики применения, анализ причин нарушении и подготовка предложении по совершенствованию законодательства о занятости населения; издание методических рекомендации по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функции в сфере занятости населения, по разработке региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов; утверждение обязательных для исполнения административных регламентов предоставления государственных услуг по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; утверждение перечня территории с напряженнои ситуациеи на рынке труда в порядке, установленном Правительством РФ; установление нормативов доступности государственных услуг в области содеиствия занятости населения, целевых прогнозных показателеи в области содеиствия занятости населения и осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; проведение мониторинга и оценки качества и доступности государственных услуг в области содеиствия занятости населения, эффективности реализации дополнительных мероприятии на рынке труда субъектов РФ; установление порядка исчисления среднего заработка для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемои гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; информирование граждан и работодателеи о положении на рынке труда в Россиискои Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; про- ведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда РФ; осуществление контроля за обеспечением государственных гарантии в области занятости населения в части социальнои поддержки безработных граждан с
выдачеи обязательных для исполнения предписании; осуществление надзора и контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственнои власти субъектов РФ в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачеи обязательных для исполнения предписании;осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачеи обязательных для исполнения предписании; осуществление проверок, выдача обязательных для исполнения предписании об устранении нарушении законодательства о занятости населения в части государственных гарантии социальнои поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждении службы занятости населения субъектов РФ; формирование и ведение регистров получателеи государственных услуг в сфере занятости населения; утверждение форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содеиствия занятости населения и предписании; установление форм отчетности, требовании к содержанию отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; установление в целях содеиствия занятости инвалидов порядка, формы и сроков обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальнои экспертизы; утверждение типовои региональнои программы повышения мобильности трудовых ресурсов; утверждение порядка предоставления сертификата на привлечение трудовых ресурсов (далее – сертификат) и его формы; утверждение требовании к критериям отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов (п. 3 ст. 7 Закона о занятости населения).

Полномочие Россиискои Федерации, переданное для осуществления органам государственнои власти субъектов РФ, – осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде: пособия по безработице; стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; материальнои помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице; материальнои помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; пенсии, назначеннои по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно (п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости населения).