Файл: Лекция предмет, метод и система трудового права (2 часа) 1 становление и развитие трудового права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА

1.2. ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА

1.3 МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.4 ОТГРАНИЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА ОТ ДРУГИХ ОТРАСЛЕИ

Трудовое право и гражданское право

Трудовое право и административное право

Трудовое право и право социального обеспечения

1.5 СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА

1.6 ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА

Задачи трудового права

2.1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.3 ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПР АВОВЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ

2.6 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

ОТНОШЕНИЯ И ИНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ

2.9 АКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

2.10ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.11РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ ОТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ, В ДОГОВОРНОМ ПОРЯДКЕ

2.13ДЕИСТВИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА. ДЕИСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СССР НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

2.14 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.15 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

3.2 ПРАВОВОИ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.3 РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.4 РАБОТОДАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.5 ПОНЯТИЕ «ПРОФСОЮЗ»

3.6 ПРАВОВОИ СТАТУС ПРОФСОЮЗА

3.7 ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОФСОЮЗОВ

4.1 ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИИ

4.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

4 . 3 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИИ

4.4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВЫМИ

4.5 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.6 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.7 УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.8 СТОРОНЫ И ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.9 ПРЕДСТАВИТЕЛИ Р АБОТНИКОВ И Р АБОТОДАТЕЛЕИ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

4.9 КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

4.10 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЛИЦАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРАХ

5.1 ПОНЯТИЕ И СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

5.2 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

5.3 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

5.4 ДЕИСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

5.5 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЯ

5.6 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОГЛАШЕНИЯ

5.7 ДЕИСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ

5.8 РЕГИСТР АЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ

5.9 КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ

5.10 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕИ

5.11 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОИСТВО (1 час)

5.12 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

5.13 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

5.14 ОРГАНЫ ЗАНЯТОСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

5.15 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОИСТВА

5.16 КРУГ ГРАЖДАН, СЧИТАЮЩИХСЯ ЗАНЯТЫМИ

5.17 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ТРУДОУСТРОИСТВА ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ РАБОТЫ

6.1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНЫХ: ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ

6.2 ПОНЯТИЕ ПОДХОДЯЩЕИ И НЕПОДХОДЯЩЕИ РАБОТЫ

6.3 ПРАВОВОИ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО

6.4 ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

6.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

ТРУДОВОИ ДОГОВОР (1 час)

6.6 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

6.7 СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

6.8 СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.1 СРОК ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.2 ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.3 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.4 ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.5 ТРУДОВАЯ КНИЖКА: ОФОРМЛЕНИЕ, ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ

7.6 ФОРМА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.7 ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

7.8 ВСТУПЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В СИЛУ

7.9 ФАКТИЧЕСКИЙ ДОПУСК К РАБОТЕ

7.10 СОВМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ)

7.11 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕРЕВОДОВ. ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПЕРЕВОДЫ

7.12 ИЗМЕНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТОРОНАМИ УСЛОВИЙ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ПРИЧИНАМ, СВЯЗАННЫМ С ИЗМЕНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДА

8.1 ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ СМЕНЕ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ, ИЗМЕНЕНИИ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ

8.2 ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ

ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (1 ЧАС)

8.3 ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКР АЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

8.4 РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТНИКА (ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ)

8.5 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ВСЛЕДСТВИЕ ВИНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ РАБОТНИКА

8.6 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ ВИНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ РАБОТНИКА

8.7 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ВСЛЕДСТВИЕ НАСТУПЛЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИЧНОСТЬЮ Р АБОТНИКА



4.4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВЫМИ


Все отношения, включенные в ч. 2 ст. 1 ТК РФ под общим названием «иные тесно связанные с трудовыми отношения», подразделяются с точки зрения субъектного состава на индивидуальные и коллективные:

К категории индивидуальных относятся отношения по:

  • трудоустроиству у данного работодателя;

  • профессиональнои подготовке, переподготовке и повышению квалификации работниковнепосредственно у данного работодателя;

  • материальнои ответственности работников;

  • разрешению индивидуальных трудовых споров; обязательно- му социальному страхованию.

К числу коллективных относятся отношения по:

  • организации труда и управлению трудом коллектива работников данного работодателя;

  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашении;

  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условии труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

  • надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового

законодательства (включая законодательство об охране труда); – разрешению коллективных трудовых споров.

Правоотношения по организации труда и управлению трудом. Хотя труд работников и относится к экономическим факторам рыночного хозяиствования, которые работодатель приобретает и использует по своему усмотрению, он, тем не менее, не считается обычным рыночным товаром. Отсюда следует, что наем конкретного труда не рождает для работодателя безграничные возможности по его использованию и распоряжению исключительно в своем интересе. Субъектом индивидуального труда выступает человек, а управление им, как и коллективом людеи, является разновидностью социальнои власти, которая не может быть безграничнои в современном демократическом обществе. С этои точки зрения трудовое законодательство определяет пределы и порядок осуществления даннои власти и, в первую очередь, в области воздеиствия на работников при осуществлении работодателем своих полномочии.

Организационно-управленческие правоотношения всегда длящиеся, возникают и существуют в трех видах: правоотношения трудового коллектива с работодателем, его

администрациеи в конкретнои организации; правоотношения профсоюзного органа с работодателем, его администрациеи; социально-партнерские правоотношения.

Объектом организационно-управленческих правоотношении являются социальноэкономические интересы, вопросы организации и оплаты труда, его охраны, т. е. они касаются материальных интересов как целых трудовых коллективов, так и целои отрасли или региона страны и каждого отдельного работника.

Правоотношения по трудоустроиству у данного работодателя урегулированы Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Россиискои Федерации» (далее – Закон о занятости населения), что является существеннои гарантиеи реализации принципа свободы труда.

Правоотношения по обеспечению занятости населения и трудоустроиству возникают и существуют в трех взаимосвязанных видах.

1 . Правоотношения между гражданином и органом службы занятости по поводу подыскивания подходящеи работы и трудоустроиства на работу, а также по поводу содержания безработных. Основанием возникновения данного правоотношения является заявление гражданина о помощи в подыскивании подходящеи работы и признании его безработным, подаваемое гражданином в орган службы занятости, помимо которого гражданин обязан представить паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) – паспорт и документ об образовании.

С момента регистрации гражданина в качестве безработного данное правоотношение трансформируется в правоотношение безработного с органом занятости, а его содержанием являются взаимные права и обязанности безработных и органов службы занятости.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящеи работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 днеи со дня предъявления органам службы занятости перечисленных документов (ч. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).

Закон о занятости населения предоставляет безработным право на: выбор места работы путем прямого обращения к работодателю. или бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организации по содеиствию в трудоустроистве населения (п. 1 ст. 8); бесплатную консультацию,
бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональнои ориентациеи, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустроиства, возможности профессионального обучения (п. 1 ст. 9); бесплатное получение услуг по психологическои поддержке, профессиональнои подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости (п. 2 ст. 9); самостоятельныи поиск работы и трудоустроиство за пределами территории Россиискои Федерации (ст. 10); обжалование решения, деиствия или бездеиствие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящии орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 11).

Безработные обязаны проходить перерегистрацию в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц, а также использовать направления органа службы занятости для подыскивания и получения подходящеи работы.

Орган службы занятости обязан: оказывать бесплатное посредничество между безработным и работодателем в получении под- ходящеи работы, помощь безработному в выборе такои работы, услуги в профессиональнои ориентации и трудоустроистве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; обеспечивать регистрацию и перерегистрацию безработных и оказывать им помощь в пределах своеи компетенции; выдавать в установленном порядке пособия по безработице и приостанавливать их выплату, устанавливать надбавки к этим пособиям с учетом иждивенцев (п. 1 ст. 12 Закона о занятости населения).

К полномочиям органов государственнои власти субъектов РФ в области содеиствия занятости населения относится оказания им наиболее эффективнои помощи при содеиствии в трудоустроистве с учетом складывающеися ситуации на рынке труда) (п. 9 ст. 7.1-1 Закона о занятости населения); бесплатное оказание услуг по профессиональнои ориентации и психологическои поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости (п. 2 ст. 12 Закона о занятости населения); регистрация безработных граждан (п. 7 ст. 7.1-1 Закона о занятости населения).

К полномочию Россиискои Федерации, переданному для осуществления органам государственнои власти субъектов РФ, относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице и других выплат (ст.7.1 Закона о занятости населения).


Основанием прекращения правоотношении между гражданином и органом службы занятости является акт приема на работу гражданина, т. е. заключение с ним работодателем трудового договора;

2 . Правоотношения между органом занятости и работодателем по поводу обмена информациеи и направления граждан на работу. Данное правоотношение возникает с момента появления способности организации быть работодателем и оканчивается ее ликвидациеи.

Участие работодателеи в обеспечении занятости населения, их обязанности и права по отношению к органу службы занятости предусматривает гл. V Закона о занятости населения.

Орган службы занятости по данному правоотношению обязан: анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и бесплатно информировать работодателя о состоянии рынка труда (ст. 26 Закона о занятости населения), вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся за трудоустроиством (Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящеи работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящеи работы»); осуществлять подбор работодателю необходимых работников с учетом требовании к исполнению трудовои функции (Приказ Минтруда России от 13.11.2012 №524н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственнои услуги содеиствия гражданам в поиске подходящеи работы, а работодателям в подборе необходимых работников»).

К полномочиям органов государственнои власти субъектов РФ в области содеиствия занятости населения относится осуществление надзора и контроля за приемом работодателями на работу инвалидов в пределах установленнои квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписании и составления протоколов (п.6 ст.7.1-1, п.2 ст.13 Закона о занятости населения);

Работодатель имеет право: получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда; обжаловать деиствия органа службы занятости в вышестоящии орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке (п. 2, 4 ст. 26 Закона о занятости населения).

3 . Правоотношения между безработным и соответствующим работодателем по поводу заключения трудового договора на основании направления органа занятости. Данное правоотношение возникает с момента передачи работодателю гражданином направления от органа службы занятости.