ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 617
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Платон – создатель первой философской системы, математик и педагог, основавший (387 г. до н. э.) в Афинах Академию – по сути, первый в мировой истории научно-образовательный институт. У Платона идеальные сущности имеют высший онтологический статус и объективную природу, «они недо- ступные нашим ощущениям и постигаемые одним лишь умом, безусловно, существуют сами по себе»2. Идеи – есть порождающие модели, смысловые основания вещей. Материальные объекты – лишь функции идеального. В реальности, доказывал Платон, существует нечто большее, чем мы можем увидеть или услышать, поэтому органы чувств не дают достоверного знания. Он обобщает мысли Анаксагора и Демокрита и формулирует важнейший принцип теоретической науки: чувственная реальность объясняется с по- мощью стабильных идеальных объектов – элементов структуры постули- руемого невидимого мира. Современная физика подтверждает правоту античных философов. Описываемые с помощью квантовых чисел мель- чайшие единицы материи, не есть физические объекты в обычном смысле слова. «Они суть формы, структуры или идеи в смысле Платона, о которых можно говорить однозначно только на языке математики»3. Но это модернизированные математические структуры, в которых нет места плато- новской идеи абсолютного блага, синтеза интеллектуального и мистического.
Философия, математика и естествознание в Древней Греции развивались параллельно, гармонично дополняя друг друга. Философское обоснование античной математической программы дал Платон, у истоков же ее стоял Пи- фагор, для которого «все есть число». Он открыл фундаментальные связи между конструкциями разума (числами) и характеристиками материи (раз- мер, форма, вес), доказал, что гармония звуков (чувственно-эстетическая сфера) отражает отношения между математическими объектами: ноты хоро-
шо звучат, если их частоты соотносятся как небольшие целые числа.
Евклид трансформировал математические изыскания предшественников в логически стройную обоснованную научную программу, довел до совер- шенства аксиоматический метод. Его труд «Начала» (ок. 290 г. до н. э.) – вершина античной математики, первое систематическое построение теории чисел и геометрии. Эллинистический период (III в. до н. э. – V в. н. э.) подарил миру и других выдающихся математиков – Архимед, Аполлоний
1 Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т. 1. Новосибирск, 1994. С. 101–102.
2 Платон. Тимей. 51d // Сочинения в 3-х т. Т. 3. М., 1971. C. 493.
3 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 118.
Пергский, Диофант, Папп Александрийский, Птолемей. В III в. до н. э. были приведены аргументы в пользу тезиса: математика – ключ к познанию мира. Сторонник гелиоцентризма Аристарх Самосский вычислил размеры Солнца
и Луны и расстояние до них. Эратосфен, удивительно точно рассчитал окружность Земли (39,7 тыс. км.; современное значение – 40 тыс. км.).
Первая развернутая и логически обоснованная программа в области естествознания была создана Аристотелем и господствовала в Европе вплоть до эпохи модерна. Физика у Аристотеля предшествует «статичной» матема- тике, но их общей теоретической основой является философия.
«Если Платон был убежден, что достоверное знание может быть полу- чено только относительно неподвижного и неизменного бытия, то Аристо- тель утверждает, что относительно вещей изменчивых и движущихся тоже может быть создана наука, и притом вполне достоверная»1. Демокрит исходил из дискретности первоначал мира – атомов, Аристотель – из принципа непрерывности. В отличие от Платона, который не был натурфи- лософом, Аристотель признает адекватность чувственного познания. Первич- ная сущность для него – индивидуальный предмет, важнейшее требование к знанию – непротиворечивость.
Аристотель обнаруживает четыре первоначала – форму, материю, про- изводящую причину и конечную причину (цель). Целесообразность, стрем- ление к порядку, имеющие трансцендентную природу, присутствует в каждой вещи. Атомов не существует, все пространство заполнено материей, состоящей из элементов, открытых еще Эмпедоклом. Это: вода, земля, воз- дух, огонь. Земная (подлунная) материя, в отличие от надлунной, способна к непрерывным изменениям, она динамична. За орбитой Луны все заполнено пятым элементом (квинтэссенция) – эфиром. Пустоты, считает Аристотель, также не существует. Это положение следует из его принципа непрерыв- ности; движение в пустоте – нонсенс. В пустоте все тела имели бы оди- наковую скорость, что, ошибочно утверждал Аристотель, невозможно.
В процессе познания обнаруживаются первые, не выводимые из другого
знания основания, благодаря которым становятся известны определения. «Не всякое знание доказывающее, а знание непосредственных [начал] недоказуе- мо»2. Такая метафизичность не мешает Аристотелю мыслить динамично. В том числе, когда речь идет о материальном, чувственно воспринимаемом (у Платона «подлинные» изменения имеют место лишь в сфере идеального).
Незнание движения (вечность, непрерывность и привязка к тому, что движется – его важнейшие атрибуты), влечет незнание природы. Первое из движений, или движение по природе, есть круговое движение небесного свода. Для древнего грека небеса – эталон математической красоты, поэтому ничего, кроме круга – совершенной геометрической фигуры – Аристотель не мог и предложить.
1 Гайденко П. П. Эволюция понятия наука. С. 255.
2 Аристотель. Вторая аналитика, I, 3 // Сочинения в 4-х т. Т. 2. М., 1978. С. 262.
Мерой подлунного «насильственного движения», нарушающего поря- док, есть время. Физика Аристотеля не допускала действия на расстоянии. Движение происходит «где-то» и это «где» есть автономно существующее место – «неподвижная граница объемлющего тела». Моделью места является сосуд. Вещи влекутся к их «естественному» месту – центру Земли. Они движутся прямолинейно, их скорость зависит от плотности среды. В над- лунном мире ничего не происходит, там отсутствуют «земные» время и место, которые, тем не менее, говоря современным языком, находятся во Вселенной, а не она в них. Неподвижные вечные звезды «пришпилены» к небесной сфере и вращаются вместе с ним. Движение неуничтожимых «пла- нет» – Солнца, Луны; Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна – также происходит благодаря движению сфер, к которым они прикреплены.
Неудивительно, что у Аристотеля появляется то, что обусловливает дви-
жение, как перехода к действительности. Речь идет о потенции (возмож- ности). «И, [можно сказать], все возникает из сущего, однако из сущего в возможности, а не из сущего в действительности»1. Потенция соотносится с энтелехией или энергией, как осуществлением того, что имеет место в воз- можности, над которой доминирует действительность. Энтелехия есть завер- шение некоторой деятельности, она – действительность того, что способно возникать и уничтожаться, способно перемещаться2.
Телеологизм и демаркация Аристотелем движущегося и движимого приводит его к идее первого неподвижного двигателя – идеальной сущности, упорядочивающей Космос. Отсюда – один шаг к монотеизму и концепту Творения. И этот шаг был сделан в эпоху Средневековья.
Аристотель – корифей метафизики, детально разработавший ее по- нятийно-категориальный аппарат, «дедушка» психологии и «отец» логики, систематизатор риторики, специалист в области психологии и этики, клас- сификатор живых организмов (его нередко называют основателем зоологии), историк философии и естествознания, создатель оригинальных учений об обществе и государстве. В эпоху эллинизма универсальные системы Платона и Аристотеля чтутся и исследуются, но новые грандиозные и всеохва- тывающие программы не создаются. Начинается своего рода специализация интеллектуальной деятельности, центром которой становится Александрия.
Античная астрономия, у истоков которой стояли Фалес, Пифагор, Ев- докс достигла вершины во II в. Гиппарх открыл явление прецессии, составил первый звездный каталог, предложил первую шкалу звездных величин. Его современник Клавдий Птолемей синтезировал огромный массив знаний накопленных в Вавилоне и Греции. Он взял на вооружение идеи Аристотеля, а именно: Космос завершен и совершенен,