ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 433
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Каждый объект гармоничного, иерархичного мира – есть результат Творения. Но напором идеи о всемогуществе Бога, природа теряет, при- обретенную в античности естественную автономию и целесообразность, ибо безусловная реальность одна – Творец. Но человек, как вершина Творения,
«обречен» на активную когнитивную деятельность, ибо познать Творца – он не в силах. Догмат о Боговоплощении демонстрировал возможность преодоления разрыва между умопостигаемым и чувственным. Средневековая мысль имела свои эпистемологические основания и цели. Например, истина представляла собой нечто иное, нежели научная истина Нового времени.
«Она соответствовала религиозно окрашенным идеальным нормам, была со- образной не действительному ходу земных дел, а высшим предначертаниям Божьего замысла, принципам верности социальной группе и господину»1.
Христианство, далекое на первый взгляд от науки, оказалось способной корректировать ее эволюцию. Именно Церковь, в лице монашества, была хранителем наследия античной науки. Доказательства бытия Бога требовали обращения к логике, работа над ними совершенствовала рациональный
1 Гуревич А. Я. Избранные труды. Средневековый мир. СПб., 2007. С. 148.
инструментарий. Дискуссии о посмертном воздаянии и утверждение в като- лической Европе догмата о чистилище, можно рассматривать как программу конструирования одного из грандиозных возможных миров. Эта программа, утверждает Ж. Ле Гофф, сняла метафизический страх перед адом, раскре- постила сознание европейца. Она изменила социальную структуру, косвенно
способствуя в будущем появлению сообщества критически мыслящих людей. Идея чистилища способствовала прогрессу в юридических науках, возродила интерес к математике (грехи и добродетели ведь нужно считать!).
«Бухгалтерия потустороннего» развивалась параллельно с земной бухгал- терией. Первый бюджет французской монархии был принят в период рождения и вызревания идеи чистилища (начало XIII в.). Произошло обога- щение и усложнение памяти. Без этого невозможна наука история. Чистилище способствовало появлению новой географии. Оно изменило пред- ставления о времени, расширило пространство, ментально подготовив Великие географические открытия. Трансформация реальной картографии проходила параллельно с воображаемой1. Так возможный мир оказался действенным средством изменения социальной действительности.
В рамках христианской мировоззренческой парадигмы были переосмыс- лены учения античных мыслителей, прежде всего, Платона и Аристотеля. Аврелий Августин (IV – V вв.) адаптировал учение Платона, разработал оригинальные концепции в области теологии, антропологии, психологии, этики, социально-политической философии. Учение Августина о свободной воле – шаг к оправданию активного субъекта познания, который не только созерцает мир, но и конструирует его. «Сосредоточенность средневекового мышления на понятии воли подготавливает тот поворот к новому пониманию соотношения между субъектом и объектом, который характерен для науки нового времени»2.
Наследие Аристотеля было положено в основу схоластики. Ее непрев- зойденными мастерами в период расцвета (XII – XIII вв.) были Сигер Бра- бантский, Петр Ломбардский, Альберт Великий, Фома Аквинский. Послед- ний осуществил глубокий анализ католической картины мира, выведя ее на
уровень рациональной систематики. Им разработана религиозно-фило- софская программа, в рамках которой решаются проблемы догматического богословия, онтологии и космологии, эпистемологии, этики. Позитивно на интеллектуальной жизни развитого и позднего Средневековья отразился спор об онтологическом статусе универсалий (общих понятий). Дискуссии между реалистами и номиналистами и сейчас привлекают внимание философов, лингвистов, психологов, математиков.
Важнейшим событием явилось появление и формирование в XI – XIII вв. университетов в Италии (Болонья, Падуя, Неаполь), Испании (Сала- манка), Франции (Париж, Монпелье, Тулуза), Англии (Оксфорд, Кембридж).
1 Ле Гофф Ж. Рождение чистилища. Екатеринбург, М., 2009. С. 310–348.
2 Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. С. 426–427.
В университете сложилось особое иерархичное сословие интеллектуалов, со своим образом жизни и стилем мышления. Из Средневековья к нам пришли факультет, лекция, экзамен, ученое звание, диссертация и т. д.
С университетом связали свою деятельность выдающиеся ученые XIII – XIVвв. Первые экспериментаторы, занимавшиеся оптикой и механикой, Ро- берт Гроссетест и Роджер Бэкон, подготовившие почву для критики аристо- телевской физики Жан Буридан и Николай Оремский, сторонник атомизма Николай из Отрекура, логик и теолог Дунс Скот, лекции которого слушал Уильям Оккам – пожалуй, самый прогрессивный мыслитель того времени.
Будучи номиналистом, Оккам отрицает автономное существование умо- постигаемых сущностей и переориентирует познание на постижение эмпири- чески фиксируемых явлений. Он ставим под сомнение основания схоластики
– универсальную связь Слова и Бытия, позволяющую фиксировать метафи-
зические смыслы. Оккам приходит к выводу: знание может быть относи- тельным и незавершенным. Он отказывается принимать мир как иерархию символов, отрицает аристотелевский физический дуализм подлунного и над- лунного миров.
Оккам сторонник теории двойственной истины, сформулированной крупнейшим арабским комментатором Аристотеля Ибн Рушдом (Авер- роэсом): «Может ли теологическая истина, одна и та же по виду или числу, доказываться в теологии и в естественном знании? Не может: поскольку заключение, одно и то же по виду, не может постигаться двумя различными типами знания; но различные по смыслу термины в теологии и в естественном познании являются причиной знаний разного типа; следо- вательно, заключения [этих дисциплин] необходимо будут заключениями разного типа»1. Но в XIV в. библейские истины еще виделись очевиднее философско-научных. Натурфилософская картина мира пока не могла составить конкуренцию теологической.
Переход в Х в на индийские (арабские) цифры дал толчок развитию математики. Ее крупнейшим представителем был Леонардо Фибоначчи. Он в XIII в. способствовал распространению позиционной системы счисления, первым в Европе стал использовать отрицательные числа, внес значитель- ный вклад в исследование кубических уравнений.
В XII в. европейцы построили доменную печь, в XIII в. изобрели очки (Р. Бэкон), прялку с колесом, механические часы, которые открыли эпоху точности
и лишили Церковь контроля над временем. Важные открытия были сделаны за пределами Европы. Персы ок. 600 г. построили первую ветряную мельницу, арабы сконструировали перегонный аппарат с охлаж- дающим элементом («алкоголь» – арабское слово); «четыре великих изо- бретения» (терминология Дж. Нидэма) были сделаны в Китае. Речь идет о бумаге (II в.), порохе (IX –XI вв.), усовершенствованном компасе (XI в), печати с помощью подвижных керамических литер (XI в.). Первое огне-
1 Оккам Уильям. Избранное. М., 2002. С. 145.
стрельное бамбуковое оружие также появилось в Китае (XII в.), прими- тивная артиллерия – у арабов (XII – XIII вв.). Исламский мир в эпоху Средневековья в научном плане опережал христианский. Арабы и персы сыграли большую роль в сохранении античного наследия, развитии мате- матики (Аль-Хорезми, Аль-Батани, Абу-л-Вафа), географии (Аль-Бируни, Аль-Идриси), астрономии (Аль-Хорезми, Ибн Юниса, Ибн Сина (Авицен- на)), медицины (Мухаммед ар Рази, Авиценна), фармакологии (Ибн аль- Байтар, Джабир ибн Хайян).
И на Востоке, и на Западе – рационально и критически мыслящие интеллектуалы были редкостью. Античная созерцательность и телеологизм никуда не исчезли, они просто приняли новые формы. Креационизм затруд- нял понимание природы, как автономии, подчиняющейся собственным зако- нам. В Европе религия в лице Церкви диктовала свои условия тому, что очень отдаленно напоминало привычную для нас науку. Авторитет Аристо- теля, Птолемея, Галена препятствовал свободному полету творческой мысли. Даже в университетской