ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 614
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Научный закон
У понятия «закон» немало определений и интерпретаций. Во-первых, закон это общая, необходимая, объективная, инвариантная связь (отношение) между объектами, их свойствами и манифестациями. Причем, общность закона – форма проявления его необходимости. Во-вторых, – научное утверждение, имеющее своим референтом данную связь (отношение). В- третьих, набор нормативных предписаний, регулирующих функ- ционирование социума (из области общественных отношений и морали nomos и был перенесен в науку). В-четвертых, универсальный договор, союз между Богом и человеком. Пожалуй, только закону в последнем смысле нельзя приписать предикат «относительность».
Законы природы – это правила, которые обобщают – качественно и количественно – то, как функционирует мир. Они – следствие союза эмпирии и разума. «Законы – это высказывания, утверждающие отношения, которые могут быть установлены с помощью экспериментов или наблюдений. Эти отношения, если и не всегда те же самые, но всегда имеющие некоторую общую черту, которую можно назвать «единообразием ассоциации»1.
Без фиксации единообразного и закономерного, понять многослойную и огромную Вселенную – невозможно. В пользу данного тезиса К. Саган приводит следующие аргументы. В мозгу 1011 нейронов. У каждого нейрона тысячи «проводков» (дендритов), связывающих его с другими нейронами. Если бит информации соответствует одной из этих связей, количество единичных вещей, которые знает мозг – всего 1014. Крупинка же соли состоит из 1016 атомов натрия и хлора. Атомы каким-то образом расположены, связаны между собой, подвержены изменениям. При таких условиях мы не можем понять крупинку соли, не говоря о Вселенной. Но на крупинку можно посмотреть иначе. Соль – кристалл, и если в познанной нами структуре кристаллической решетки нет изъянов, расположение каждого атома Na и Cl и строго предопределено. Фиксация положения каждого атома в кристалле требует примерно 10 бит информации. Обработка такого объема нам доступна. Во Вселенной примерно 1080 частиц, и они не могут вести себя, как им заблагорассудится2. Если мы поймет правила поведения частиц и более сложных объектов (вплоть до скопления галактик), то получим шанс познать мироздание.
Законы природы могут интерпретироваться как 1) имманентно ей присущие, 2) навязываемые миру конструктором (Богом или субъектом познания), 3) описание некоторого порядка вещей (этот порядок может быть задан не только научной теорией, но и сакральными текстами), 4) условное истолкование, «предписание для преобразования высказываний» (М. Шлик). Особняком стоят законы «жизни» абстрактных объектов, например, аксиом, теорем и следствий из них. Законы логики и математики признаются таковыми независимо от структуры материального мира, в силу внутреннего «устройства» сферы идеального, закрепляемого в результате конвенций. Например: (А В) ↔ ( А & В).
Имеется несколько важных номологических вопросов. Законы имеют естественную природу или это человек создает их и «накладывает» на мир? Почему законы столь просты по форме, неточны и выразимы на языке математики; это их объективное качество или следствие конвенций? Каковы условия истинности законов, в том числе в сложном контексте взаимосвязи обратимых и необратимых процессов?
Можно встретить утверждение: закон природы – не просто единица научного знания, но и элемент культуры, имеющий своим основанием монотеизм. Уже в ветхозаветной традиции, Бог – абсолютный законодатель. Связь теоцентризма и номологии, несомненно, прослеживается, но в философии науки Творец вынесен за скобки. Ее в большей степени интересуют объективные природные закономерности и отражающие их научные законы. Закономерность (при элементарной трактовке) есть соот- ветствие эмпирических явлений законам. В этих явлениях, охватывающих определенную область реальности, законы проявляются. Когда речь идет о социальных явлениях, закономерность и закон – синонимы. Закон природы – более устойчивое обобщение, фиксирующее «надежное» отношение между объектами, социальная закономерность – скорее стабильная процессуальная тенденция; связь между сущностями здесь не является необходимой. Индуктивно нельзя обосновать ни законы природы, ни социальные закономерности. Обобщение отдельных наблюдений лишь убеждает нас в вероятности некоторого отношения или события. Законы природы потенциально экспериментально опровергаемы. В то время как фальсификация социальных закономерностей – результат соглашения, здесь есть место случайности. Приверженцы конвенционализма считают, что фальсификация любого закона – интерсубъективная процедура.
«Родился» научный номос в XVII веке (законы падения тел Галилея, движения планет Кеплера и маятника Гюйгенса, рефракции Снеллиуса, упругости Гука, закон Торричелли о скорости вытекания жидкости, законы Ньютона, газовый закон Бойля и пр.). Понятие «закон» в период первой научной революции использовалось очень редко и преимущественно в философском смысле. Декарт, вероятно, был первым, кто рассматривал законы природы как основу наших знаний о ней. До XVII в. идея об упо- рядоченности и предсказуемости природы не имела приверженцев. Правило рычага, законы отражения, плавучести, правило параллелограмма при сложении скоростей уже были известны. Но только в 1703 г. Ньютон, воз- главив Королевское общество, определил его цели так: «Натурфилософия состоит в определении границ и действий природы и сведении их, насколько возможно, к общим законам – установлении этих законов путем наблюдений и экспериментов и выведении из них причин и следствий вещей…»
1.
Закон – важнейший элемент знания, итог научного объяснения мира. Закон кратко репрезентирует сущность происходящих в объективной реальности процессов, «формы и ритмы природы, недоступные глазу созерцателя» (Р. Фейнман). Законы природы редко имеют очевидное отношение к нашему повседневному опыту, представляя собой набор взаимосвязанных абстракций. Законы обратимы, а события и явления – нет, но в том смысле, что их развитие в одну сторону весьма вероятно, а в другую, хотя и возможно, но случается столь редко, что может считаться невероятным. «Между элементарными законами и основными аспектами реальных явлений дистанция огромного размера. Природа устроена таким образом, что самые ее важные факты оказываются отдаленными следствиями более или менее случайного сочетания множества законов»2.
Закон – центр естественнонаучной «галактики». Но законами научный ландшафт не исчерпывается. Без определений, описаний, классификаций нельзя объяснить не только социальную, но и природную реальность. Закон – часть теории, в ее контексте он приобретает смысл, будучи сфор- мулированным на языке, адаптированном под предметно-проблемные дис- циплинарные рубрики. Используя закон в «чистом виде», невозможно строить прогнозы, т. е. он функционирует относительно некоторого коге- рентного массива знаний, в котором закономерности формулируются для идеализированных объектов, находящихся в логических отношениях.
Научный закон имеет две стороны – онтологическую и эпистемологическую. На онтологическом поле обнаруживается референт закона – устойчивые (необходимые, повторяемые, воспроизводимые) отношения между объектами реальности. Эти отношения – «строительные леса» мироздания, их элиминация ведет к утрате сути и функциональности некоторого класса объектов, имеющих независимые от субъекта свойства, проявляющиеся в определенной структуре. «Закон фиксирует существенные инвариантные соотношения, универсальные для той или иной предметной области»3. В эпистемологическом (методологически-операциональном) плане закон есть максимальное «сжатие» адаптированной человеком информации, которая получена некоторым способом и нередко подкреплена метафизической верой в наличие (отсутствие) последовательностей и регулярностей. Последние человек обнаруживает даже там, где их нет. К. Поппер предупреждает: «Наша склонность к поискам регулярностей и наложение законов на природу приводит к психологическому феномену
догматического мышления»30. «Сжатие» реализуется с помощью понятий. Их референты – идеальные сущности, тесно связанные с единичными событиями. Например, первый закон Кеплера гласит: все планеты Солнечной системы обращаются по эллипсу, Солнце находится в одном из его фокусов. Как и два других закона, он – результат интуитивно подобранных Кеплером отношений (на основе наблюдений Т. Браге) между реально существующими небесными телами (онтологическая сторона). В гносеологическом плане – перед нами описание идеализированной гелиоцентрической орбиты планет с помощью абстрактных понятий (эллипс, фокус).
Научный закон выполняет три взаимосвязанные функции. Он объяс- няет, дает возможность делать предсказания, запрещает. Если наши представления о законах природы верны, то отталкиваясь от них, можно определить состояние Вселенной в любой момент времени, в том числе в прошлом. С помощью законов предсказывается наличие (или отсутствие) некоторых явлений и процессов органической, неорганической природы, общественной жизни. Благодаря им строятся прогнозы на предмет функ- ционирования техники и ограничений в ее работе. Выводимость в логике и математике – специфический тип предсказания. Но прежде чем предвидеть, необходимо видеть и объяснять увиденное. А четкость, ясность, простоту объяснениям придают законы. Они – красные линии, переходить за которые ученый должен с большой осторожностью. Объяснительная сила научного закона (как и теории, в состав которой он входит) ограничена. И не только объективными случайными событиями либо естественными флуктуациями.
Познающий субъект не может быть всезнающим. В формулировку самого точного и очевидного закона может вкрасться ошибка.
Элементарной является дисциплинарная типология законов (физики, химии, геологии, биологии и т. д.). Такая типология – искусственная. Она ограничивается констатацией наличного положения дел, поэтому нестабильна во времени и не обладает диагностически-прогностической силой. Но она удобна для систематизации, уместна в образовательном процессе.
Законы физики имеют все основания претендовать на главную роль в науке. Они подчинены фундаментальным