Файл: Лекция предмет, метод и система трудового права (2 часа) 1 становление и развитие трудового права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА
1.3 МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.4 ОТГРАНИЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА ОТ ДРУГИХ ОТРАСЛЕИ
Трудовое право и гражданское право
Трудовое право и административное право
Трудовое право и право социального обеспечения
2.1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.3 ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПР АВОВЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ
2.6 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ
ОТНОШЕНИЯ И ИНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ
2.9 АКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
2.10ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.11РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ ОТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ, В ДОГОВОРНОМ ПОРЯДКЕ
2.14 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.15 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
3.2 ПРАВОВОИ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.3 РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.4 РАБОТОДАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.7 ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОФСОЮЗОВ
4 . 3 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИИ
4.4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВЫМИ
4.5 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.6 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.7 УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.8 СТОРОНЫ И ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.9 ПРЕДСТАВИТЕЛИ Р АБОТНИКОВ И Р АБОТОДАТЕЛЕИ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
4.10 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЛИЦАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРАХ
5.1 ПОНЯТИЕ И СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.2 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.3 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
5.4 ДЕИСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.5 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЯ
5.6 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОГЛАШЕНИЯ
5.7 ДЕИСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ
5.8 РЕГИСТР АЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ
5.9 КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ
5.10 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕИ
5.11 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОИСТВО (1 час)
5.12 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
5.13 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
5.14 ОРГАНЫ ЗАНЯТОСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
5.15 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОИСТВА
5.16 КРУГ ГРАЖДАН, СЧИТАЮЩИХСЯ ЗАНЯТЫМИ
6.1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНЫХ: ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ
6.2 ПОНЯТИЕ ПОДХОДЯЩЕИ И НЕПОДХОДЯЩЕИ РАБОТЫ
6.3 ПРАВОВОИ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО
6.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
6.6 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
6.7 СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
6.8 СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.2 ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.3 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.4 ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.5 ТРУДОВАЯ КНИЖКА: ОФОРМЛЕНИЕ, ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ
7.7 ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
7.8 ВСТУПЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В СИЛУ
7.9 ФАКТИЧЕСКИЙ ДОПУСК К РАБОТЕ
7.10 СОВМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ)
7.11 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕРЕВОДОВ. ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПЕРЕВОДЫ
ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (1 ЧАС)
8.3 ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКР АЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
8.4 РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТНИКА (ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ)
ТК РФ предусматривает заключение коллективных договоров в организации или у индивидуального предпринимателя (ст. 40 ТК РФ).
Категории работников и организации, применение к которым норм социального партнерства должно иметь особенности (ст. 28 ТК РФ): государственные гражданские служащие; муниципальные служащие; работники военных и военизированных органов и организации, органов внутренних дел, Государственнои противопожарнои службы, учреждении и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовноисполнительнои системы, таможенных органов, дипломатических представительств Россиискои Федерации. Особенности применения норм о социальном партнерстве к этим категориям работников устанавливаются федеральными законами.
К органам социального партнерства могут быть отнесены все постоянно деиствующие органы, состоящие из представителеи субъектов социального партнерства как на двустороннеи, так и на трехстороннеи основе, призванные регулировать (участвовать в регулировании) социальнотрудовые отношения:
Органами социального партнерства являются комиссии, создаваемые для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашении, контроля их исполнения. Комиссии создаются на всех уровнях из представителеи сторон, наделенных необходимыми полномочиями.
На федеральном, региональном, территориальном уровнях создаются трехсторонние комиссии из представителеи работников и работодателеи (профсоюзных объединении и объединении работодателеи) и представителеи соответствующего органа исполнительнои власти или органа местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне по мере необходимости создаются двух- или трехсторонние комиссии, которые также могут быть федеральными, региональными, территориальными.
На локальном уровне создается двусторонняя комиссия.
На федеральном уровне создана постоянно деиствующая Россииская трехсторонняя комиссия по регулированию социально- трудовых отношении (РТК), деятельность которои осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 г. № 92-ФЗ «О Россиискои трехстороннеи комиссии по регулированию социально- трудовых отношении».
РТК образована для обеспечения регулирования социально- трудовых отношении, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения. В нее входят представители федеральных органов государственнои власти, представители общероссииских объединении профсоюзов, представители общероссииских объединении работодателеи, которые составляют соответствующие стороны РТК. Состав представителеи Правительства РФ в РТК определен постановлением Правительства РФ от 18.06.2004 г. № 297 «О составе представителеи Правительства Россиискои Федерации в Россиискои трехстороннеи комиссии по регулированию социально-трудовых отношении».
Порядок обеспечения деятельности РТК определен постановлением Правительства РФ от 05.11.1999 г. № 1229 «О порядке обеспечения деятельности Россиискои трехстороннеи комиссии по регулированию социально-трудовых отношении».
С учетом мнения РТК федеральныи орган исполнительнои власти, осуществляющии функции по выработке государственнои политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает порядок опубликования заключения на федеральном уровне отраслевых соглашении и порядок опубликования предложения о присоединении к нему (ч. 11 ст. 48 ТК РФ).
Постоянно деиствующие комиссии созданы в регионах, а также практически на всех территориях.
На практике по мере необходимости создаются и другие постоянные или временные органы – комиссии, комитеты и т. д., занимающиеся определенными вопросами.
На локальном уровне комиссия создается совместным решением работодателя и представителя работников.
4.9 ПРЕДСТАВИТЕЛИ Р АБОТНИКОВ И Р АБОТОДАТЕЛЕИ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
Стороны социального партнерства участвуют в социально- партнерских отношениях в лице своих представителеи, уполномоченных в установленном порядке.
Представителями работников в рамках социального партнерства могут выступать:
профсоюзные представители (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссииских, межрегиональных профсоюзов); иные представители, не относящиеся к профессиональным союзам в случаях, предусмотренных ТК РФ (ч. 1 ст. 29 ТК РФ).
Федеральныи закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» разделил их представительские полномочия в зависимости от того, индивидуальные или коллективные интересы работников уполномочены представлять профсоюзы.
Универсальными представителями работников, имеющими право представлять их интересы на любом уровне, являются профсоюзные представители.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов в области коллективных прав и интересов независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке (ст. 11 Закона о профсоюзах).
ТК РФ предусматривает право представительства интересов работников – членов профсоюза первичными профсоюзными организациями и их органами (ч. 1 ст. 30 ТК РФ). Такое представительство работников может иметь место у любого работодателя – юридического или физического лица. Представительство интересов всех работников первичнои профсоюзнои организациеи и ее органами осуществляется при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора
, рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичнои профсоюзнои организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношении и непосредственно связанных с ними отношении на условиях, установленных даннои первичнои профсоюзнои организациеи.
Представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников таиным голосованием может быть избран из числа работников инои представитель (представительныи орган). Это происходит в тех случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организации не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочии.
Представителями работодателя являются: руководитель организации; работодатель – индивидуальныи предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица (ч. 1 ст. 33 ТК РФ).
Полномочия руководителя организации или уполномоченных им лиц определяются ТК РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации (уставом, учредительным договором), локальными нормативными актами.
Работодатель – индивидуальныи предприниматель осуществляет представительство как в отношениях социального партнерства, так и в иных отношениях лично либо наделяет полномочиями на представительство своих интересов иных лиц.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашении, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссии по регулированию социально- трудовых отношении интересы работодателеи представляют соответствующие объединения работодателеи.
В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателеи его полномочия может осуществлять соответственно общероссииское, межрегиональное, региональное,
территориальное объединение работодателеи при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателеи.
Объединение работодателеи – вид ассоциации (союза), основаннои на добровольном членстве работодателеи (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединении работодателеи.
Объединение работодателеи является социально ориентирован- нои некоммерческои организациеи, устав которого может предусматривать вхождение в него иных некоммерческих организации, объединяющих субъектов предпринимательскои деятельности.
Правовое положение объединении работодателеи определяется Федеральным законом от
27.11.2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателеи».
Объединения работодателеи могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, территориально-отраслевому признакам.
Учредителями объединения работодателеи могут быть не менее трех работодателеи или двух объединении работодателеи, если иное не установлено упомянутым выше Федеральным законом.
Правоспособность объединения работодателеи в качестве юридического лица возникает с момента его государственнои регистрации в соответствии с федеральным законом о государственнои регистрации юридических лиц.
Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателеи, порядок принятия ими решении устанавливаются объединением работодателеи самостоятельно и фиксируются в их уставах.