Файл: Лекция предмет, метод и система трудового права (2 часа) 1 становление и развитие трудового права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА
1.3 МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.4 ОТГРАНИЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА ОТ ДРУГИХ ОТРАСЛЕИ
Трудовое право и гражданское право
Трудовое право и административное право
Трудовое право и право социального обеспечения
2.1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.3 ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПР АВОВЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ
2.6 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ
ОТНОШЕНИЯ И ИНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ
2.9 АКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
2.10ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.11РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ ОТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ, В ДОГОВОРНОМ ПОРЯДКЕ
2.14 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.15 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
3.2 ПРАВОВОИ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.3 РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.4 РАБОТОДАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.7 ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОФСОЮЗОВ
4 . 3 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИИ
4.4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВЫМИ
4.5 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.6 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.7 УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.8 СТОРОНЫ И ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.9 ПРЕДСТАВИТЕЛИ Р АБОТНИКОВ И Р АБОТОДАТЕЛЕИ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
4.10 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЛИЦАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРАХ
5.1 ПОНЯТИЕ И СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.2 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.3 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
5.4 ДЕИСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
5.5 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЯ
5.6 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОГЛАШЕНИЯ
5.7 ДЕИСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ
5.8 РЕГИСТР АЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ
5.9 КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ
5.10 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕИ
5.11 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОИСТВО (1 час)
5.12 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
5.13 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
5.14 ОРГАНЫ ЗАНЯТОСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
5.15 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОИСТВА
5.16 КРУГ ГРАЖДАН, СЧИТАЮЩИХСЯ ЗАНЯТЫМИ
6.1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНЫХ: ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ
6.2 ПОНЯТИЕ ПОДХОДЯЩЕИ И НЕПОДХОДЯЩЕИ РАБОТЫ
6.3 ПРАВОВОИ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО
6.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
6.6 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
6.7 СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
6.8 СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.2 ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.3 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.4 ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
7.5 ТРУДОВАЯ КНИЖКА: ОФОРМЛЕНИЕ, ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ
7.7 ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
7.8 ВСТУПЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В СИЛУ
7.9 ФАКТИЧЕСКИЙ ДОПУСК К РАБОТЕ
7.10 СОВМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ)
7.11 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕРЕВОДОВ. ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПЕРЕВОДЫ
ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (1 ЧАС)
8.3 ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКР АЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
8.4 РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТНИКА (ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ)
Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военнои службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В соответствии с законодательством РФ органы исполнительнои власти субъектов РФ осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональнои ориентации, профессионального обучения детеи, достигших возраста 14 лет21.
В случае приема на работу детеи, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустроиства и другие льготы, установленные законодательством РФ.
Субъекты РФ обязаны в соответствии с Законом о занятости населения проводить разработку и реализацию региональных программ, предусматривающих мероприятия по содеиствию занятости населения, включая программы содеиствия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальнои защите и испытывающих трудности в поиске работы. Трудности в поиске работы могут испытывать также лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военнои службы, и члены их семеи; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детеи, детеи-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздеиствию радиации вследствие чернобыльскои и других радиационных аварии и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые).
ЛЕКЦИЯ 6.
ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОИСТВО (1 ЧАС)
6.1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНЫХ: ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ
Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящеи работы, ищут работу и готовы приступить к неи (ст. 3 Закона о занятости населения).
В качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидациеи организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящеи работы и требования к подбору подходящеи работы устанавливаются Правительством РФ.
Для регистрации в целях поиска подходящеи работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют: паспорт или инои документ, удостоверяющии личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовои стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или инои документ, удостоверяющии личность, и об образовании и (или) о квалификации.
Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Учреждения службы занятости в течение 10 днеи со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящеи работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящеи работы, включая работу временного характера (п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящеи работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 днеи со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовои книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании (п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).
Оказание гражданам услуг в области содеиствия занятости и защиты от безработицы, предоставления информации
осуществляется учреждениями службы занятости бесплатно.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящеи работы гражданам в течение 10 днеи со дня их регистрации в целях поиска подходящеи работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).
Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством РФ назначены страховая пенсия по старости (в том числе до- срочно) и (или) накопительная пенсия, либо досрочная пенсия, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 днеи со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящеи работы от двух вариантов подходящеи работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации – в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложеннои оплачиваемои работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по однои и тои же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 днеи со дня их регистрации в целях поиска подходящеи работы в органы службы занятости для предложения им подходящеи работы, а также не явившиеся в срок, установленныи органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; признанные занятыми в соответствии с Законом о занятости населения (п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения).
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
6.2 ПОНЯТИЕ ПОДХОДЯЩЕИ И НЕПОДХОДЯЩЕИ РАБОТЫ
Подходящая работа – работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональнои пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортнои доступности рабочего места.
Максимальная удаленность подходящеи работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в даннои местности.
Неподходящая работа – работа, если она связана с переменои места жительства без согласия гражданина; если условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; если предлагаемыи заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
6.3 ПРАВОВОИ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО
Статус безработного гражданина подтверждается решением соответствующего органа службы занятости. Праву гражданина обратиться в органы службы занятости для признания его безработным корреспондирует обязанность указанных органов после получения перечисленных документов вынести решение о признании гражданина безработным.
Правовои статус безработного гражданина – это его права и обязанности.
Праву безработного гражданина на получение подходящеи работы соответствует обязанность органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящеи работы. Безработныи гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящеи работы, а орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящеи работы.
Лицам, имеющим статус зарегистрированного в органах службы занятости в качестве безработного, законодательство предоставляет большее число гарантии в сфере содеиствия их занятости. Правовои статус в данном случае дополняется также правом на пособие по безработице, обязанностями по соблюдению порядка регистрации и перерегистрации, активному содеиствию своему трудоустроиству, информированию органа государственнои службы занятости о своих деиствиях относительно самостоятельного поиска работы и др.
Безработные гражданине имеют право на:
-
бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональнои ориентациеи, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустроиства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. (Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электроннои форме в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.); – бесплатное получение услуг по содеиствию в переезде и переселении в другую местность для трудоустроиства, психологическои поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости; -
самостоятельныи поиск работы и трудоустроиство за пределами территории Россиискои Федерации.
Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активнои политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональнои ориентации и психологическои поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (п. 2 ст. 12 Закона о занятости населения).
Безработные граждане обязаны: являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц22; участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или проити обучение по направлению органов занятости (для лиц, указанных в законе); являться на переговоры о трудоустроистве с работодателем в течение 3 днеи со дня направления органами службы занятости; являться в органы службы занятости для получения направления на учебу (работу); сообщить в орган занятости о самостоятельном трудоустроистве, поступлении на обучение по очнои форме, призыве на военную службу (сборы); выбрать один из двух предложенных органом занятости вариантов подходящеи работы (ст. 35 Закона о занятости населения). Граждане вправе обжаловать решения, деиствия или бездеиствие органов службы занятости и их должностных лиц