Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1078

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»

Права МПОВ


Вносить предложения по улучшению качества подготовки водителей.

Обжаловать действия должностных лиц и других органов в порядке установленном законом.

    1. Инструкция по общим мерам безопасности при вождении автомобиля


Работа мастера производственного обучения вождению отличается от деятельности преподавателя, мастера производственного обучения (слесарные работы, техническое обслуживание) прежде всего тем, что он осуществляет обучение не только на месте, но и главным образом в движении. Быстрая сменяемость обстановки определяется характером движения по улицам и дорогам.

Обучение вождению автомобиля в условиях дорожного движения относится к работе повышенной сложности и ответственности.

Мастеру необходимо учитывать следующее. Обладая большой массой и развивая скорость, автомобиль приобретает запас кинетической энергии, тем больший, чем выше скорость. Если скорость возрастет в 2 раза, кинетическая энергия, а следовательно и возможная сила удара, увеличится в 4 раза и т. д. Пропорциональна квадрату зависимость между скоростью и центробежной силой, действующей на поворачивающий автомобиль. Возникающая в случае резкого поворота рулевого колеса поперечная сила действует в том же направлении, что и центробежная, повышая опасность бокового заноса и опрокидывания. Пропорциональна квадрату также и зависимость между скоростью и тормозным путем. Нарушение регулировки тормозов, неравномерный износ шин вызывают перераспределение нагрузки при резком торможении или резком трогании с места не только по осям, но и колесам, увеличивая склонность к боковому заносу.

Но не только по этим причинам автомобиль называют «источником повышенной опасности». Он огнеопасен. Повреждения могут причинить и вращающиеся части (вентилятор работающего двигателя). Не исключены ожоги о раскаленные части (выпускной трубопровод). Возможны травмы из-за неправильного пользования рукояткой при пуске двигателя вручную. Опасность представляет неустойчивое положение вывешенного на домкрате автомобиля. Известны
случаи выпадения из автомобиля при самопроизвольном открытии двери кабины или кузова на крутом повороте. Опасна концентрация отработавших газов на рабочем месте водителя, превышающая санитарную норму. Нарушение правил погрузочно-разгрузочных работ и перевозки грузов приводит к травмам. Наконец, не следует забывать, что некоторые эксплуатационные материалы обладают токсическими свойствами (этилированный бензин, антифриз), осторожность надо соблюдать и при обращении с электролитом и т. д.

В этих условиях обеспечение безопасности приобретает решающее значение. Вся система обучения вождению носит профилактический характер, будучи направленной, на предупреждение травматических случаев, дорожно-транспортных происшествий.

Ответственность за безопасность обучения вождению возлагается на мастера. Его долг и первейшая обязанность не только самому соблюдать учебную дисциплину и требования безопасности, являясь примером, но и настойчиво, последовательно добиваться того же от учащихся. Мастер требует выполнения мер безопасности при пуске двигателя рукояткой, вождении, перевозке грузов и погрузочно-разгрузочных работах, техническом обслуживании автомобиля, во всех случаях давая необходимые пояснения и, предупреждая о могущих возникнуть в результате несоблюдения мер безопасности последствиях.

Обучение вождению - важный и ответственный этап в подготовке водителя. К переходу на учебный автомобиль учащиеся должны быть соответствующим образом подготовлены как по правилам движения, так и по устройству автомобиля. Их знакомят с учебным гаражом, учебным автомобилем, правилами техники безопасности, противопожарными мерами, подчеркивая значение дисциплинированности, внимательности, осторожности, осмотрительности.

Во время обучения мастер не допускает в автомобиль лиц, не имеющих отношения к учебному процессу.

Для обеспечения безопасности мастеру запрещается

обучать на технически неисправном автомобиле, без соответствующего оборудования (дублирующие педали, надписи

«Учебный» и др.), осуществлять первоначальное обучение в местах, где имеется движение пешеходов, особенно детей, допускать учащихся к занятиям на автомобиле без контрольной карточки, отвлекать внимание учащегося в движении посторонними разговорами или чрезмерными объяснениями. В практике обучения следует придерживаться установленных маршрутов. Если мастер находит полезным обучать на новых направлениях, они должны быть включены в учебные маршруты.

Рабочее место в автомобиле должно быть полностью укомплектовано, и находиться в исправном состоянии. Видимость через ветровое стекло имеет немаловажное значение и должна быть хорошей в любых погодных условиях. Зимой принимают меры против запотевания и обледенения. Во всех случаях необходимо обеспечивать удобство размещения учащегося в кабине автомобиля. Чистота и порядок на рабочем месте мастера и учащегося повышают культуру обучения и отвечают требованиям безопасности.

Учащиесянедолжныбезразрешениямастераивегоотсутствие:

занимать место в кабине (кузове);

пускать в ход двигатель;

трогать с места автомобиль;

находиться под автомобилем, поднимать ось домкратом, снимать колесо, демонтировать и монтировать шины, наполнять их воздухом;

производить какие-либо работы с аккумуляторными батареями;

заправлять автомобиль топливом;

открывать капот при работающем двигателе;

выполнять другие действия, могущие повлечь опасные последствия.

Учащимсязапрещается:

начинать движение автомобиля до полного закрытия дверей;

открывать дверь до полной
остановки автомобиля;

во время управления автомобилем отвлекаться от наблюдения за дорогой, смотреть на рычаги и педали при действиях ими;

увеличивать скорость без указания мастера;

допускать резкие действия рулевым колесом, резко тормозить без крайней на то необходимости.

При смене учащихся в кабине учебного автомобиля, выходе из автомобиля и посадке на рабочее место водителя от мастера и учащегося требуется повышенная внимательность и осторожность; двигатель при этом останавливают.

Внимательность, осторожность, осмотрительность мастера и учащегося должны быть усилены:

  • в сложных метеорологических условиях (ливневый дождь, сильный ветер, мороз, снегопад, гололед и т. п.),

  • с наступлением темноты, а также при плохой видимости и обзорности в дневное время,

  • при проезде перекрестков, железнодорожных переездов, в условиях интенсивного движения,

  • на крутых подъемах и спусках, мостах, под мостами, в тоннелях, при обгоне, объезде, встречном разъезде,

  • движении задним ходом, разворотах в узких проездах, выезде на главные улицы и дороги, из ворот домов и т.п.

Особое внимание мастер обращает на выполнение учащимся требований безопасности движения, установленной сигнализации, разъясняет опасные последствия превышения скорости, выезда на левую сторону, резких изменений направления движения, неправильного обгона, ошибок маневрирования и т.п.

Необходимо проводить специальный инструктаж по безопасности в случае усложнения обстановки обучения, например, перед первым выездом с учащимся на улицы и дороги с

интенсивным движением, проездом сложных перекрестков, железнодорожных переездов, в темное время суток, при перевозке грузов и т. п.


При обучении вождению следует добиваться не только изучения техники приема, но и психологической готовности к его выполнению. Это, прежде всего, относится к остановке автомобиля. Мастер использует имеющиеся возможности для развития быстрой и точной реакции на изменение или усложнение обстановки. Можно ввести в практику обучения команду

«Опасность», по которой учащийся должен немедленно применить экстренное торможение, учитывая состояние дороги и складывающуюся ситуацию. Мастер подает такую команду в разнообразных условиях обучения, но всегда внезапно для учащегося.

Обучая вождению, мастер находится в постоянной готовности принять предупредительные меры, если учащийся допустит ошибку, могущую повлечь опасные последствия.

Вопросы безопасности обучения должны быть в центре внимания педагогического коллектива. Учащимся разъясняют, от каких причин могут происходить травматические случаи, к каким последствиям ведет нарушение дисциплины труда, требований безопасности, на примерах работы лучших водителей обучают методам безаварийного вождения.

Необходимо помнить, что безопасность обучения вождению - залог безаварийной работы автомобилистов.

    1. 1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   54