Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»

отстают, для других слишком низок - им скучно, что тоже приводит к потере внимания. Установить темп изложения, одинаково удобный для всех, невозможно. Обычно ориентируются на большинство учащихся. Практически это сводится к выбору нескольких учащихся, за поведением которых внимательно следит преподаватель и по визуальным признакам - осмысленности взгляда, мимике - приблизительно судит, насколько правильно выбран темп.

Темп изложения не может быть постоянным: его нужно снижать при изложении основных учебных элементов на высших ступенях абстракции, при необходимости подробной записи в конспектах и повышать при рассмотрении легко усваиваемой информации описательного характера.

Основы правильного выбора языка изложения (его доступности, выразительности, культуры, целесообразного применения терминов и иностранных слов) преподаватель закладывает при разработке конспекта и сценария занятия. В ходе изложения надо следить за чистотой речи, обеспечивая ее соответствие первоначальной разработке. Очень важно изъять из своей речи так называемый словесный мусор, «слова-паразиты»: «так сказать», «значит», «вот» и т. д. Этому может помочь внимательное и критическое слушание своей речи на занятиях, тщательная подготовка и репетирование ее перед занятиями, прослушивание магнитофонной или видеомагнитофонной записи урока, советы и замечания присутствовавших на занятиях коллег.

Равнодушное, бесстрастное изложение информации преподавателем убивает всякий интерес учащихся к занятиям. Преподаватель заинтересовывает учащихся не только смыслом информации, но и своим отношением к ней. Эмоциональное выражение глубокого интереса к информации преподаватель проявляет в том, что преподносит ее как очень важную с точки зрения квалификации специалиста, как очень интересную, в каких-то аспектах парадоксальную, как предмет восхищения необъятными возможностями человеческого гения и труда.

Наиболее характерным проявлением невнимательности учащихся является рассеянность (дезорганизация внимания), когда мышление хаотично и ни на чем долговременно не концентрируется. Признаки рассеянности - отвлеченный взгляд, неподвижная мимика, отсутствие реакции ученика на изменение тона, темпа, громкости речи, молчание или ответы невпопад на вопросы, заданные по ходу изложения информации.


Другое проявление невнимательности - разговоры, шум, посторонние дела.

Заметив массовое невнимание группы, преподаватель должен, прежде всего, проанализировать свою подготовку к занятию и, если нужно, ввести в нее коррективы. Нужно еще раз прослушать самого себя и попытаться представить себе, как воспринимают речь преподавателя учащиеся, внести необходимые нюансы и поправки. Неплохие результаты дает беседа преподавателя с успешно занимающимися учащимися, построенная на доверительной основе и посвященная выяснению причин массовой невнимательности.

Нужно твердо помнить, что главная причина массовой невнимательности в самом преподавателе, хотя может быть и ряд объективных причин: плохие условия проведения занятий (теснота, духота, посторонний шум, ненормальная температура), общее переутомление учащихся, влияние предыдущих занятий (скучный предмет, нетребовательный преподаватель на только что прошедшем уроке); прошла контрольная работа и учащиеся сильно возбуждены и т. п. Однако никакая причина не снимает с преподавателя обязанности предпринять все возможное, чтобы обеспечить внимание на своих занятиях.

В эти моменты особенно важно использовать приемы возбуждения непроизвольного внимания: заранее подготовленный интересный пример, случай из практики, яркое наглядное пособие, уместную шутку, показ фрагментов кино- или диафильма и т. п. Хороший результат дает физкультурная пауза – 2 - 3 минуты дыхательных упражнений на местах.

Во многих случаях отвлечения внимания полезно переключить деятельность учащихся: рассказ преподавателя заменить самостоятельным изучением заранее подготовленной информации по учебному пособию или раздаточному материалу, предложить учащимся выполнить упражнение, провести контроль усвоения.

Невнимательность, проявляемая отдельными учащимися при общем внимании остальных, в большинстве случаев - следствие недисциплинированности этих учащихся. Таких учеников приходится все время держать под наблюдением преподавателя.

Проявивших невнимательность отдельных учащихся можно вернуть в рабочее состояние различными приемами:



  1. Остановить изложение, выразительно взглянуть в сторону отвлекающегося.

  2. Сделать нейтральное замечание, формально обращенное ко всем учащимся:

«Переходим к очень важному вопросу...»;

«То, о чем сейчас пойдет речь, требует особого внимания». Следует только иметь в виду, что подобными призывами нельзя пользоваться часто, так как у учащихся вырабатывается иммунитет.

  1. Указать учащемуся на его недисциплинированность. Указание должно быть сделано в дружелюбной форме, чтобы эмоции учащегося сосредоточились не на неприятных переживаниях, а на необходимости и путях восстановления внимания.

  2. Разъяснить учащемуся, как влияет его недисциплинированность на собственные учебные успехи и на успехи всей группы.

  3. Адресовать невнимательному ученику вопрос по ходу изложения.

Во всех перечисленных приемах главное - кратковременность (не более 30 с) и доброжелательность. С учащимися, многократно нарушающими дисциплину, на которых указанные выше приемы не оказывают должного воздействия, необходимо провести индивидуальную беседу по окончании занятия. Для беседы надо выбрать такое время, чтобы ни преподаватель, ни ученик не торопились. Очень спокойным, дружелюбным тоном, вызвав учащегося на откровенность, необходимо установить причины и мотивы его поведения и совместно наметить меры, которые надо принять и ученику, и преподавателю, чтобы обеспечить внимание на занятиях.

Часто учащиеся объясняют свою невнимательность отсутствием интереса к предмету. В таких случаях преподаватель должен, с одной стороны, внимательно проанализировать еще раз свою работу, а с другой — внушить учащемуся, что интерес может прийти только со знанием, поэтому нужно сделать усилие над собой, проявить произвольное внимание, освоить кажущиеся подчас неинтересными основы предмета. За ними придет послепроизвольное внимание и интерес к предмету.

Необходимо иметь в виду, что причины и ситуации, которые приводят к срывам в поведении учащегося, весьма многообразны и сложны:

  • неблагополучная семья,

  • материальные затруднения,

  • незаслуженная, а иногда мнимая обида, причиненная товарищами или даже самим преподавателем,

  • неверие в свои силы или, наоборот,

  • гипертрофированная самоуверенность,

  • неумение найти разумные формы самоутверждения личности,

  • неразделенное чувство, отсталость в развитии,

  • невозможность самостоятельно разобраться в сложных учебных вопросах и многие другие.


Все это заставляет преподавателя очень внимательно и осмотрительно, не считаясь с затратами времени и сил, в контакте с классным руководителем и другими преподавателями, с помощью членов семьи и друзей учащегося помочь ему войти в нормальную колею учебной деятельности.

В соответствии с основным положением системы А. С. Макаренко самое лучшее воздействие преподавателя на ученика не личное, а через коллектив класса. Добиться нейтрализации нарушителя, а затем и осуждения его поведения коллективом - трудно осуществимая, но исключительно сильно, безотказно действующая мера.

В отдельных случаях, когда все принятые меры не дают положительных результатов, приходится удалять ученика, мешающего работе всей группы, из аудитории. Однако во всех таких случаях в большей степени проявляется не сила недисциплинированности ученика, а педагогическая слабость преподавателя.


      1. Особенности проведения практических занятий. Практические занятия представляют собою исполнительские действия по освоению умений и навыков, теоретические основы которых (технические сведения) изучены в ходе аудиторных занятий. Непременными условиями для проведения практических работ являются:

  1. Обеспечение всех постов для выполнения предусмотренных программой работ.

  2. Оснащение каждого поста необходимым оборудованием, агрегатами, инструментами, приборами, принадлежностями, а также плакатами, инструкциями (технологическими картами). На постах должны быть предусмотрены рабочие места в количестве, обеспечивающем каждому учащемуся - возможность лично выполнить весь комплекс предусмотренных операций.

  3. Рациональная планировка рабочих мест в соответствии с основными положениями научной организации труда и эргономики, предусматривающая удобство размещения учеников и обеспечивающая безопасное проведение работ.

  4. Регулярная проверка исправности и комплектности оборудования, инструментов, приборов.

  5. Обеспечение каждого рабочего места учебной и справочной литературой, бланками отчетной документации, размноженными в типографии или заготовленными самими учащимися.

В начале каждой работы надо проверить подготовленность всех учащихся. Наиболее удобным здесь является автоматизированный тестовый контроль. За короткое время (5 - 10
мин) он выявляет готовность всех учеников. Необходимо также проверить результаты усвоения правил безопасного выполнения работы по инструктажу, проводимому преподавателем. После этих предварительных операций допущенные к практической работе учащиеся под руководством преподавателя знакомятся с инструкциями по проведению работ и с правилами заполнения отчетной документации.

Если на одном рабочем посту несколько рабочих мест и работают несколько учащихся, из них выделяют старшего (бригадира). В ходе работы преподаватель (мастер) обходит последовательно рабочие места, следит за правильностью выполнения работ, соблюдением правил безопасного труда, консультирует учащихся по возникающим у них вопросам. Особое внимание преподаватель должен уделить проверке осознанности действий учащихся, пониманию ими непосредственной связи между изученными техническими сведениями и операциями, выполненными в ходе практических работ. На этой основе нужно разрабатывать инструкции и отчетную документацию, этим должна быть пронизана вся работа преподавателя при обходе рабочих мест учащихся. Поэтому преподаватель не может ограничиться только наблюдением и ответами на вопросы учащихся. Он должен задавать им заранее подготовленные вопросы, с помощью которых можно выявить осознанность действий учащихся.

Правильность действий учащегося и ответов на вопросы, выявляющие осознанность этих действий, фиксируется преподавателем и вместе с заполненной документацией служит основанием для зачета по работе.

При правильной организации и оснащении практических работ учащиеся должны успевать получить зачет до окончания практической работы, чтобы не переносить оформление отчета на дом.

Наилучший вариант проведения практической работы фронтальный: все учащиеся одновременно, желательно сразу после изучения соответствующих технических сведений, выполняют одну и ту же работу. Однако фронтальное проведение работ требует большого количества одинаково оборудованных рабочих мест, выделения большой площади для их размещения. Это приводит к нерациональному использованию оборудования и площади по времени. Поэтому многие учебные заведения вынуждены создавать мастерские с небольшим количеством мест для каждой практической работы. Учащиеся проводят эти работы по скользящему графику» составленному так, чтобы выполнению работы обязательно предшествовало изучение необходимых для нее технических сведений. Во многих случаях это связано с переносом практических занятий на конец учебного года.